26 октября скандальная картина всё-таки появилась на экранах кинотеатров. Остановить "Матильду" не помогли ни религиозная истерия, ни акции протеста. История любви императора и простой балерины должна была стать настоящим сдвигом парадигмы для активистов "Христианского государства". Главным образом из-за десакрализации Николая II, который в картине и не кровавый, и не страстотерпец, а скорее, тяготящийся бременем долга влюблённый мужчина, в царских подштанниках разгуливающий по будуару рядом с любовницей.

Собственно, экзальтация вокруг фильма и обрекла "Матильду" на успех и кассовые сборы. Идеологическая подоплёка придала картине дополнительные смыслы, которые в ней можно увидеть, а можно и не заметить вовсе. На первый взгляд, костюмированная историческая мелодрама не вышла далеко за рамки довольно шаблонной зарисовки про тайны из жизни монарха.

Польская актриса Михалина Ольшанская играет собственно Матильду. Вокруг её балетной пачки и крутятся все страсти драмы. Она изображает инфернальную соблазнительницу, что-то среднее между дамой с камелиями и бунинской гимназисткой. Мужчины, включая племянника монарха князя Андрея, влюбляются в неё мгновенно и безусловно. Николай II бледнеет и трепещет, увидев случайно слегка обнажившуюся на сцене танцовщицу и больше не может её забыть.



Образ Матильды Кшесинской у Алексея Учителя довольно легковесный и особой глубиной не отличается. При этом в жизни Матильда, по свидетельствам историков, была по-настоящему талантливой балериной, 27 лет отработавшей в труппе Мариинского театра.

Николай II, сыгранный немцем Ларсом Айдингером, ставшем с подачи Натальи Поклонской порноактёром, внешне действительно похож на последнего российского императора. Что касается моральной составляющей образа – её нет. Как нет чёткой мотивации, последовательности в действиях и величия. Образ вышел одномерный и картонный. По сути, о Николае II Алексея Учителя можно сказать лишь одно: это был мужчина, который любил Матильду и не хотел жениться на Алисе Гессен Дармштадтской, как велел долг. Но в конце фильма передумал. То ли потому что считал Матильду погибшей, то ли долг всё же победил сердечное влечение, то ли мать императрица Мария Фёдоровна повлияла своим прочувствованным монологом о нелёгкой доле тех, кто наделён властью.



Образ императора у Алексея Учителя гораздо ближе к тому самому, отрицаемому христианскими активистами и патриотами портрету Николая II. А именно образ обычного, слабовольного человека, для которого "шапка Мономаха" была тяжела и который проводил досуг, стреляя по воронам (в картине показан момент царской охоты). Историки, кстати, много спорили по поводу отношения царя к животным. Профессор Игорь Зимин утверждал, что последний российский император любил в числе прочего пострелять по бродячим кошкам и собакам. А вот историк Пётр Мультатули, напротив, заявляет, что отстрел бродячих животных осуществляло ведомство императорской охоты, а не сам Николай II.

Возможно, Алексей Учитель не ставил перед собой никаких идеологических задач, желая лишь показать человека, ставшего заложником собственной трагической судьбы, которой он пытался избежать, став простым смертным и живя с любимой, но которого всё же ожидала мученическая смерть.



Основная сюжетная линия картины – любовь императора и балерины – несколько сумбурна и скомкана, будто нарочито выдержана в рамках голливудских шаблонов. Словно главная героиня фильма Матильда – лишь средство, чтобы показать закат монархии. Идея разложения и предчувствия гибели вкраплена в отдельные эпизоды и детали фильма. Это и уже не передвигающийся самостоятельно Александр III, который говорит: "Россию надо держать вот так", – и дрожащей рукой пытается сжать кулак, и уколовшаяся булавкой во время примерки короны будущая императрица Александра Фёдоровна. Сцена коронации Николая II при всей пышности картинки и золочённых сводах Успенского собора мрачна и тревожна. Тяжёлая корона, покатившись, падает с императора.



Русский народ в картине мелькает в виде поклоняющейся царю толпы, на которую монарх смотрит из окна поезда. И, конечно же, он показан в сцене событий на Ходынском поле. Правда, совсем мельком. В картине Николай II ночью приходит на место, где погибло более 1300 человек и на трагическом фоне даёт салют. Говорить об исторической достоверности в романтической интерпретации жизни царя, конечно, не приходится. По данным историков, Николаю II сообщили о событиях на Ходынке, но он всё же отправился на праздничный бал, хотя и думал о том, чтобы его отменить.

Треша фильму добавляет образ загадочного доктора Фишера, который проводит странные опыты в своей жутковатой клинике. В частности, подолгу держит графа Воронцова (Данила Козловский) в большом стеклянном кубе, наполненном водой, дабы ввести его в транс.

Если говорить о достоинствах картины, то это в первую очередь то, что вышло, как говорится, дорого-богато. 25 миллионов долларов, по всей видимости, пошли на аутентичные нарядные костюмы и на пышные декорации. Правда, достоинство это неоднозначное. Ингеборга Дапкунайте и Сергей Гармаш были убедительны в роли императорской четы и родителей Никки, как называют монарха в фильме. С другой стороны, такой актёрский дуэт и не мог бы сыграть плохо.



Если говорить о минусах, то они очевидны и бросаются в глаза. Плоскость повествования, вялые диалоги, предсказуемость. Если Алексей Учитель и планировал создать альтернативную историю последнего российского императора, то сделал это слишком буквально. И уж если говорить начистоту, то Ларсу Айдингеру сделала большую честь роль в фильме великого Питера Гринуэя "Гольциус и Пеликанья компания", который в сознании Натальи Поклонской является порнографией.

В любом случае, "Матильда" стала феноменом. Картина показала, как благодаря идеологии и религии совсем не великий, а довольно посредственный фильм может стать хитом.