Неотложная помощь в небе. Как спасают пассажиров в авиакомпании Air Astana
Неожиданно навалившаяся на всех нас пандемия в буквальном смысле взяла за горло всё население Земли. Коммерческая авиация оказалась в числе наиболее пострадавших сфер человеческой деятельности. Авиакомпании, которые сумели пережить частичный или полный локдаун, существенно ужесточили меры безопасности во время полёта. Дезинфекция самолётов (о ней мы подробно писали здесь), обязательное ношение масок на борту для пассажиров и бортпроводников, безопасная рассадка в салоне – теперь это требования для всех. Причём на неопределённое время.
Безопасность пассажиров на борту, в том числе забота об их здоровье и нормальном самочувствии, всегда была приоритетом для коммерческих авиакомпаний. Члены экипажа авиалайнеров проходят обязательное обучение по оказанию первой медицинской помощи. В бортовом комплекте каждого самолёта обязательно есть набор медикаментов, дефибриллятор, запас медицинского кислорода и другое необходимое медицинское оборудование.
Чаще всего на борту воздушного судна происходят ситуации, когда у пассажиров могут обостриться сердечно-сосудистые заболевания, возникнуть проблемы с органами дыхания. Не исключены случаи различных кровотечений. Именно поэтому бортпроводников обучают, как правильно действовать, чтобы сохранить человеку жизнь.
В авиакомпании Air Astana есть собственный протокол действий, связанный с оказанием неотложной медицинской помощи на борту. Стоит остановиться на нём подробнее. Во-первых, в каждом экстренном случае экипажу предписано связаться из пилотской кабины с международной организацией Medlink. По прилёту бортпроводники заполняют электронную или бумажную форму с описанием всех деталей происшедшего.
При необходимости первую медицинскую помощь может оказать другой пассажир – врач. Чтобы узнать, есть ли на борту такой специалист, старший бортпроводник должен опросить пассажиров через громкую связь.
С начала 2020 года на 28 рейсах Air Astana экстренную помощь пассажирам на борту оказывали врачи, которые сами были пассажирами. Расскажем о некоторых из них.
10 января при выполнении рейса КС 932 Бангкок – Алматы экипаж совершил незапланированную посадку в Дели из-за с ухудшения самочувствия пассажира. Он жаловался на колющие боли в пояснице. На борту оказался врач. После осмотра доктор пришла к выводу, что у мужчины аппендицит. Она сделала ему укол и дала лекарство, после чего пассажиру стало лучше. Но через некоторое время его снова начали беспокоить боли. По рекомендации компаниии Medlink пассажиру приложили горячую бутылку с водой, дали парацетамол. В аэропорту Дели больного уже ждали местные врачи.
21 сентября при выполнении рейса КС 911 Алматы – Стамбул одна их пассажирок пожаловалась на плохое самочувствие, а именно на кашель, одышку. Женщина попросила сделать ей укол препарата дексаметазон, который у неё был с собой. На обращение о помощи отозвалась девушка-врач, недавно окончившая интернатуру. Консультирующая компания Medlink посоветовала использовать аэрозоль, который имелся у больной и дышать через кислородный баллон, а если не поможет, то вколоть дексаметазон. Аэрозоль не помог, врач поставила укол. Состояние больной улучшилось.
25 октября на рейсе KC 558 из Шарм-эль-Шейха в Нур-Султан пассажирка пожаловалась на боли в груди и паническую атаку. На призыв помочь откликнулась другая пассажирка – врач. У сидевших по соседству путешественников нашлись необходимые лекарства. Больной давали обильное питьё. Когда самолёт прибыл в столицу, медиков для пассажирки не вызывали по рекомендации самого врача.
14 ноября на рейсе КС 401 Алматы – Киев девятилетнему мальчику стало плохо во время снижения самолёта. Он начал задыхаться из-за того, что пассажирка на соседнем кресле брызнула на себя духами. Врачи, оказавшиеся на борту, дали ребёнку свои медикаменты, после чего ему стало лучше. Вплоть до посадки экипаж давал мальчику кислород. По прилёте борт встретила служба скорой помощи. Ребёнок вышел из самолёта самостоятельно, самочувствие было удовлетворительное.
На борту самолёта в первую очередь доступны кислородные баллоны, а также медицинские аптечки и наборы, предназначенные для оказания разных видов медицинской помощи в зависимости от сложности. Квалифицированные медработники могут воспользоваться профессиональной аптечкой Emergency Medical Kit (EMK). Доступ к ней разрешён только при подтверждении квалификации врача и с разрешения как командира, так и старшего бортпроводника и оператора Medlink.
Такие строгие требования по использованию этой аптечки связаны с тем, что в ней находятся препараты с ограниченным доступом, а также оборудование, которое могут использовать только медики-профессионалы. Это, например, такие препараты как эпинефрин, адреналин, различного рода инъекции и инструменты для интубации, мешок Амбу для вентиляции легких, родовой набор для оказания первой помощи в случае преждевременных родов. Содержимое аптечки размещено по трём отделениям. И каждый квалицированный медицинский работник знает назначение и способы использования этих инструментов и препаратов.
Самолёты Air Astana оснащены автоматическими дефибрилляторами, пользоваться которыми могут все бортпроводники. Раз в год они проходят курс по оказанию экстренной медицинской помощи, в том числе и с использованием дефибриллятора. Бортовой аппарат подходит как для взрослого человека, так и для ребёнка.
Остальные аптечки, такие как Universal Precaution Kit (UPK), универсальный набор первой необходимости и First Aid Kit (FAK), аптечка первой помощи, находятся в распоряжении бортпроводников. К примеру, в универсальном наборе помимо средств индивидуальной защиты, на случай выявления особо опасной инфекции на борту, есть тонометр, который служит для измерения давления у пассажира при обмороках, головной боли или проблемах с артериальным давлением. Универсальный Spil-pack biohazard kit содержит набор для изоляции и консервации биологических жидкостей. Это необходимо для анализов, которые будут делать эпидемиологи уже на земле.
Аптечка первой медпомощи собрана таким образом, что любые препараты передаются пассажиру только по рекомендации медработника или сотрудников Medlink. Аптечка содержит различные препараты: анальгетики, антигистаминные, антидиарейные препараты. Также в аптечке содержится набор антисептических средств, бандажные материалы для перевязки, фиксации переломов или остановки кровотечений.
Все аптечки имеют лист регистрации использования. Важно отметить, что бортпроводники не выдают лекарств по просьбе пассажира: например, при головной боли или повышенной температуре. Это делается только с разрешения оператора Medlink или врача на борту.
Все действия бортпроводников описаны в виде алгоритмов при любой ситуации, начиная от обморока и заканчивая остановкой сердца, отсутствием пульса или дыхания. Действия отрабатываются во время практических ежегодных тренингов по оказанию первой медицинской помощи. По окончании тренинга, каждый бортпроводник сдаёт тест и тем самым подтверждает свою готовность оказать помощь.
В условиях борьбы с пандемией Сovid-19, в руководство по сервису авиакомпании Air Astana были внесены дополнения. Это алгоритм действий по обнаружению и изоляции пассажира с симптомами в виде кашля, температуры и одышки. Самое главное – изоляция и защита всех пассажиров, включая экипаж, от контакта с заражённым пассажиром. Именно здесь могут выручить средства индивидуальной защиты, такие как маски, халаты, очки, нарукавники, ограничение и приостановление сервиса с питанием и напитками, выделение отдельного туалета для заражённого пассажира. Тот бортпроводник, который обнаружил больного и контактировал с ним, тоже изолируется. Полностью защититься от инфекции на борту, конечно же, невозможно, однако необходимо минимизировать её распространение в закрытом пространстве. На рейсах в Стамбул, Анталью и Дубай существует даже официальное требование блокировать места для изоляции пассажиров с симптомами. Последние ряды кресел в салоне предназначены именно для таких случаев.