Голливуд против

Вечер воскресенья по тихоокеанскому времени (или раннее утро понедельника по астанинскому) в Лос-Анджелесе однозначно будет жарким. Поводов для горячих ситуаций по итогам церемонии в Dolby Theatre только на поверхности лежит три. Выскажутся те, кто считает "Ла-Ла Ленд" "легковесным и недостойным "Оскара" фильмом" – а картина Дэмьена Шазелла соберёт немало призов, и, вероятно, главный в том числе. В равной степени недовольны будут те, кто считает, что Академия в этом году прогнулась под прессом "чёрного бойкота" двух предыдущих лет; и те, кто решит, что афроамериканская часть Голливуда по-прежнему недооценена, несмотря на, как минимум, две будущие статуэтки, а то и все четыре. И, наконец, никуда не деться от политики – антитрамповский Голливуд пройдётся по новому президенту США вдоль и поперёк.

Устоит ли рекорд?

Любителей же кино наверняка держит в напряжении вопрос, сумеет ли "Ла-Ла Ленд" побить рекорд по числу наград (11), установленный "Бен-Гуром" ещё в 1960 году и позже повторённый лентами "Титаник" и "Властелин колец: возвращение короля". У "Ла-Ла Ленда" 14 номинаций (столько же было у "Титаника"), и это опять-таки рекорд (третий совладелец – драма 1950 года "Всё о Еве").

Скорее всего, стать лучшим "оскаровским" фильмом всех времён у "Ла-Ла Ленда" не получится. Во-первых, выиграть 14 статуэток невозможно – у картины Дэмьена Шазелла сразу две песенные номинации, а приз-то один. Остаётся 13. Нет шансов у Райана Гослинга – в главной актёрской категории очень жёсткая конкуренция между Кейси Аффлеком и Дэнзелом Уошингтоном, Гослинг здесь в лучшем случае – "бронзовый призёр". Остаётся 12. В теории такой расклад возможен, но только в теории. Сразу в нескольких номинациях, прежде всего, технических, нет явного фаворита, а награды соответствующих гильдий оказались размыты между несколькими конкурентами. Думаю, идеальный расклад для "Ла-Ла Ленда" - превращение трио рекордсменов в квартет. Наиболее же реалистичный – 9-10 "Оскаров".

Политический вопрос

Один "Оскар" "Ла-Ла Ленд" получит в актёрских категориях. Как бы ни хвалили Натали Портман за роль Жаклин Кеннеди в "Джеки" и великую Мерил Стрип за роль Флоренс Фостер Дженкинс в одноимённой картине, иной результат, кроме победы Эммы Стоун, будет грандиозной сенсацией. И дело здесь не в каких-то личных симпатиях (мне работа Стоун в "Ла-Ла Ленде", например, кажется исключительной, а кому-то – посредственной). Дело в том, что Эмма обставила своих конкуренток абсолютно на всех предыдущих конкурсах и смотрах: она победительница Венецианского кинофестиваля, обладательница "Золотого глобуса", BAFTA (награды Британской киноакадемии) и, что более важно, приза Актёрской гильдии. Последний факт не является 100-процентной гарантией "Оскара" - "всего лишь" 87-процентной. В XXI веке было четыре случая, когда итоги голосования членов Актёрской гильдии в главной женской номинации не совпадали с результатом "Оскара". Но сейчас, благодаря огромному количеству других призов, всё довольно прозрачно – именно поэтому букмекеры принимают ставки на победу Стоун с коэффициентом, стремящимся к единице, то есть выиграть на её победе можно чуть больше, чем ничего.



Гораздо сложнее ситуация в аналогичной мужской категории. Эксперты и критики чуть ли не однозначно прочат "Оскар" Кейси Аффлеку за картину "Манчестер у моря". Аффлек взял и "Золотой глобус", и BAFTA, но почему-то мало кто замечает, что приз гильдии ушёл Дэнзелу Уошингтону за главную роль в им же поставленной картине "Ограды". На мой взгляд, работа Уошингтона ничем не уступает работе Аффлека, они в равной степени хороши, причём Дэнзел, один из лучших актёров современности, в "Оградах" выглядит более неожиданно и ярко, чем Кейси в "Манчестере у моря". И поледний штрих к портрету: в соответствии с гендерным стереотипом мужские результаты "Оскара" и гильдии практически не склонны к измене. С 2005 года обладатель приза Актёрской гильдии обязательно берёт и "Оскар". Так что результат в этой номинации – вторая по значимости интрига церемонии.



Всё гораздо проще с ролями второго плана – здесь оба "Оскара" достанутся темнокожим актёрам. Махершала Али будет отмечен за драму "Лунный свет" –идеальный, согласно известным шуткам, "оскаровский" фильм о рефлексирующем гее-негре в наркоманском окружении Майами. Виола Дэвис – за роль жены героя Уошингтона в "Оградах". Как говорилось в фильме "Над законом", "вы можете отнести мои слова в банк".



Идеальный "Ла-Ла Ленд"

Успех в режиссёрской номинации станет вторым крупным "оскаровским" успехом "Ла-Ла Ленда". В этой категории интересно то, что практически все претенденты на "Оскар", за исключением Мела Гибсона, ранее на режиссёрскую награду Академии не номинировались.

Что касается Дэмьена Шазелла, то он, без преувеличения, создал идеальное произведение кинематографического искусства. И неслучайно подавляющее большинство профессионалов оценили "Ла-Ла Ленд" очень высоко. В оппозиции – ожидавшие большего после первых рецензий зрители, нелюбители мюзиклов и просто скептики. Занятно: несколько лет назад практически все восхищались "Артистом" - фильмом прекрасным, но, по сути, не более чем немым чёрно-белым парафразом "Поющих под дождём". И вдруг у тех же людей "Ла-Ла Ленд" - пустышка. А писатель и телепродюсер Дэвид Кокс даже выпустил в британской The Guardian колонку "Победа "Ла-Ла Ленда" станет катастрофой для Голливуда и для нас". Кокс называет картину Шазелла "историей двух нарциссов, пожертвовавших любовью ради достижения своих целей". Весьма распространённая точка зрения. Странно при этом, что никто из её сторонников не считает, что Шазелл намеренно упаковал в лёгкую обёртку красочного мюзикла эту трагедию нынешнего времени. То же самое он, кстати, говорил – в более сложной и драматической форме – в своей предыдущей картине "Одержимость".

Помимо мужской актёрской и главной фильмовой категорий есть интрига в операторской номинации. Лучшая шутка последних дней: "Операторы всего мира в предвкушении – Эммануэль Любецки отдыхает, и у них появился шанс на победу". Три года подряд (!) мексиканец без шансов для коллег брал "Оскар". Сейчас примерно равные шансы у Лайнуса Сандгрена за его филигранную, но не новаторскую работу в "Ла-Ла Ленде" (важное достижение – BAFTA) и Грейга Фрэйзера, снимавшего драму "Лев" (в его пользу награда гильдии – Американского сообщества кинооператоров).



Очень странная ситуация, путающая все карты, сложилась в сценарных номинациях. Не припомню подобного: дело в том, что "Лунный свет" получил награду Гильдии сценаристов Америки за лучший оригинальный сценарий, а на "Оскар" номинирован за лучший адаптированный. Дело в том, что пьеса Таррелла Элвина Макрейни не была официально опубликована, и автор вместе с режиссёром Барри Дженкинсом превратил её в основу для "Лунного света". Гильдия посчитала сценарий самостоятельным произведением, Академия – адаптацией. Таким образом, "Лунный свет" получит ещё один "Оскар". Отсутствие же картины Дженкинса в номинации "Лучший оригинальный сценарий" открывает дорогу к победе "Ла-Ла Ленду" ("Золотой глобус") и "Манчестеру у моря" (BAFTA), и угадать победителя здесь объективно можно только одним способом – пальцем в небо.

Драмы не избежать

Оставляя в стороне технические номинации, перейдём к главным – полнометражно-фильмовым. Непривычно в этом году выглядит анимационная категория: лишь два коммерческих "монстра", и оба от Disney – "Зверополис" и "Моана". Зато сразу три новаторских проекта: "Кубо. Легенда о самурае", который также номинирован за лучшие визуальные эффекты (шёл в октябре и остался в нашем прокате практически незамеченным), швейцарско-французская "Жизнь кабачка" (Швейцария даже подала заявку в категорию "Лучший фильм на иностранном языке", и картина добралась до шорт-листа!) и французско-японско-бельгийская копродукция "Красная черепаха", выполненная в становящейся раритетной технологии рисованной мультипликации. Несмотря на это, "Оскар" уйдёт вполне себе шаблонному "Зверополису".



Как обычно, неожиданность может случиться в номинации "Лучший фильм на иностранном языке", хотя уж в этом году ситуация, кажется, прозрачнее некуда. Заявленный от Германии и снятый совместно с Австрией, Швейцарией и Румынией "Тони Эрдманн" - это лучший европейский фильм года (пять наград Европейский киноакадемии, включая главную), обладатель премий ФИПРЕССИ в Каннах и Сан-Себастьяне и, разумеется, явный фаворит. Самое забавное при этом, что "Тони Эрдманн" умудрился проиграть и "Золотой глобус", и BAFTA – но фильмам, которые не могут быть ему конкурентами на "Оскаре". "Золотой глобус" в январе достался французской картине "Она", которая не попала даже в академический шорт-лист, а BAFTA – "Сыну Саула", бравшему "Оскар" год назад. Так что, повторюсь, фаворит очевиден. Но именно в этой категории зачастую случаются необъяснимые решения.



И, наконец, главная номинация, кульминация церемонии – "Лучший фильм". Вот букмекерские котировки: "Ла-Ла Ленд" - 1.14, "Лунный свет" - 6, "Скрытые фигуры" - 21, "Манчестер у моря" - 26, "По соображениям совести", "Ограды", "Лев", "Прибытие", "Любой ценой" - по 101. Статус "Ла-Ла Ленда" понятен. Шансы "Скрытых фигур" и "Манчестера у моря" можно также описать коэффициентом 101. Ведь, по сути, претендентов на главный "Оскар" только двое. Но мне кажется, разрыв между картиной Шазелла и "Лунным светом" не столь огромен. "Золотой глобус" они поделили: "Ла-Ла Ленд" - лучший мюзикл/комедия, "Лунный свет" - лучшая драма. BAFTA и награда Гильдии продюсеров (а за лучший фильм номинируются именно продюсеры, и Шазелла в их списке, кстати, нет) ушли "Ла-Ла Ленду". Но, например, в прошлом году это, как выяснилось, не значило ровным счётом ничего: BAFTA досталась "Выжившему", сами продюсеры выбрали "Игру на понижение", а победителем "Оскара" стала картина… "В центре внимания".

Самое занятное, что кому бы ни была вручена в итоге статуэтка за лучший фильм, недовольных и разочарованных будет более чем достаточно. До встречи на "Оскаре" - прямая трансляция начнётся на телеканале "Хабар" в 5:30 утра понедельника, 27 февраля.