Мобильное приложение "НБК Online", представленное Национальным банком 14 ноября 2016 года, постепенно набирает популярность среди населения. Начала, как водится, самая продвинутая его часть, все остальные постепенно подхватывают. На сегодняшний день это приложение на свои гаджеты уже установили более 3 тысяч казахстанцев, и их количество с каждым днём постоянно растёт. "НБК Online", как известно, создавалось для того, чтобы каждый казахстанец, у которого возникает вопрос, связанный с темой финансов, мог задать его специалистам и оперативно получить ответ. Редакция informburo.kz выяснила, что волнует наших граждан и о чём они спрашивают специалистов Национального банка.

Для удобства пользователей "НБК Online" поделили на семь разделов, каждый из которых посвящён отдельной подтеме.


Тематические разделы / Скрин мобильного приложения "НБК Online"

В разделе "Банкноты и монеты" пользователям предлагается задавать любые вопросы, связанные с наличными деньгами и их ходовым обращением. По данным Национального банка, чаще всего в этом разделе казахстанцы спрашивают: "Где можно обменять ветхие купюры?" Интересуются также: "Обменяют ли им их на новые, если края обгорели или порвались?" Ещё один вопрос, который волнует граждан: "Что делать, если в магазине продавец отказался принимать монеты по 1 тенге?" Встречаются и более оригинальные вопросы, например: "Какие новые монеты выйдут в 2017 году?".

Раздел "Ипотечные кредиты" создан для вопросов, связанных с кредитованием: залоговым и беззалоговым, рефинансированием и погашением займов, а также с неплатёжеспособными ипотечными заёмщиками. Здесь чаще всего интересуются, какие нужны документы, чтобы попасть под программу рефинансирования, а также – имеет ли право банк менять ставку по ипотечному кредиту.

Раздел "Обменные операции" предусматривает вопросы о деятельности пунктов обмена валюты, банкоматов и самих банков второго уровня. В частности, казахстанцы сюда писали, чтобы узнать: "Существует ли какое-нибудь ограничение по объёму обмена иностранной валюты в нацвалюту онлайн?". Кроме того, пользователи интересуются возможностью обменять самые различные иностранные валюты на тенге.

Впрочем, этот раздел не только для вопросов, но и для сообщений о всевозможных нарушениях, которые банки второго уровня допускают в работе с клиентами. Национальный банк принимает жалобы от пользователей мобильного приложения и соответственно реагирует на них.

Раздел "Обслуживание в банках" предназначен для более детальных вопросов о взаимодействии финансовых институтов с клиентами. В нём также нередко пишут об острых проблемах, с которыми сталкиваются казахстанцы, приходя в банки. К примеру, зафиксированы такие обращения: "Нужна консультация, есть ли право у банков удерживать процент за просрочку за выходной и праздничный день?", "Что грозит банку, если он в течение трёх дней не исполнил клиентское поручение перевести деньги в другой банк?".

Раздел "Платежи" объединяет все вопросы, связанные с финансовыми операциями, такими как платежи, переводы денег с банковского счёта, без открытия банковского счёта, с использованием платёжной карточки, а также через международные системы переводов денег. Один из злободневных вопросов, который сюда поступает от пользователей мобильного приложения: "Куда обращаться, если в магазине отказываются принимать карточку?". Встречаются также и обращения более частного характера, например: "Если на сайте при оплате покупки меня просят набрать CRV-код, это должно же насторожить? Нельзя его указывать?".

Раздел "Работа банкоматов" в числе наиболее востребованных. Это и не удивительно, потому что практически каждый гражданин сегодня владеет банковской картой и, соответственно, не менее раза в месяц пользуется услугами банкоматов. Вопросов сюда поступает много, самых разных, например: "Работает ли в банкоматах казахстанских банков функция защиты клиентов вводом ПИН-кода в обратном порядке?", "Все ли банки удерживают комиссию при снятии денег в банкоматах другого банка?". Чаще всего в этом разделе спрашивают: "Что делать, если банкомат не выдал денег при совершении операции?".

Раздел "Иное" предназначен для специфических вопросов, которые не подпадают под все вышеперечисленные темы разделов. К примеру, один из граждан поинтересовался: "Какие прогнозы по стоимости золота? Хочу инвестировать в этот инструмент. К кому обратиться за консультациями?". А другой спросил: "Как можно устроиться на работу в Нацбанк?".

В будущем разделов, возможно, станет ещё больше. Разработчики собираются проанализировать тематику запросов пользователей, чтобы понять, что пока осталось не охваченным, но пользуется спросом населения. К примеру, можно было бы создать еще одну рубрику "Защита прав потребителей финансовых услуг" – вопросов по этому важному направлению поступает много.


Конфиденциальные вопросы рекомендуется задавать через официальные письменные запросы / Скрин мобильного приложения "НБК Online"

Важный момент: спрашивать через мобильное приложение специалистов Нацбанка можно о чём угодно, в рамках компетенции, конечно. Однако очень личные, конфиденциальные вопросы рекомендуется задавать всё же через официальные письменные запросы. Речь идёт, например, о номерах банковских счётов, их состоянии или других персональных данных, а также в случаях, когда потребуется проверка банка или получение от него необходимых документов.

В таких случаях лучше обращаться в Нацбанк, сотрудники которого в соответствии с Законом РК "О порядке рассмотрения обращений физических и юридических лиц" подготовят в установленные сроки официальный ответ или комментарии. В регионах Казахстана это можно сделать, обратившись в филиалы Нацбанка.


Раздел "Новости" / Скриин мобильного приложения "НБК Online"

"НБК Online" – приложение, созданное не только для удобной коммуникации граждан со специалистами Национального банка, но и как оперативный информатор. В приложении есть специальный раздел "Новости", который ежедневно осуществляет рассылку уведомлений о самых важных финансовых событиях для казахстанцев. В том числе информацию об итогах и объёмах торгов на валютной бирже и курсе валют.

Мобильное приложение можно бесплатно скачать как в AppStore, так и в PlayMarket. Представлено на казахском и русском языках. Чтобы начать им пользоваться, достаточно пройти несложную процедуру регистрации: ввести личные данные, номер телефона и код подтверждения.