25 января казахстанский сенатор Сергей Ершов обратился к генеральному прокурору страны с просьбой проверить работу онлайн-компаний, предоставляющих онлайн-займы в один клик, без проверки платёжеспособности и под 700% годовых. В Ассоциации ФинТех, объединяющей компании онлайн-кредитования в Казахстане, в ответ на это заявили, что уже наложили на себя "ограничивающие правила и стандарты" и потому работают ответственно.

Вокруг микрокредитов и "займов до зарплаты" образовались практически противоположные мнения. Одни считают, что такие деньги – большая помощь уязвимым слоям населения в сложной жизненной ситуации. К примеру, когда нужно отвести ребёнка в дорогую клинику или починить автомобиль, который является основным источником заработка. В этих случаях микрофинансовые организации действительно полезны для граждан и мелкого бизнеса.

Другие настаивают на том, что если человек начинает брать кредиты на повседневные нужды, то это в будущем лишь ухудшит его финансовое положение. Так нужно ли спасать Казахстан от микрокредитов? Informburo.kz рассказывает, как устроен рынок микрофинансовых организаций в Казахстане, чем он полезен и чем опасен.

Панацея без гарантии

Понятия "микрофинансирование" и "микрокредитование" часто путают или считают синонимами. На самом деле, микрофинансирование – это предоставление малым предприятиям более свободного доступа к источникам финансирования. Обычно займы берут начинающие предприниматели, которые открывают небольшой бизнес. Преимущество микрофинансирования перед банковскими кредитами в том, что есть возможность получить деньги, несмотря на результаты хозяйственной деятельности, кредитную историю и наличие залога.

Микрокредитование – это выдача небольших займов людям, которые не имеют доступа к традиционному банкингу из-за плохой кредитной истории или "серой" зарплаты, которую нельзя подтвердить официально.

Микрокредиты появились не так давно – в 1970-х годах. Концепцию микрокредитования разработал профессор экономики Мухаммад Юнус. Он получил образование в США, но сам был родом из Бангладеш – одной из беднейших стран мира. Борясь с голодом на родине, он обнаружил, что даже самый незначительный кредит может сыграть решающую роль в выживании бедняков. Первый микрокредит он выдал из собственного кармана 10 женщинам, которые изготавливали мебель из бамбука. Сумма займа составила всего 27 долларов. В 1983 году Юнус основал банк "Грамин", который занимался выдачей микрокредитов бедным бангладешцам. С того времени года этот институт выдал более 4 млн кредитов на сумму около 5 млрд долларов.

С начала 1990-х годов этот вид деятельности распространился по всему миру. В это же время появилась гипотеза о том, что микрокредиты позволяют бедным людям стать предпринимателями и добиться финансовой стабильности. Генеральная ассамблея Организации Объединённых Наций даже объявила 2005 год Международным годом микрокредитования, а Мухаммад Юнус получил Нобелевскую премию мира в 2006-м.

Однако не все эксперты убеждены в справедливости такой теории. К примеру, в некоммерческой организации GiveWell отмечают, что в проведённых исследованиях не было найдено подтверждение того, что микрокредиты напрямую влияют на благополучие уязвимых слоёв населения.

Схожее мнение выражает и эксперт Института мировой экономики и политики Сергей Домнин. По его словам, более или менее устоявшееся мнение по этому вопросу звучит так: для бангладешцев, с которыми схему практиковал Юнус, микрокредитование дало возможность выбраться из крайней бедности или долговой ямы и заняться малым бизнесом.

"Но нельзя сказать, что это универсальное лекарство от бедности. Детальные исследования показывали, что далеко не все бангладешцы, бравшие микрокредит, занимали на бизнес. Многие брали на семейные торжества и повседневные нужды. Вот и в Казахстане микрокредитование – это в первую очередь способ заполнить кассовый разрыв в личных финансах, "перехватить" денег до зарплаты, если возникли непредвиденные расходы", – подчеркнул Домнин.

Микрокредит для казахстанца

По данным Ассоциации микрофинансовых организаций Казахстана, к началу февраля в стране работали 152 МФО. Большая их часть сосредоточена в южных регионах. Например, в Алматы зарегистрированы 53 таких организаций, в Южно-Казахстанской области – 23, а в Кызылординской – 11.

За три квартала 2017 года все МФО выдали казахстанцам 442,5 тысячи микрокредитов на сумму более 167 млрд тенге. То есть в среднем на одного клиента пришлось 377 тысяч тенге займа.


Объёмы выданных займов МФО в 2012-2017 годах. Данные за 2017 год приведены за первые три квартала / Фото Informburo.kz

Регулирует работу МФО отдельный закон, принятый ещё в 2012 году. Из важного следует отметить, что максимальный размер займа на одного человека не может превышать 8 тысяч месячных расчётных показателей – в 2018 году это чуть более 19,2 млн тенге. Размер годовой эффективной ставки вознаграждения, согласно постановлению Национального банка, установлен на уровне 56%.

Что интересно, токсичных кредитов в секторе микрофинансов ниже, чем у банков. По итогам 2016 года объём займов с просрочкой более 30 дней там составлял всего 3,8%. В то же время в банках этот показатель был равен 6,7%. В 2017-м тренд переломился: в МФО объём плохих кредитов вырос до 4,56%, а в банках – до 9,3%.

Эксперт ИМЭП Сергей Домин считает, что причины увеличения числа кредитов могут быть связаны с тем, что номинальные доходы населения растут медленнее официальной инфляции.

"Притоки не выросли, а оттоки увеличились. Открывается два варианта решения. Первый: личные бюджеты нужно оперативно пересматривать и снижать уровень потребления и в целом расходы. Второй – закрывать "дыру" за счёт ранее сделанных накоплений и займов", – комментирует Домнин.

Собеседник Informburo.kz напоминает, что согласно опросам Нацбанка по инфляционным ожиданиям, у 80% казахстанцев вкладов в банках нет, а 80% доходов составляет зарплата. В этом случае лучшим решением, считает Домнин, становится кредит.

"Если требуемая сумма небольшая, то проще всего обратиться в МФО. Тем более многие компании дают возможность оформить заём в интернете и перечисляют деньги сразу на банковскую карту. Сам факт, что люди все активнее берут микрокредиты, а доля плохих займов в портфеле микрофинансовых организаций не растёт – хороший показатель. Значит, пока население успевает вовремя закрывать долги, то есть ситуация не так плоха", – добавляет эксперт.

При этом важно понимать, какая доля доходов заёмщика идёт на погашение микрокредита и как этот показатель изменяется со временем.

"Ошибка считать, что микрофинансовые организации только и ждут, чтобы окружить себя должниками в лице наших граждан и потом в стиле венецианского купца требовать долги. Поэтому те из них, кто намерен оставаться на рынке долго, хорошо видят главные риски", – подчёркивает Сергей Домнин.

Примечательно, что среди клиентов МФО физические и юридические лица почти одинаково ответственны как заёмщики. Размер рискового портфеля по ним за три квартала 2017 года составил 4,56% и 4,62% соответственно.

К слову, взыскание денег с должников МФО проводят так же, как и в банках. К примеру, коллекторы должны работать строго в соответствии с законом "О коллекторской деятельности".



Деньги селу

Микрофинансовые организации в поисках высокой концентрации населения в основном работают в крупных городах и районных центрах. Сельское население, а это около 42% граждан, остаётся без их внимания. Здесь коммерческий сектор замещает дочерняя компания национального холдинга "КазАгро" – "Фонд финансовой поддержки сельского хозяйства".

На сайте "дочки" указано, что она занимается "развитием малого бизнеса в приоритетных отраслях сельского хозяйства через обеспечение доступности финансовых услуг". Фонд также участвует в программе Минтруда по развитию продуктивной занятости, а также дорожных картах занятости и бизнеса.

Как Informburo.kz сообщили в "КазАгро", за 2017 год фонд выдал более 13 тысяч займов на 49,1 млрд тенге, то есть 3,7 млн на клиента. Годом ранее общая сумма была заметно меньше – 34,9 млрд, да и на одного заёмщика приходилось чуть менее 3,2 млн тенге. Лидерами по числу микрокредитов стали Алматинская, Карагандинская и Южно-Казахстанская области.

Сейчас портфель фонда составляет 103 млрд тенге, количество активных заёмщиков – 43,7 тысячи человек. Из этого объёма просроченных кредитов более 5,7 тысяч на 3,8 млрд тенге – это 3,7% портфеля.

В холдинге назвали основные причины просрочек. Это:

  • специфичность целевой аудитории по дорожной карте занятости, в том числе социально уязвимых категорий населения;
  • недостаточный профессионализм и компетентность заёмщиков в качестве предпринимателей;
  • климатические и природные явления, в том числе болезни животных, засуха, наводнения;
  • наличие проблемных микрокредитных организаций;
  • недобросовестность и мошеннические действия.

Чтобы снизить долговую нагрузку на заёмщиков и не допустить рост проблемной задолженности, фонд каждый год проводит акцию "Погаси долг без пени". Её участникам при погашении задолженности списывают штрафы.

Если же это и процедуры медиации не помогают, начинаются судебные процессы. Подаётся иск и выносится решение о взыскании залогового имущества неплательщика. При явной неплатежеспособности заёмщиков-юрлиц как выход из ситуации рассматривают банкротство.

Заём в один клик

В своём запросе к генпрокурору сенатор Сергей Ершов говорил об онлайн-кредитах. Такие займы действительно выдаются в режиме реального времени в интернете, и найти их можно множество по запросу в Google. Условия у них примерно одинаковые – срок кредита до 30 дней и ставка в 1-2% в день.

Однако компании, работающие в этой сфере, к числу МФО не относятся. Как отмечают в Ассоциации ФинТех, которая объединяет 90% казахстанского рынка онлайн-займов, этот сектор пока не регулируется, но при этом он абсолютно легален и ограничен рамками Гражданского кодекса по статьям о свободе договора, договоре займа, вознаграждении по займу, возврате предмета займа и письменной форме сделки.

Первый онлайн-заём в Казахстане выдали в 2014 году. Сейчас этот рынок очень быстро растёт, хотя и занимает менее 1% всего розничного кредитования. В связи с большим ростом в ноябре 2017-го отраслевая ассоциация обратилась к Нацбанку с предложением ввести регулирование рынка для "его дальнейшей стабилизации и институционализации".

Сегодня в стране работают 16 онлайн-компаний, занимающихся кредитами, ещё восемь планируют выход на рынок. По данным Первого кредитного бюро, по итогам 2017 года средняя сумма выданного кредита составила 42 тысячи тенге, а срок – 24 дня. Всего же за прошедший год 248 тысячам клиентов выдали 944 тысячи кредитных контрактов, или 3,8 контракта на человека. Объём выданных онлайн-займов достиг 39,7 млрд тенге. Но реальное среднегодовое значение активов сектора составляет всего 0,05% розничного кредитования банков и микрофинансовых организаций.

Вокруг онлайн-займов существует множество мифов, крупнейший из которых касается "драконовских" процентов. Чтобы прояснить текущую ситуацию на рынке, Informburo.kz поговорил с Максимом Кобзевым, руководителем компании "Деньги Маркет". Компания выдаёт не только онлайн-займы, являясь в этом качестве членом Ассоциации ФинТех, но и также занимается оффлайн-кредитованием, в том числе ломбардными продуктами.

Максим Кобзев пояснил различия между PDL, то есть займами до зарплаты, и ломбардным продуктом. Часто считается, что потребители этих услуг – одни и те же люди.

"Область соприкосновения клиентов не превышает 30%, то есть только 30% клиентов ломбарда пользуются займами до зарплаты. Поэтому могу с уверенностью сказать, что клиент разный и PDL продукт не является конкурентом ломбардному, они, скорее, хорошо дополняют друг друга. Это говорит, о том, что PDL компании не увели клиентов с банковского и ломбардного рынков, а конвертировали их из "серой" зоны", – рассказывает Кобзев.

При этом займы до зарплаты и ломбардный продукт имеют много общего. К примеру, средняя сумма займа PDL составляет 42 тысячи тенге, а ломбардного – 60,8 тысячи. Но по стоимости для потребителя PDL будет дороже. Это связано с рисковой составляющей – деньги выдают без залога и поручительства. В итоге вилка ставок колеблется от 1% до 2% в день. По ломбарду этот показатель – от 0,7% до 0,2% в день, но и заём обеспечен ювелирными изделиями или бытовой техникой. Средний срок пользования займом составляет 58 дней.

При наступлении просрочки в ломбарде, по словам Максима Кобзева, клиента ждут 60 дней. Если заёмщик до этого времени не оплатил задолженность, то его залог продают. Что интересно, если выручка с продажи не покрывает задолженность, к клиенту претензий нет – это убыток ломбарда.

В PDL ситуация похожа. В случае просрочки по отраслевым стандартам Ассоциации ФинТех кредитор не начисляет более 250% от суммы займа. Например, при кредите в 10 тысяч тенге максимальное начисление не может быть выше 25 тысяч – итого клиент будет должен 35 тысяч.



Сложное будущее рынка

Для прогнозирования ситуации отраслевая ассоциация заказала специальное исследование. Его автор – политолог Марат Шибутов – отразил позитивный и негативный сценарии развития рынка. В первом случае может быть принят компромиссный и согласованный с Нацбанком вариант регулирования отрасли. Этот улучшит условия для добросовестных заёмщиков, даст возможность новым игрокам выйти на рынок и усилит конкуренцию.

В негативном сценарии ограничение ставки и комиссий на уровне, при котором у компаний-кредиторов не будет прибыли, вынудит их уйти с рынка. Исчезновение источника "коротких" денег может привести население в ломбарды и к "чёрным" кредиторам.

В Ассоциации финансистов Казахстана Informburo.kz рассказали о предложенной Нацбанком модели регулирования рынка онлайн-займов. На площадке АФК уже идёт обсуждение концепции нормативных поправок, в котором участвуют регулятор, банки, микрокредитные организации, а также Ассоциация ФинТех.

"Предложенная Нацбанком концепция предполагает создание режима особого регулирования или так называемой "регуляторной песочницы" по опыту развитых стран. Цель – стимулировать развитие прогрессивных продуктов и услуг, которые могут быть полезны, как для финансового сектора, так и для общества в целом", – говорит директор центра по развитию финансовых технологий и инноваций Ассоциации финансистов Казахстана Константин Пак.

По его словам, стороны рассматривают возможность смягчить на ограниченный срок регуляторные требования, связанные с финансовым сектором. Это режим особого регулирования с возложением ответственности на участников проекта.

В самой АФК рынок онлайн-микрокредитования считают органичной частью финансового рынка. По мнению ассоциации, этот бизнес позволяет "вовлекать в цивилизованный рынок те слои населения, которым не были ранее доступны легальные кредитные продукты". Но при этом эксперты отмечают, что важно принять адекватные меры регулирования отрасли. С одной стороны, нужно защитить население, а с другой, способствовать дальнейшему развитию рынка.

"Регулирование рынка онлайн-кредитования позволит установить одинаковые для всех игроков правила – ограничить предельные ставки вознаграждения и суммы займов, размеры комиссий и штрафов. Этот рынок существовал всегда и будет существовать. Вопрос в том, где он будет – в легальном поле или нелегальном. Чрезмерное регулирование может привести к тому, что "белые" игроки из него уйдут, и мы получим криминализированный рынок, что гораздо хуже", – добавляет Константин Пак.

Директор Центра прикладных исследований "Талап" Рахим Ошакбаев высказывает более категоричное мнение о кредитах до зарплаты. По его словам, это может быть одним из признаков обеднения населения.

"Как правило, в кризис процветают ростовщики, ломбарды и букмекерские конторы. Более полумиллиона финансово неблагополучных казахстанцев в прошлом году взяли подобные доступные онлайн-кредиты под грабительские проценты, ещё больше ухудшив своё финансовое состояние. Всё это потенциальный протестный слой населения в будущем", – говорит Ошакбаев.

При этом, подчёркивает эксперт, бедные и некредитоспособные граждане могут стать ещё беднее. Глава центра "Талап" предлагает "три простых предложения" по защите населения от злоупотреблений со стороны кредиторов. Первое – ввести в Гражданский кодекс условие для признания сделки займа недействительной. Этим условием может стать пятикратное превышение годовой эффективной ставки по кредиту того уровня, который установлен регулятором.

Второе – ускорение принятия закона "О банкротстве физических лиц". После признания физлица банкротом все его имущественные обязательства прекращаются. В последнем послании Президента, напоминает Ошакбаев, это поручение правительству уже прозвучало.

Третье предложение – ужесточение защиты от злоупотреблений со стороны кредиторов и коллекторов. В том числе эксперт называет ответственность за психологическое давление на заёмщика, шантаж, "бомбардировка" SMS-сообщениями.

"Пусть кредиторы взыскивают через суд и судебных исполнителей, там хватает легальных инструментов. А также это, наконец, вернёт кредиторов к необходимости оценки кредитоспособности заёмщиков", – подчёркивает Рахим Ошакбаев.

Всеобуч для взрослых

Главный корень всех бед в историях с кредитами часто кроется в отсутствии базовых финансовых знаний. Для оценки финансовой грамотности в Казахстане Первое кредитное бюро рассчитывает одноимённый индекс. В декабре 2017 года он составил 3,63%. Это означает, что лишь 3,63% от экономически активного населения Казахстана запрашивало свои персональные кредитные отчёты. К слову, показатель быстро растёт – ещё в 2011 году он был равен 0,03%.

Важность финансовой грамотности сложно переоценить. Примером тут может выступить Китай. Изначально местные власти рассматривали микрокредиты как полезный инструмент в борьбе с бедностью и даже рекламировали их. Но потом ситуация начала выходить из-под контроля. Беспорядочное потребительское кредитование со стороны компаний начало создавать большие социальные риски. С развитием интернет-финансов жертвы микрокредитов могли появиться по всей стране, переводя конфликт в общенациональный масштаб.

Работа МФО стала создавать и системные финансовые риски. Из-за отсутствия ограничений в регулирующих документах организации стали пополнять свои балансы через выпуск ценных бумаг, обеспеченных этими задолженностями (ABS). Эти бумаги похожи на печально известные американские CDO, которые вызвали финансовый кризис 2008 года.

Были вопросы и к финансовой грамотности населения. Так как государство в Китае долгое время сохраняло абсолютную монополию на любую финансовую деятельность, в головах людей до сих пор сидит убеждённость: государство за всё отвечает и будет следить за соблюдением справедливости и прав.

Поэтому важно обращать внимание на финграмотность и в Казахстане.

"Запустить сегодня бизнес на 100-150 тысяч тенге, а больше в микрокредитной организации в первый раз вряд ли дадут, взятых под 1-2% в день – это история скорее из сборника финансовой фантастики. Конечно, успех бизнеса – это вопрос не сумм и процентов, а финансовой дисциплины: насколько эффективно заёмщик потратит деньги. Но, если быть до конца честными, с финдисциплиной у этих заёмщиков и проблемы, иначе бы они в МФО за такими маленькими суммами не обращались", – считает эксперт Сергей Домнин.

Однако, подчёркивает он, это не означает, что все заёмщики МФО – транжиры, а сами финучреждения надо закрыть.

"Сам по себе инструмент неплохой, он нашёл свою нишу в Казахстане и уверенно в ней обживается, судя по данным рынка. Теперь надо наблюдать, как будет развиваться рынок. Что государству следовало бы делать, если оно обеспокоено темпами роста микрокредитования, так это повышать финансовую грамотность населения, чтобы каждый взрослый человек понимал разницу между 1% в день и 56% в год, особенно если речь идёт о заёмных средствах", – подытожил эксперт.