Нет асфальта и грязный пляж. Какие вызовы стоят перед новым акимом Балхаша
5 сентября 2022 года у города Балхаш появился новый аким. Им стал Кайрат Камзин, прежде работавший руководителем управления строительства, архитектуры и градостроительства Карагандинской области. Новому главе администрации горожане пожелали успехов на новом месте и рассказали, что бы они изменили в городе, чтобы сделать жизнь комфортнее, а город – красивее.
В Карагандинской области насчитывается шесть городов областного подчинения, один из них – Балхаш, расположенный на северном побережье одноимённого озера у бухты Бертыс. Эта часть казахстанского озера является солоноватой (именно так называют разновидность воды, как нечто среднее между пресной и морской водой).
Первое поселение на месте будущего города появилось в 1937 году, и всё благодаря богатым месторождениям меди. Город, где проживает свыше 70 тысяч человек, по-прежнему остаётся одним из центров цветной металлургии Казахстана, и сегодня, как несколько десятков лет назад, его градообразующим предприятием является горно-металлургический комбинат.
Между прочим, в 1967 году на Лондонской международной выставке балхашская медь была признана мировым эталоном меди. Коренные балхашцы часто отмечают в разговоре и этот факт, и тот, что вредных выбросов от медеплавильного завода в последние годы стало заметно меньше. А значит, очистные установки медного комбината работают хорошо.
К "медным" трубам, которые заметны в любой части города, балхашцы относятся с пониманием. Всё-таки предприятие кормит город, предоставляя рабочие места, выплачивая налоги в бюджет. С другой стороны, "газы в воздухе", как называют здесь выбросы в атмосферу, ухудшают экологическую обстановку в городе, а значит, и отражаются на здоровье – в первую очередь детей и старшего поколения.
Доходы в казну города и всей Карагандинской области приносит и озеро Балхаш, где издавна развито рыболовство, а в последние годы пытаются развивать ещё и пляжный туризм.
Правда, реализация туристического потенциала в городе металлургов, по признанию горожан, несколько хромает. Казахстанский пенсионер Оналбай уже семь лет живёт в Балхаше. Он перебрался из села в город, где живут его четверо детей с семьями. Время от времени он занимается частным извозом, поэтому изучил город вдоль и поперёк:
"Деревьев не хватает Балхашу, зелени, а так город хороший. Ну и на пляжах, конечно, неплохо бы навести порядок, чтобы местным и приезжим было приятно отдыхать у озера".
Балхаш является вторым по величине водоёмом в Казахстане после Каспия. Он расположен на территории сразу четырёх областей – Жетысуской, Алматинской, Жамбылской и Карагандинской.
Один из центров туризма развивается последние годы как раз таки в Балхаше и в посёлках вокруг города. За городом появились небольшие зоны отдыха, места в которых с начала лета выкупают на месяц-два вперёд. Отдыхающих здесь стало последние годы заметно больше, но многие из них жалуются на грязь на пляжах, каменистое дно и чрезмерно высокие цены за право позагорать под балхашским солнцем.
Городской пляж у Балхаша тоже есть, но он нуждается в регулярной уборке. В будние дни народу здесь немного, кругом мусор, битое стекло. А ещё затянутые камышом берега, что указывает на обмеление озера. И только слегка прохладная в начале сентября изумрудная вода озера искупает все недочёты.
Существует несколько версий, почему город получил такое название. По одной из них "балкаш" переводится как "место плавки металла", по другой – как "болотистая, кочковатая местность". Оба названия так или иначе отражают разные ипостаси города.
А ещё Балхаш называют "городом советских многоэтажек". Здесь почти нет частного сектора, зато очень много четырёх- и пятиэтажных жилых домов, административных зданий, построенных в годы правления Страной Советов Иосифа Сталина.
Чёткая планировка улиц указывает на наличие градостроительного плана при закладке города. Вместе с тем эти многоэтажки давно нуждаются в ремонте, считает коренной житель Балхаша 59-летний Виктор.
"Обратите внимание, дома со стороны улиц в некоторых районах вроде как отштукатурили, но вы загляните во дворы и убедитесь, что к внутренним фасадам домов строители не прикасались. Выходит, всё делается для показухи, а не для людей".
Дворы некоторых жилых массивов и правда показались неприглядными. Похоже, в осеннюю распутицу жителям приходится чуть ли не вплавь добираться до подъездов. Зато во многих дворах Балхаша установлены новые детские площадки в хорошем состоянии.
Между прочим, во второй половине 40-х годов прошлого столетия в благоустройстве города участвовали японские военнопленные. Неподалёку от Балхаша находился особлаг №4 системы концлагерей СтепЛАГа. Заключённые работали преимущественно на рудниках и на стройках в Караганде (в областном центре тоже есть кварталы, возведённые японцами) и Балхаше, где рабочим тоже приходилось несладко.
Супруга военнослужащего, которого перевели в Балхаш по службе, перебралась в город из Костанайской области несколько месяцев назад. Собеседница тоже обратила внимание на нехватку зелёных насаждений в городе:
"Когда прогуливаемся с семьёй по городу, замечаем, что в школах, детских садах ни одного дерева не посажено. А солнце здесь, бывает, палит очень сильно, поэтому представляете, каково детям на солнцепёке? Люди здесь очень хорошие. И инфраструктуру, чтоб им жилось здесь хорошо, развивать надо, конечно. Заметила, что на остановках часто размещают познавательную информацию про акынов, героев Великой Отечественной войны. Мне это понравилось. Пока ждёшь автобус, можно узнать что-то новое".
Центром города балхашцы считают улицы вокруг Культурно-досугового центра (старожилы по привычке называют его Дворцом культуры металлургов). Он был построен при участии японских военнопленных ещё в 1952 году по проекту ленинградского архитектора Льва Мелеги. Дворец культуры считается памятником архитектуры местного значения и предметом гордости горожан.
Перед дворцом расположен памятник известному земляку балхашцев – народному артисту Казахской ССР, композитору и виртуозному исполнителю кюев Магауя Хамзину. Просто интересный факт: раньше на этом месте, по воспоминаниям старейших жителей, стоял памятник "вождю народов".
Шахида Искандеровна живёт в Балхаше с рождения. Только учиться уезжала в Алма-Ату, но потом молодым специалистом вернулась в родной город.
"Стоит оказаться на окраине Балхаша – и сразу всё плохо. Там совсем не убирают улицы, асфальт старый, потрескавшийся, местами его нет вовсе. С работой в городе по-разному. Но я заметила, что в строительных работах по городу участвуют приезжие. Местные, видимо, не хотят плитку класть, или, возможно, оплата не устраивает. Озеро у нас отличное, но пляж не благоустроен. Могли бы наши городские власти кабинки для переодевания поставить, туалеты построить. С другой стороны, если установят туалеты, то сразу сделают их платными".
Ещё одним оживлённым центром Балхаша называют центральный рынок. Базар компактный, но купить вcё необходимое здесь можно довольно быстро. Покупателям предложат продукты питания, бытовую химию, вещи, канцелярские товары. По мнению балхашцев, цены на рынке сопоставимы с алматинскими, а вот зарплаты – нет. Горожане надеются, что устранить этот дисбаланс городским властям по силам.
Странно, но изобилия рыбы в казахстанском центре рыболовства замечено не было. На рынке установлен отдельный киоск для продажи местных копчёных деликатесов – жереха, сома, змееголова (эта рыба не так давно появилась в озере, но уже снискала популярность среди гурманов). Но, как уверяют продавцы, к обеду их продукцию раскупают подчистую.
Своим мнением о том, что в городе стоит изменить к лучшему, поделился водитель такси Серик. Разумеется, как профессиональный участник дорожного движения он обратил внимание на состояние дорог в Балхаше.
"Местами асфальт есть, местами – днём с огнём не найти. И вроде проводят дорожно-строительные ремонтные работы в городе регулярно. Но каждый год весной асфальт вместе со снегом как будто исчезает с проезжей части. Посмотрим, какими станут городские дороги очередной весной", – сказал с сомнением таксист.
Удивительно, но из Балхаша летают самолёты. Местный аэропорт является аэропортом двойного назначения, то есть он способен принимать и гражданские, и военные воздушные судна. Правда, рейсы есть только в два города – Нур-Султан и Алматы и на советских лайнерах Ан-24. Зато стоимость перелёта приятно удивила – 14 тысяч тенге до Алматы. Как объяснили всезнающие таксисты, эти рейсы дотируются государством, чтобы балхашцы не были оторваны от Казахстана и через крупнейшие города республики попадали в любой регион страны.
Читайте также:
- На пепелище. Репортаж Informburo.kz из сгоревшего села Аманкарагай
- В каких условиях живут люди на дачах близ Алматы
- Что думают жители Капшагая о новом статусе города и переименовании. Фоторепортаж