Если считать чёрный пиар за хороший, то казахстанская группа Ninety one в последние дни просто на пике популярности. Даже далёкие от поп-музыки казахстанцы теперь знают стильных парней в облегающих джинсах, с серьгами и крашеными волосами.

Имидж в стиле k-pop и сыграл для бойз-бенда роковую роль. Произошёл музыкально-идеологический конфликт. Продвинутые образы парней не понравились не расстающимся с домброй и радеющим за традиционные ценности представителям отечественной эстрады. Сначала Ninety one не пустили в Актобе. Местные певцы правильной музыкальной ориентации поклялись, что не позволят непонятным гламурным парням развращать их аудиторию. Напрасно митинговали юные фанатки – симпатичные юноши так и не выступили в Актобе.

Мировой заговор

Не найдя понимания в Актобе, группа подалась было в Карагандинскую область, но суровая шахтёрская столица тоже их не приняла. Активисты написали в акиматы Караганды и Жезказгана письма, в которых обвинили Ninety one в пропаганде нетрадиционной любви и вообще усмотрели в их творчестве отголоски мирового заговора по уничтожению человечества. Мол, взращённые на неправильной музыке мальчики и девочки становятся геями и лесбиянками и не размножаются. В общем, противники группы уверены, что от Ninety one молодёжь надо оградить. В итоге концерты запретили.

Продюсер группы Ninety one Ерболат Беделхан от такого отношения к творчеству своего коллектива, мягко говоря, в шоке. В интервью Informburo.kz он сказал, что потрясён фанатизмом и истерией, возникшей в обществе из-за концертов поп-группы.

"Такое было и раньше, даже у нашей легендарной группы "Дос мукасан" была такая ситуация, что им тоже не давали выступать в своё время. Их образы в то время выглядели эпатажно. Тут вопрос в том, в какой стране мы живём. Если это светская демократичная страна, то почему они считают, что имеют право диктовать мне, что делать и что надевать? – удивлён Ерболат Беделхан. – Наш народ, к сожалению, не может строить собственное мнение, он опирается на общее мнение, сложившееся с помощью СМИ. У меня просто нет слов в этой ситуации, хотя я не злой человек. Мне обидно, ведь это моя страна. Насколько печально то, что мы живём в такое время. Эта ситуация – показатель наших реалий, того, в какой стране мы живём. Если мы хотим войти в тридцатку развитых стран, то пусть наше правительство посмотрит на это. Это показатель культуры, без которой никуда".


Ерболат Беделхан / Фото с сайта ZhambylNews.kz

По словам Ерболата, чёрный пиар группе не помог. То, что их творчеству мешают, его очень удручает.

"Я маленький человек, я ничего не могу сделать, – сокрушается Ерболат Беделхан. – Группу Ninety One уже обвинили и в нарушении религиозных устоев, и в масонстве, и в нетрадиционной сексуальной ориентации. Это уже чересчур. Это настолько дико, что я просто слов не могу найти. Я уже 17 лет в нашем шоу-бизнесе, если, конечно, он существует. Я пытаюсь что-то построить, но не получается. Потому что постоянно обливают грязью. Я не считаю, что чёрный пиар – это хорошо. Это плохо. Конечно, может быть, для нас и есть плюсы в этой истории, но их меньше чем минусов. Поэтому я страдаю, ребята страдают. Мы уже вообще не выступаем, где нам зарабатывать деньги? Как нам жить и заниматься творчеством?!"

Хиджаб снять или трусы надеть?

Ситуация с группой Ninety one иллюстрирует определённую тенденцию в казахстанском обществе. Ведь похожих скандалов в последнее время очень много. То чьи-то прелести, выложенные в сеть, становятся объектом порицания аксакалов. То певец Саят Медеуов, говорящий о традиционных ценностях и институте токал, вызывает неменьшую волну осуждения. Почему казахстанское общество разделилось на два полярных фронта и бросается из крайности в крайность? И как удержаться в рамках морали в такой ситуации, когда не знаешь: то ли хиджаб снять, то ли трусы надеть? За ответом мы обратились к общественным деятелям, историкам и молодёжи.

Арман Нурмуханбетов – инициатор создания народного праздника "День казахской национальной одежды" и историк, он знает толк в казахских традициях. Про скандал с Ninety one он слышал. Арман считает, что парни и впрямь могут разрушить нашу мораль. Молодёжи надо показывать бравых отечественных джигитов, а не апологетов чуждой культуры.

"Вне зависимости от моего личного мнения относительно данной группы, голос народа имеет решающее значение, – считает Арман Нурмуханбетов. – Если жители Жезказгана и Актобе не хотят видеть эту группу в своих городах, то это их полное право. Даже иногда радует, когда казахи активно противодействуют культурным влияниям, несущим разрушение нашей традиционной морали. С другой стороны, возможно участие в деле и конкурирующих продюсеров, попытавшихся таким образом сорвать проект "враждебных сил" и пролоббировавших административный запрет Но это уже из сферы догадок. Не имею ничего конкретно против группы. Мне даже нравится, что у них появляются поклонники из разных стран мира и шлют им свои видео-сообщения на казахском языке. То есть, как и Борат, они странным образом служат популярности своей страны и культуры. Но при этом, как ни странно, они копируют манеры настораживающе женственных корейцев... Это я считаю уже опасным для нашей культуры, всегда пестовавшей брутальный образ настоящего батыра, мужественного защитника народа".


Арман Нурмуханбетов / Фото со страницы в Faсebook

Арман считает, что противостояние традиционалистов и сторонников более либеральных ценностей в нашей стране – это вполне закономерно.

"Это нормально, есть представители какого-то традиционного стержня, есть сторонники новых тенденций, – прокомментировал Арман. – Есть такая цитата: "Нынешняя молодёжь совершенно безграмотная и невоспитанная. Не слушает старших, дерзит и плюёт на обычаи предков". Актуальная цитата? А она из египетского папируса. То есть ничего не изменилось".

"Что вы хотите? Жить в юртах и пасти табуны?"

Арман Нурмуханбетов считает, что в Казахстане борются тенденции исламизации и европеизации. Народ разрывается, не зная в какую сторону пойти.

"Среди нашей молодёжи три тенденции можно выделить. Первая – это отрицание традиций предков в угоду европейским влияниям, – говорит Арман. – Стиль Ninety one – это тоже европейское влияние, это не корейская традиция, уверяю. Вторая тенденция – это исламизация с радикальным оттенком. И третья – возрождение традиций предков. Среди тех, кто за традиции, я ни разу не встречал тех, кто предлагал бы на сто процентов вернуться к традициям. Нас часто упрекают: "Что вы хотите? Жить в юртах и гонять табуны?" Нет, конечно! Мы имеем в виду, что нужно опираться на какой-то базовый моральный принцип. Какие-то ценности, которые нам не внушили по телевизору или в книгах, а которые содержались изначально в каких-то тёплых бабушкиных словах. Это мы обязаны сохранить. Также есть определённый декоративный культурный код: наши продукты, наши боевые искусства, танцы. Это зерно, которое всё равно нужно передавать. Это то, что мы вынуждены делать перед лицом двух угроз: европеизации и глобализации".

Чингиз и его знаменитый пенис

Чингиз Касимов стал известным после того, как его пост о ханжеской морали противников открытой сексуальности бурно обсудил казнет. Причём многие не дочитали длинный эмоциональный пост, их внимание отвлекло откровенное фото парня в трусах, в которых чётко просматривалось его мужское достоинство. Пенис Чингиза активно обсуждали, кто-то предположил, что это муляж. Чингиз к такой реакции относится с юмором, но подлинность своего достоинства подтверждает.


Чингиз Касимов / Фото из социальных сетей

"На счёт достоверности, я всё время это слышу, – говорит Чингиз Касимов. – Мне говорят: "У тебя такой большой для казаха". Простите уж за смелость. Хотя мне кажется, я уже могу не стесняться?"

Чингиза волнует то, что в РК, на его взгляд, как-то стёрлась грань между ханжеством и моралью. Он видит в этом классический конфликт поколений.

"Банальная, старейшая проблема отцов и детей, – считает Чингиз. – Такой конфликт всегда был, разница лишь в том что если родители наших родителей не сильно отличались друг от друга, и их родители тоже, страна другая была. Но прогресс за последние 10-20 лет шагнул настолько далеко и быстро, что пропасть между мной и родителями огромна, более того, ребята которые хотя бы на три-четыре года младше меня, уже говорят на другом языке. Я иногда их не понимаю, да что там иногда – в большинстве случаев. Вот и реакция. Это как резкое похудение или резкий рост мышц, кожа не успевает и обвисает или трескается. Причём эта ситуация меняется каждый год. Это я к тому, что мир так быстро изменяется, а перемены никто не любит. Поколению старших будет комфортней это всё задержать, остановить".

Воспитание хромает

Ещё один приверженец традиционных ценностей – гражданский активист Даурен Бабамуратов. В своё время он заработал имидж борца за гетеросексуальность, заявив, что не потерпит разгуливающих в супермаркетах в радужных штанах парней, в которых он видит представителей секс-меньшинств.


Даурен Бабамуратов / Фото из социальных сетей

Он считает, что казахстанцам нужно чаще задумываться о традиционных семейных ценностях. И Министерство культуры могло бы больше внимания уделять этому вопросу.

"Тенденция к глобализации и европеизации у нас есть, это отрицать нельзя, – прокомментировал Даурен Бабамуратов. – Нужно понимать, что с каждым днём наше традиционное общество сдаёт свои позиции. Это зачастую связано с тем, что семейные традиции у нас быстро рушатся, поэтому у нас развивается религиозное сообщество. Потому что какая-то часть общества не приемлет то, что у нас происходит, и уходит в ислам. Конечно, плохо, что мы впадаем в такие крайности. Нужно показывать молодёжи, какая должна быть традиционная семья, кто такие наши герои и так далее. В этом направлении должно, мне кажется, работать Министерство культуры. Но нашему министру культуры, мне кажется, сейчас не до этого. Я так понял, что идеологией заниматься некому. Вот и хромает у нас воспитание".

Под покровом уята

Айнур Абсеметова известна как общественный деятель, специализирующийся на развитии гражданского общества. По её мнению, наши люди прикрываются ширмой ложной морали.

"Общество в Казахстане – как молодёжь, так и более взрослое поколение – взяло в привычку рассуждать большими лозунгами и апеллировать тезисами из религиозной литературы или пословицами-поговорками, отражающими мораль и народные традиции. Но стоит зайти за эту ширму морали, как сталкиваешься с бытовым кошмаром, не поддающимся объяснению. Этому пример – выброшенные младенцы в туалетах, изнасилованные мужьями жёны и педофилия в семье. Всё это происходит под покровом уята в широких масштабах. Конечно, встречаются выкрики: "В моём окружении такого не происходит! Я не такая (такой), поэтому это неправда!" или "В моей семье нет таких людей. Мой сын (дочь) не такие, потому что у нас есть традиционное воспитание".


Айнура Абсеметова / Фото со страницы в Facebook

Природа ханжества, считает Айнур, это неспособность принять правду такой, какая она есть, и прежде всего о себе.

"Отсутствие способности быть честным с собой – это прямо-таки становится основной чертой традиционалистов, потому что – что значит быть честным с собой и с другими? Это способность признаться в своих ошибках и нарушении своих же принципов и ценностей, а это больно и страшно. Вместо этого слабый люд предпочитает врать себе и врать всем, говорить чужими фразами и безлично линчевать и разоблачать кого угодно, кроме себя, потому что так безопаснее и на фоне других "нехороших" легче выглядеть "благообразно". Аргументация "если я этого не вижу – значит, этого не существует" так же способствует распространению ханжества. Такой принцип понимания принадлежит невежественному человеку, воспринимающему мир на уровне сознания средневековых инквизиторов, которые предали огню Джордано Бруно за его идею о солнечной системе. Росту подобного сознания в РК способствует формальное образование, низкий уровень чтения, отсутствие критического мышления и системного желания его развивать в целом".

Принесёт ли отмена концертов группе Ninety one в будущем дивиденды как скандальной группе, пока неизвестно. Судьба казахстанской морали тоже станет ясна со временем. Главное, наверное, чтобы в борьбе за принципы никто не пострадал.