Ни Пол Верховен с эротическим триллером "Она" о сексуальной связи немолодой женщины с насильником (об этом фильме вы прочтёте на informburo.kz  совсем скоро), ни Джим Джармуш со своим чудеснейшим "Патерсоном", ни Пак Чхан Ук с великолепной драмой "Служанка", ни прекрасная немецкая комедия "Тони Эрдманн" не получили ни приза, ни какого бы то ни было упоминания, что немало удивило кинокритиков.

В этом году жюри возглавил режиссёр "Безумного Макса" и мультфильма "Делай ноги" Джордж Миллер. Также в его состав вошли иранский продюсер Катаюн Шахаби, режиссёры из Венгрии (Ласло Немеш, автор оскарносной картины "Сын Саула") и Франции (Арно Деплешен). Костяк же жюри составили представители актёрского цеха: голливудская актриса Кирстен Данст, француженка Ванесса Паради, итальянка Валерия Голино, канадец Дон Сазерленд (тоже отметившийся в больших голливудских блокбастерах), датчанин Мадс Миккельсен. Результат их совместной работы ошарашил кинопублику.


celebmafia.com
Некоторые члены жюри 69-го Каннского кинофестиваля

Золотая пальмовая ветвь: "Я, Дэниэл Блейк" (режиссёр Кен Лоуч)

Эту консервативную, антикапиталистическую и гуманистическую драму, о которой informburo.kz уже писал, мы тоже предполагали увидеть в числе награждённых, но никак не ожидали, что этой сентиментальной истории о противостоянии человека и государства, точнее, системы социальной защиты, будет присуждён главный приз фестиваля.  Судя по списку победителей, Миллер и его команда решили выбирать призёров, руководствуясь не критериями художественной ценности картин, а исходя из соображений социальной пользы. С другой стороны, что полезнее для общества? Безупречно красивые и тонкие фильмы, как "Она" Верховена и "Патерсон" Джармуша, заглядывающие во внутренний мир человека и открывающие нам удивительную Вселенную, или же  правильное, но довольно обычное кино о проблемах нашего общества? Видимо, второе.


Пресс-конференция Кена Лоуча – обладателя "Золотой пальмовой ветви" Каннского кинофестиваля (на английском)


Гран-при: "Это всего лишь конец света" (режиссёр Ксавье Долан)

Новую ленту Ксавье Долана, о которой мы также писали, нещадно критиковали. С одной стороны, когда в одном месте собираются около четырёх тысяч журналистов, из которых больше половина – критики, другого не жди: критике подвергалось всё, что нельзя охарактеризовать как великолепное и что не оправдывало повышенных ожиданий. Новый фильм Долана хоть и объективно слабее его предыдущих работ ("Мамочка", "Я убил свою маму"), но он всё же воспевает семейные ценности, а для жюри этого года это было особенно важно. В итоге сентиментальная, щемяще ностальгическая  драма о писателе, который не был дома 12 лет и приехал только для того, чтобы сказать, что умирает, получила ещё и приз экуменического (христианского) жюри. Ксавье Долан такого поворота событий не ожидал и даже заплакал от нахлынувших вдруг эмоций.


Команда фильма "Это всего лишь конец света" на красной дорожке Каннского кинофестиваля


Лучшие режиссёры: Оливье Ассайас ("Персональный покупатель") и  Кристиан Мунджиу ("Выпускной")

Престижный приз за режиссуру решено было разделить между румыном Кристианом Мунджиу, автором отличной социальной драмы "Выпускной", и Оливье Ассайасом, чей "Персональный покупатель" был освистан и вызвал столько разных мнений: одни называли картину "интеллигентной мистической драмой" и настоящим европейским хоррором, другие – неудачным экспериментом с жанром. Мы, скорее, за первый вариант, впрочем, эта помесь жанра и авторского кино вероятнее всего провалится в прокате, ведь любители хоррора его не поймут и не примут, а ценители авторского кино вряд ли полюбят Кристен Стюарт и её призраков.


Трейлер фильма "Персональный покупатель" с Кристен Стюарт


Честно говоря, приз за режиссуру можно было легко оставить лишь Мунджиу, кстати, имеющему в своём призовом фонде "Золотую пальмовую ветвь" Каннского кинофестиваля 2007 года, ведь и его новый фильм "Выпускной" во всех смыслах прекрасен. В нём речь о выборе, который делает каждый ребенок, родитель, в конце концов, гражданин страны, где с обучением и перспективами для молодёжи всё довольно сложно. По сюжету, на старшеклассницу нападают накануне экзаменов, под вопросом не только дальнейшие оценки, но и возможность учиться в Лондоне. Что лучше выбрать? Родную страну, где есть любимые люди, или же ту, что тебя совершенно не ждёт, но в которой у тебя будут перспективы. Очень актуальный вопрос и для молодых казахстанцев.

Лучший сценарий: "Коммивояжёр" (режиссёр Асгар Фархади)

Сразу две награды за сценарий и лучшую мужскую роль достались добротной, мало эмоциональной, но при этом очень зрелой картине "Коммивояжёр" иранца Асгара Фархади. Фильм показали одним из числа последних, и на критиков он произвёл неизгладимое впечатление. Многие даже начали считать, что нашли того самого обладателя "Золотой пальмовой ветви". Правда, это было за день до фильма "Она" Поля Верховена, после просмотра которого вероятный победитель был вновь "переписан" и стали пророчить "пальму" уже Верховену. Ни тот, ни другой не получили желанный приз. Но у Фархади, кстати, обладателя "Оскара", "Сезара" и "Золотого медведя" Берлинале за  фильм “Развод Надера и Симин”,  хотя бы два приза нового Каннского кинофестиваля, и это утешает.


Трейлер фильма "Коммивояжёр" Асгара Фархади


"Коммивояжёр" рассказывает историю семейной пары, школьного учителя и его жены, по вечерам ещё и выступающих на сцене театра в спектакле по знаменитой пьесе Артура Миллера "Смерть коммивояжёра". После того как их дом начал трещать по швам из-за вырытого рядом котлована, им приходится переехать на квартиру, не зная, что до них там жила проститутка. Пока супруг на работе, на жену нападает один из клиентов бывшей квартирантки, он видит её обнажённой, что для иранских женщин подобно смерти. Муж начинает искать виновного и, в конце концов, находит и придумывает ему наказание.


kinomania.ru
Кадр из фильма "Коммивояжёр" Асгара Фархади

В фильме хоть и нет захватывающих сюжетных поворотов, как в любом детективе, и крови рекой, как в тех фильмах, где речь идёт о защите чести и достоинства оскорблённой женщины, но он всё же успевает погрузить вас в историю с головой.  Ведь в нём о том, что делает человека человеком, а что – превращает в преступника.

Приз жюри: "Американский мёд" или "Американская милашка" (режиссёр Андреа Арнольд)

Приз жюри получила британка Арно Арнольд, впервые работавшая в США и сумевшая снять романтическую ленту о молодых американцах. Симпатии критиков Арнольд не добилась, а вот сердце членов жюри смогла растопить. В конце концов, кто не был молод и не был готов уехать с любимым на край света, даже если он далёкий от всех идеалов человек? Нам лента понравилась тем, что в ней показана чувственная сторона жизни – влюблённость, ревность, страдания, – все эти эмоции каждый переживал не раз.


Команда фильма "Американская милашка" на красной дорожке Каннского кинофестиваля


Лучший актер: Шахаб Хоссейни, "Коммивояжёр" (режиссер Асгар Фархади)

А вот присуждение "пальмы" за лучшую мужскую роль иранцу Шахабу Хоссейни, сыгравшему главного героя в "Коммивояжёре" Асгара Фархади, вообще стало загадкой. Чем заслужил Шахаб Хоссейни такую высокую награду, непонятно. Конечно, членам жюри, наверное, трудно было определиться с победителем: ярких мужских ролей было немного. Но если бы приз получил исполнитель роли Дэниэла Блейка – Дэйв Джонс или Патерсона – Адам Драйвер, было бы намного лучше. Особенно если бы наградили последнего – хоть так бы отметили Джармуша.

Лучшая актриса: Жаклин Хосе, "Ма Роза" (режиссер Брилланте Мендоса)

Это решение жюри нас сильно удивило, ведь претенденток на этот приз в этом году было предостаточно – это и немка Сандра Хюллер, сыгравшая амбициозную карьеристку в фильме "Тони Эрдманн", и великолепная, харизматичная Изабель Юппер,снявшаяся  в фильме "Она" Верховена, и бразильянка Соня Брага (она снялась в роли несогласной со сносом своего дома женщины в в тепло принятом фильме "Аквариус"). В конце концов, лучшей актрисой могла бы стать даже Жюльет Бинош, сыгравшая фееричную аристократку во французской комедии "В тихом омуте" и открывшая свою комедийную сторону.


Трейлер фильма "В тихом омуте" Брюно Дюмона с Жюльет Бинош


Новый фильм Брилланте Мендосы по-своему хорош – в нём речь о женщине, матери троих детей, которая ради того, чтобы прокормить семью, продавала амфетамины (её и играет Жаклин Хосе). Но её лёгкий заработок не был долгим – ей и её мужу пришлось вскоре  откупаться от коррумпированной полиции, которая на Филиппинах хуже гангстеров.  Спасли женщину дети, собравшие взятку: один сын  вышел на панель, другой распродал домашний скарб, а дочка пошла собирать по родственникам. Ничего, кроме крупного плана, где героиня ест кукурузу, молча глотая слёзы, в роли Жаклин Хосе не запоминается. Наверное, это был приз для всего азиатского региона.


Трейлер фильма "Мама Роза" Брилланте Мендосы


И хотя говорят, что главное не победа, а участие, всё же за Джармуша, Верховена и Пак Чхан Ука обидно. Надеемся, что в следующий раз вкусы жюри, критиков и зрителей совпадут.  Впрочем, наверное, в этом и заключается интрига Каннского кинофестиваля: каждый год жюри разное, конкурс тоже, и предугадать что либо практически невозможно. Может, поэтому мы следим за теми, кто получит призы, тщательнее чем за "Оскаром", где всегда всё понятно.