Невозможное возможно. Рецензия на фильм "Доктор Стрэндж" с Бенедиктом Камбербэтчем
Доктор Стивен Стрэндж (Бенедикт Камбербэтч) – блестящий нейрохирург, чьи руки вершат чудеса, только он способен достать пулю, застрявшую в черепе, и заставить вновь заработать мозг, который все коллеги признали уже мёртвым. На Стрэнджа все молятся, но, как и полагается настоящей звезде и богу американской хирургии, он самовлюблён, эгоистичен и смотрит на всех свысока. Звёздный статус начинает таять вместе с аварией – из-за повреждений рук и появившегося тремора он теперь не может оперировать.
Чтобы вернуть здоровье и свои гениальные руки, Стрэндж готов на всё, даже поверить в то, что в Гималаях лечат тех, от кого отказалась официальная медицина. После встречи там с Великим учителем – андрогином, которого играет великолепная Тильда Суинтон, к знаниям и умениям врача прибавляется ещё и магия. Оказывается, что появляется Стрэндж в этом месте как нельзя кстати – бывший ученик монастыря Кецилий (Мадс Миккельсен) перешёл на тёмную сторону и хочет уничтожить мир.
"Доктор Стрэндж" – один из немногих современных фильмов, который сделан не только для того, чтобы порадовать глаз и слегка ошарашить вестибулярный аппарат, но и за тем, чтобы дать пищу для размышлений. Ведь в отличие от тех фильмов, где умопомрачительные спецэффекты являются главным достоинством, здесь всё это визуальное волшебство – всего лишь инструмент, который помогает показать этот магический мир во всём великолепии и освобождает наш разум от законов физики, наших представлений о пространстве, времени и прочих координатах этой реальности.
Отсюда и невероятные гонки по горизонтальным и вертикальным поверхностям, непрекращающийся головокружительный галоп по параллельным мирам, эффектно складывающиеся и раскладывающиеся кварталы крупнейших мегаполисов, прыжки по времени и пространствам. Словом, "Доктор Стрэндж" – это крутое психоделическое путешествие, которое можно совершить, всего лишь купив билет на киносеанс . "Матрица" и "Начало" в одном флаконе.
"Доктор Стрэндж" получился настолько ёмким, что если спросить о чём эта картина, то каждый зритель расскажет вам свою историю, и все эти интерпретации будут иметь право на существование. Для одних это всего лишь рассказ о становлении очередного супергероя – как хирург, лишенный возможности спасать своих пациентов при помощи скальпеля, продолжает свою спасательную миссию при помощи сверхспособностей. Для других же - история о возможностях нашего тела и души, о которых мы сами не подозреваем, и прекрасная иллюстрация того, что пределов не существует.
Для третьих "Доктор Стрэндж" – это попытка показать иллюзорность нашего мира и крохотность наших представлений о нём, для четвертых – это большое философское рассуждение на тему бесконечности существования или, наоборот, финале и ограниченности бытия, жизни и смерти, и времени – как единственном мериле нашего пространства. Для пятых этот фильм - исследование природы зла и о первой попытке не уничтожить его, а образумить, взять над ним власть. Словом, интерпретаций могут быть десятки, и всё зависит от того, насколько вас проймёт этот кинонаркотик, вызывающий интеллектуальные галлюцинации.
Неудивительно, что в картине мы видим многочисленные (возможно, даже и не специально задуманные) отсылки к различным культурным и религиозным фигурам. Одним зрителям показалось, что Стрэндж черпает вдохновение в христианской культуре и фигуре Христа и тоже решит умирать и воскресать вновь ради человечества. Кто-то из критиков, наоборот, вспомнил доктора Фауста – врача, пожелавшего продать душу дьяволу за секрет бессмертия. В фильме столько деталей, что их интересно расшифровывать. Дошли до смешного: даже, казалось бы, банальный плащ супергероя - это не просто летающий кусок материи, он предстаёт перед нами как символ судьбы и везения, которое начинает работать на тебя, если твоя миссия достойна.
Словом, глава студии Marvel Кевин Фейдж, запустивший "Доктора Стрэнджа", сделал невозможное возможным и вместе с режиссёром Скоттом Дерриксоном превратил комикс в достойное, визуально эффектное, художественное произведение, приглашающее к размышлению. На руку авторам довольно оригинальный для комиксов кастинг: роскошная Тильда Суинтон и харизматичный Бенедикт Камбербэтч. Когда к его Шерлоку прибавили сверхспособностей и самоиронии, получилось ещё интереснее. Прекрасен здесь и главный злодей, которого играет датчанин Мадс Миккельсен: поднаторев на роли Ганнибала в одноимённом сериале, он, кажется, умеет изображать убедительных злодеев, не дрогнув ни одной мышцей лица – без истерик, вытаращенных глаз и пены у рта. Ещё один плюс фильма - это приятный юмор.
Подытоживая, хочется сказать, что "Доктор Стрэндж" определённо стал кинособытием этого года. Станет ли фильм таким же культовым, как "Матрица" в начале 2000-х, не знаем, но рекордсменом проката – точно. Единственное предупреждение: как и во всех марвеловских комиксах, после титров в "Докторе Стрэндже" есть несколько сцен, которые приготовлены в качестве сюрприза. Так что не поддавайтесь натиску уборщиц, которые требуют освободить помещение, оставайтесь в зале до самого конца. Но даже если вы упустили эти два видео, то главное, что надо знать: "Доктор Стрэндж" вернётся.