Вчера на Каннском кинофестивале состоялась мировая премьера картины Адильхана Ержанова "Ласковое безразличие мира". Фильм приняли тепло, долго аплодировали его создателям. Особенно был добр к команде председатель жюри этой программы в этом году – Бенисио дель Торо. Он одобрительно качал головой, улыбался и хлопал дольше остальных.


Динара Бактыбаева и Адильхан Ержанов на премьере фильма в Каннах

Казахстанские кинокартины не в первый раз участвуют в программе "Особый взгляд" Каннского кинофестиваля. В этот конкурс приглашали ленты Дарежана Омирбаева (он здесь рекордсмен, его фильмы в "Особом взгляде" показывали целых три раза, это "Киллер", "Жол", "Студент"). Однажды такой чести удостоился Ермек Шинарбаев (его фильм "Месть" был здесь в 1991 году). Числится участницей конкурса и Гука Омарова (её фильм "Шиzа" показывали тут в 2004 году).

Дважды наши кинематографисты увозили награды домой. Первый раз престижный приз получил Дарежан Омирбаев (в 1998 году лучшим фильмом программы называли его "Киллер"), затем ровно через 10 лет Сергей Дворцевой (его наградили за фильм "Тюльпан" в 2008 году). Теперь, через десять лет, награду может взять Ержанов. "Чтобы не портить статистику, раз в 10 лет казахское кино отмечают в Каннах", – шутят завсегдатаи.


Кадр из фильма "Хозяева"

Сам Адильхан Ержанов приезжает в Канны уже второй раз. В первый раз он был здесь в 2014 году, его фильм "Хозяева" был показан вне конкурса, но в официальной программе. Ещё тогда президент Каннского кинофестиваля Тьерри Фремо говорил, что с нетерпением ждёт новых работ Адильхана. Интересно, что у Ержанова в этом году сразу две премьерные ленты: не так давно его работа "Ночной бог" участвовала в конкурсе Московского кинофестиваля, Канны – сразу после.

О чём новый фильм?

Фильм "Ласковое безразличие мира" (The Gentle Indifference of the world) – это шестая работа режиссёра и одна из первых картин, поддержанных частным инвестором (Astana Film Fund, возглавляемая Аканом Сатаевым). Фильм, снимавшийся под рабочим названием "Стрельба в 11 микрорайоне", был завершён в прошлом году и рассказывает о любви – единственном чувстве, способном победить предрассудки, преодолеть страхи и воспарить над материальным миром.


Кадр из фильма "Ласковое безразличие мира"

В новой драме Адильхан Ержанов, известный своими социальными высказываниями, впервые исследует в кино новую для себя область – любовь. Но режиссер остаётся верен своей главной теме – социальной несправедливости: романтическая история разворачивается у него на фоне драматичной истории одной бедной семьи. По сюжету фильма, после смерти отца, у которого было много долгов, молодая девушка Салтанат (Динара Бактыбаева) решает переехать из своей уютного и тихого аула, в котором всего один дом, в большой город. У неё там живет дядя – обеспеченный человек, который, как она думает, обязательно ей поможет с работой. А деньги девушке очень нужны: её мать вот-вот собираются посадить на долгий срок, и ей нужна помощь адвоката, не дремлют и кредиторы.

Вооружившись красным платьем, туфлями на высоком каблуке и зонтом (постоянный атрибут фильмов Адильхана), Салтанат решительно идёт в новую жизнь. Со старым миром её связывает только лишь друг детства Куандык (Куандык Дюсенбаев), влюблённый в неё по уши и уже давно. Он увязывается за ней в город, хотя там его никто и ничего не ждёт. Город и его жестокие законы быстро подминают под себя этих молодых людей, читающих Стендаля и Шекспира, цитирующих Камю и рассуждающих об импрессионизме. Впрочем, они всё же попытаются сохранить в себе что-то человеческое: хотя бы умение испытывать одно из высших чувств – любовь.


Кадр из фильма "Ласковое безразличие мира"

Интересно, как вместе с фильмами трансформируются если не убеждения, то мир Адильхана Ержанова. В дебютном фильме "Риэлтор", где герой-забулдыга, которому срочно нужны деньги, продаёт участок дома вместе с древним кладбищем, за что машина времени его переносит в эпоху кочевников и наших предков, отвоевавших каждый клочок этой земли своей кровью, автор заявляет о волнующей его теме – отсутствии Дома, как главной точки опоры в этом мире. В фильме "Строители", где дети-сироты вынуждены в краткие сроки построить хотя бы фундамент своего жилья, чтобы землю не отобрал акимат, а также в "Хозяевах", где семью пытаются выселить из построенного дома, его герои – жертвы, которых на поступки толкает отчаяние. Зато в "Чуме аула Каратас" у него уже появляется герой – аким, желающий изменить мир, всё общество, пусть даже пока это не активное противодействие злу, а всего лишь неучастие в этом зле.

В новом же фильме Ержанов будто находит успокоение: да, мир всё так же несправедлив, кругом люди-звери, чей разум затмил золотой телец, такие же ленивые, нерасторопные полицейские, которые всегда принимают сторону сильных мира сего. Простые трудяги вынуждены собирать остатки и довольствоваться малым, мир полон абсурдных героев вроде девочки, которая может пальнуть в лицо из дробовика, но зато в этом мире наконец есть Любовь. "Она сильнее государства, она важнее родственников, ведь она вечна", – сказал на премьера фильма режиссёр. Наконец-то цветы, которые обычно появлялись в финале фильмов Ержанова как символ надежды, зацвели буйным цветом. Колоритные пейзажи в степи делают картину лиричной, а первый кадр – цветы, политые кровью, обещают с первых же минут драму и не обманывают.

В целом визуальный стиль "Ласкового безразличия мира" типичный для Адильхана Ержанова: здесь опять герои, будто сошедшие с полотен – они застывают в искусственной позе, позволяющей зрителям хотя бы на минуту погрузиться в процесс созерцания, всё та же игра со светом в окнах. Много отсылок к живописи: от импрессионистов и Шагала до фресок Микеланджело. Ержанов, хорошо знающий кинематограф, легко вводит в казахский фильм всех обитателей вечной классики: есть здесь и отсылка к Акире Куросаве (некоторые кадры напоминают его шедевры), и Бельмондо (в одном из диалогов), кое-что стилизовано под старые добрые вестерны. Сценарий фильма с фирменным юмором Адильхана (особенно он хорошо использует его в сценах с драками) и одной из лучших романтических сцен в отечественном кино – в импровизированном самолёте превращает эту историю о казахских Бонни и Клайде в нежное, интеллигентное кино.


Кадр из фильма "Ласковое безразличие мира"

Актёрские работы в картине прекрасны: Динара Бактыбаева хороша, но особенно отличился исполнитель главной роли – Куандык Дюсенбаев. Игра этого, как выяснилось, непрофессионального актёра удивляет. Ему удалось донести до зрителя образ настоящего лирического героя, такого редкого для нашего кино в последнее время. Хотя у него и нет никаких богатств, и после него не останется ничего, будто его и вовсе не было в этом мире, он счастлив тем, что жив, что может созерцать красоту и чувствовать любовь. "Всё прекрасное в этом мире я видел, мне большего не надо, – говорит он. – Да и зачем мне все эти блага, ведь в итоге "все небесные блаженства не стоят одного волоска женщины", – цитируют он Камю.

Ещё больше поражает, что Адильхан нашёл этого парня на "Казахфильме", где тот трудится простым рабочим. В кинокругах давно шутят на тему, какой талантливый персонал там собрался: Ерболат Тогузаков работал сторожем и дворником, затем снялся в фильме "Шал" Ермека Турсунова и стал актёром; начальник охранной службы Байжуман Жуманов появился в "партизанских" фильмах Адильхана Ержанова и его команды, теперь он тоже актёр и режиссёр. Теперь вот новая кинозвезда – Куандык Дюсенбаев.

В финале ленты героиня Бактыбаевой говорит: "Это был плохой план, зато хороший день". Перефразируя её, мы можем выдать резюме о картине "Ласковое безразличие мира": это был несправедливый мир, но честная любовь.

Когда состоится премьера картины в Казахстане, пока неизвестно. Объявление результатов в этой программе будет сегодня вечером.