Обвинение в коррупции, женское кино и закрытые премьеры. Всё о кинофестивале "Евразия"
На мастер-классе Валерия Тодоровского – он был председателем международного жюри "Евразии" этого года – гостя спросили: считает ли он, что фильмы – это живые субстанции, которые порой живут собственной жизнью? В зале засмеялись, а Валерий Петрович отметил, что вопрос совсем не глупый. Так оно иногда и бывает: порой фильмы снимают себя сами, как бы это странно ни звучало. Так вот, кинофестиваль "Евразия" тоже, видимо, живое существо, которое живёт своей жизнью и давным-давно режиссирует себя само. Меняется политика, руководство, бюджеты, пресс-службы, а фестиваль всё живёт и иногда такое выдаст, что сразу понимаешь: ты на настоящем кинофестивале, здесь всё как в кино.
О самом ярком моменте церемонии закрытия informburo.kz писал во всех подробностях: режиссёр Адильхан Ержанов со сцены обвинил "Казахфильм" в присвоении денег. Пока кинообщественность пребывала в шоке и пыталась переваривать услышанное со сцены, церемония уже закончилась и, как в хорошем сериале, – на самом интересном. Разумеется, за ближайшие выходные режиссёр, сделавший скандальное заявление, и "Казахфильм" нашли общий язык, уладили конфликт и недопонимание, да так быстро, что даже поп-корн не пришлось покупать. Но те минуты, когда Ержанов заявил такое со сцены, были живым драматургическим материалом – здесь и конфликт был, и свои герои, и антигерои тоже. Тогда зрители получили что хотели – настоящие эмоции. К тому же достигли главного: привлекли внимание и заговорили о наших проблемах публично, вызвав массу споров. Словом, всё как в хорошем кинофильме.
Поскольку в этом году открыли кинофестиваль "Евразия", прямо скажем, небанально – южно-корейским фильмом про зомби-апокалипсис "Поезд в Пусан", собравшим на родине около 10 миллионов зрителей и ставшим одним из рекордсменов проката, а завершили обсуждением личности режиссёра Ержанова, снявшего "Чуму в ауле Каратас", вырисовалась интересная линия: начали зомби-апокалипсисом, а завершили "чумой". Получается, что программная служба фестиваля (возможно, сама того не ведая) вскрыла главную проблему, волнующую сегодня кинематографистов: современное общество больно́.
Если в корейском фильме зомби-эпидемия случается от того, что кто-то что-то упустил, недоглядел и думал лишь о себе, то "Чума в ауле Каратас" происходит из-за намеренного игнорирования проблемы. Здесь "Евразия" даже как будто предложила выход – фестиваль закрылся пролетарской драмой "Я, Дэниел Блэйк" Кена Лоуча, получившей в этом году "Золотую пальмовую ветвь" Каннского кинофестиваля за лучший фильм. Главный месседж этой ленты в том, что система должна служить человеку, а не довлеть над ним, потому что главный во взаимоотношениях человека и государства – человек, а не бюрократическая машина.
Жюри "Евразии" этого года было хорошим: российского режиссёра Валерия Тодоровского, снявшего такие фильмы как "Страна Глухих", "Стиляги", "Любовник" и другие, пригласили председателем. В состав жюри вошли также известные представители авторского кино: самый знаменитый сейчас в Кыргызстане режиссёр – Актан Арым Кубат ("Свет-аке", "Бешкемпир", "Маймыл") и новая звезда европейского кино – исландский режиссёр Гримур Хаконарсон (его недавний фильм "Овцы" получил "Особый взгляд" Каннского кинофестиваля в 2015 году) и другие. Только вот конкурс "Евразия" был не под стать жюри. Конкурсных картин, которые мог бы отметить киноман, было не так много.
Во-первых, это тонкий, красивый и драматичный фильм о послевоенных буднях Абхазии: о том, как после войны одна семья пытается устроить свой быт в покинутом кем-то доме – "Чужой дом " грузинского режиссера Русуданы Глурджидзе (он получил Гран-при "Евразии" и приз NETPAC). Во-вторых, это уже скандальная лента "Чума в ауле Каратас" Адильхана Ержанова (режиссёра наградили на "Евразии" за лучшую режиссуру). И в-третьих, это самая эмоциональная картина фестиваля, филиппинская драма "На районе" – о жизни в борделе от Луисито Лагдамео Игнасио (получившая спецприз жюри "Евразии"). Многие зрители отметили и "Бопем" Жанны Исабаевой.
Но и при таком конкурсе "Евразия" ухитрилась не отстать от фестивальной моды. Взять хотя бы новый тренд – женское кино. То ли потому, что программный директор – сама дама (Елена Ларионова), то ли потому, что больше половины конкурсантов "Евразии" – женщины, у конкурса получился особый взгляд на женские проблемы. К примеру, израильтянка Элит Зексер в своём фильме "Песчаная буря" исследовала жизнь бедуинок на юге Израиля – их до сих пор насильно выдают замуж, даже если у девушки уже есть любимый. Мужчины могут иметь несколько жён, а если одна из них осмелится сказать что-то, что не понравится мужу, он имеет полное право развестись, отобрав детей, имущество и выгнав её на улицу.
О судьбе восточной женщины уже снято немало фильмов, это и прошлогодняя потрясающая турецко-французская лента "Мустанг", и приглашённая в этом году иранская картина "Дочь", победившая не так давно на Московском кинофестивале (её пригласили на "Евразию" вне конкурса), и "Песчаная буря" – очередная из этих лент. Самая сильная точка картины – в финале, когда девушка решает всё же подчиниться воле отца и этот бунт проходит так же, как песчаная буря.
В российской ленте "Прикосновение ветра" режиссёры (Ольга Веремеева и Елена Демидова) изучают мир актрисы, уехавшей в Бурятию чтобы сняться в фильме, а заодно и найти отца своей дочери, а в турецкой картине Агу Озтюрк "Тряпка" речь о бесхарактерной девушке-домработнице, которую бросил муж и теперь ей – необразованной женщине с ребёнком на руках – не на что жить. Этот фильм чем-то напоминает социальную драму от братьев Дарденн о француженке, потерявшей работу – "Два дня, одна ночь" с Марион Котийяр. Только там героиня боролась за своё место в обществе, а здесь главная пострадавшая оказалась абсолютно инертной дамой, которой ничего в голову больше не пришло как исчезнуть из жизни дочери. "Потому что она – тряпка!" – вскричала одна женщина в сердцах после показа.
Рассказывать свои истории женщинам доверили и режиссёры-мужчины. Во французско-швейцарском фильме "Мокко" (кстати, "лучшую женскую роль" на "Евразии" получила актриса этой картины Эммануэль Дево) – героиня, ищущая виновников смертельного ДТП с её ребёнком, а в филиппинской драме "На районе" – не самая лучшая на свете мать, которая на пенсию выходит из борделя. Кроме того, во внеконкурсной программе "Евразии" была отличная драма от француженки Анны Фонтен "Агнец Божий". Картина снята по мотивам реальной истории: речь в ней о польском женском монастыре времён Второй мировой. Его обитптельницы подверглись сексуальному насилию со стороны сначала немецких, а затем советских солдат. В результате часть монахинь забеременела. Теперь единственная, кто может им помочь, – это молоденькая врач французского Красного Креста. Она помогает им родить, а главное – не потерять веру. Интересно, что вся команда картины женская – и режиссёр, и оператор, и художник-постановщик.
Приз за лучшую мужскую роль на "Евразии" получил 93-летний аксакал отечественного кино – Юрий Борисович Померанцев за роль в фильме "Раз в неделю " казахстанского режиссёра Игоря Пискунова. Он сыграл одинокого еврея, которого чуть не сбивает насмерть молодой, но тоже очень одинокий парень. Того приговаривают к общественным работам – приходить к старику каждую неделю на протяжении полугода, так и завязывается их дружба. Премьера фильма состоялась два года назад, но фильм было почему-то решено включить в программу этого года. Впрочем, не зря: вручение премии Юрию Борисовичу стало одним из самых душещипательных моментов. Зал встал и аплодировал актёру, самостоятельно вышедшему на сцену.
В конкурсе короткого метра, жюри которого возглавил известный казахстанский режиссёр Дарежан Омирбаев, Гран-при получила картина "Луч утренней зари " молодого режиссёра Дархана Тулегенова. А специальный приз от журнала Esquire достался нашумевшей документальной ленте "В лучах солнца " режиссёра Виталия Манского – о жизни девочки, живущей в самой загадочной и закрытой для всех стране мира – Северной Корее. Призёром FIPRESCI (премия от Международной федерации кинопрессы) почему-то (мы его не видели в конкурсной программе) стал фильм Эмира Байгазина "Раненый ангел". Специальный приз в номинации "История и Личность " был присуждён документальному фильму "С Назарбаевым о главном" казахстанского продюсера Ерлана Бекхожина.
Хотя во внеконкурсной программе было достаточно картин о которых хочется написать, в том числе и о документальной драме "Море в огне" Джанфранко Рози, получившей "Золотого медведя" Берлинале – это холодная и невероятно страшная картина о сегодняшних мигрантах, которые на пути в Европу погибают на кораблях, самой впечатляющей частью "Евразии" стала всё же деловая площадка Eurasia Spotlight.
Помимо питчинга проектов для молодых режиссёров, презентации лент, находящихся сейчас в работе, прошёл важный круглый стол, посвящённый проблемам социально значимого кино (речь здесь о фильмах про людей с особыми потребностями). Молодых же кинематографистов больше всего впечатлила серия мастер-классов от мэтров: режиссёров Валерия Тодоровского и Актана Арыма Кубата, самого знаменитого каскадёра в Казахстане – Жайдарбека Кунгужинова, а также Эрве Шнайда – режиссёра монтажа, в чьей фильмографии все ленты Жан-Пьера Жёне (в том числе и знаменитая "Амели") и картина Ларса фон Триера "Европа". Об их мастер-классах мы обязательно напишем.
Что касается демократичной политики "Евразии" этого года – шагнуть в массы, то она не оправдала возложенных ожиданий. Жаль. Ведь фильмы шли бесплатно, причём мы нашли как минимум 15 картин, которые можно было смело рекомендовать к просмотру. Но народ на показы ходил без энтузиазма – в залах больше половины мест было свободных. Аншлаг наблюдался только на показе двух картин: трогательной драмы "Дорога к матери" Акана Сатаева, о которой informburo.kz уже писал, и долгожданной картины от Рустема Абдрашова. Там мы ждали увидеть материалы из сериала "Қазақ елі", а получили целый полнометражный фильм – картину "Алмазный меч", воссоздавшую историю создания Казахского ханства и захватившую период, когда Жанибек и Керей откочёвывают подальше от кочевых узбеков, а Керей становится первым казахским ханом.
Этой зимой создатели картины заявляли о нехватке средств на создание картины, в итоге через краундфандинговую платформу ему удалось собрать 1,3 миллиона тенге, плюс 280 миллионов им выделили две компании: "Базис А" и "Фридом Финанс". По словам продюсера Армана Асенова, съёмки 10-серийного сериала и полнометражного проекта по его мотивам обошлись в 3,5 миллиона долларов. Сейчас требуется еще 50 миллионов тенге, которые, как говорят создатели, им уже пообещало Министерство культуры. Деньги потратят на цветокоррекцию, озвучивание и компьютерную графику. Фильм "Казахское ханство. Алмазный меч" обещают презентовать 16 декабря – к 25-летию Независимости РК.
Какой бы ни была история создания сериала, на выходе получилась картина, которая будоражит национальные чувства и напоминает ныне живущим, какую высокую цену заплатили наши предки за эту землю. Понятное дело, что сравнение этого сериала с "Игрой престолов" не слишком корректно. Получилось не так грандиозно и безбашенно, как в голливудских проектах, но ведь это не фэнтези, а реальные события из жизни Казахского ханства. Кровь здесь тоже льётся рекой, но драматургию диктует история. Как отреагируют на фильм представители заинтересованных иностранных каналов – по словам продюсера интерес к сериалу есть и в России, и у стран Латинской Америки, и у арабов, и у китайцев – неясно, но то, что проект придётся по душе местному населению, это абсолютно точно.
"Хотя работа над первым сезоном ещё не до конца окончена, авторы заявляют о готовности приступить ко второму сезону. "Есть сценарий, мы уже отсняли 4 серии второго сезона, осталось доснять шесть серий, и мы можем продавать сериал всем, и в том числе и иностранным телеканалам, для многих из них два сезона – это минимум", – говорит Арман Асенов. Во втором сезоне Керей погибнет, власть перейдёт к Жанибеку, а затем и к хану Бурундыку. На этом события второго сезона заканчиваются.
В завершение мы расскажем о победителях новой национальной премии в области кинематографии под названием "Тулпар".
Первую премию "Тулпар" от недавно организованной Национальной академии кинематографических искусств и наук, в состав которой вошли больше 100 профессионалов кино, разделили несколько картин. Фаворитом академиков стал "Кунанбай", о котором informburo.kz писал. Его наградили в 4 номинациях:
- За лучший сценарий. Отметили авторов: актёра Досхана Жолжаксынова и ныне покойного драматурга Таласбека Асемкулова,
- За лучшую мужскую роль. Статуэтку получил Досхан Жолжаксынов .
- За лучшую работу художника-постановщика. Наградили Рустама Одинаева
- За лучшую музыку к фильму. Награду композитора фильма "Кунанбай" – Толегена Мухамеджанова получила его дочь Карлыгаш.
По два "Тулпара" получили фильм Ерлана Нурмухамбетова "Ореховое дерево" и картина Акана Сатаева ("Дорога к матери"). Нурмухамбетов был награждён в двух самых престижных номинациях: приз за лучшую режиссеру и лучший игровой фильм. "Дорогу к матери" отметили в номинации "Лучшая операторская работа" – победителем стал кыргызский оператор Хасан Кыдыралиев, работающий с Сатаевым почти на всех проектах. Также награду за лучшую женскую роль получила актриса фильма – Алтынай Ногербек, сыгравшая ту самую мать, которая ждёт сына всю жизнь. В номинации "Лучший центрально-азиатский фильм " победил фильм "Завещание отца " (Кыргызстан).
Понятно, что премию "Тулпар" учредили как базу для создания казахстанского "Оскаровского комитета". По идее, фильм-победитель этой премии должен был выдвинут на "Оскар", но в этом году уже решено – отправят картину "Аманат" Сатыбалды Нарымбетова.