Нынешние объёмы производства ГСМ в Казахстане не покрывают внутренних потребностей страны. Об этом сообщил первый заместитель премьер-министра Бакытжан Сагинтаев. Чтобы снизить зависимость от российского топлива, Правительством приняты меры по реконструкции и модернизации имеющихся трёх НПЗ.

Бакытжан Сагинтаев: "Только к концу 2018 года мы полностью обеспечим себя светлыми нефтепродуктами".

Сроки завершения модернизации перенесли на два года (ранее было заявлено, что ситуация стабилизируется в 2016 году). Российское топливо может в любой момент подорожать. В прошлом году это случилось во время уборочной кампании.  

Льготная солярка не всегда спасает

"В текущем году для проведения весенне-полевых работ выделены 365,7 тыс. тонн дизельного топлива по цене 82 тыс. тенге за тонну или 66 тенге за литр при предельно-розничной цене на АЗС РК 99 тенге за литр, - успокоила пресс-служба Министерства энергетики РК. - Приоритет поставки удешевлённого дизтоплива для сельхозтоваропроизводителей РК утверждён на законодательном уровне, а мониторинг за поставками осуществляется ежесуточно. Министерством энергетики предпринимаются меры для бесперебойного, бездефицитного обеспечения нужд внутреннего рынка социально-значимыми видами нефтепродуктов, включая время сезонов уборочных кампаний.

Но далеко не все  фермеры надеются на помощь государства.  Например, житель Талгарского района недавно рассказал корреспондентам "Радио Азаттык", что научился самостоятельно готовиться к "горячей поре". "Вообще-то, Правительством для таких земледельцев, как мы, горючее выделяется по льготной цене. Однако пока эта солярка прибудет, земля высохнет. Поэтому я не заморачиваюсь по этому поводу", - сказал он. Земледелец пользуется тем топливом, что есть на рынке, покупает дизельное топливо по 115 тенге. По всей видимости, с учётом накруток посредников.    

В прошлом году дизельное топливо было необходимо не только для уборки, но и для сушки зерна. В октябре главный инженер костанайского ХПП Александр Никитин сообщил, что обещанные 15 тонн льготного дизельного топлива в регион поступили с опозданием. Аграрии опасались, что урожай сгниёт на складах (портал "Gazeta.kz").  

Справка informburo.kz:

В этом году объёмы беспошлинных поставок ГСМ из России в Казахстан составляют 840,2 тыс. тонн бензина и 520 тыс. тонн дизельного топлива. Из этого объёма уже в конце февраля текущего года было завезено в РК свыше 350 тыс. тонн АИ-92 и более 100 тыс. тонн дизеля. В связи с этим 5 марта был введён 45-дневный конвенционный запрет на ввоз бензина и дизельного топлива из РФ.

В очереди за нефтью - вторые

Как оказалось, у нас в стране не хватает нефти. Руководитель специальной временной комиссии по подготовке и проведению парламентских слушаний Шавхат Утемисов сообщил, что в Казахстане действуют 63 контракта на добычу нефти, 31 из которых не предусматривает обязательств по её поставке на внутренний рынок.

На внутренний рынок поставляется чуть более 3 млн тонн нефти в год, тогда как требуется 15 млн тонн.

"Часть действующих контрактов не предусматривает поставок нефти на внутренний рынок в необходимых объемах. Ряд соглашений о разделе продукции заключены на условиях,  что Казахстан имеет право направлять свою долю нефти на внутренний рынок при соответствующей компенсации недропользователю потерь за отказ от её экспорта", - пишет пресс-служба МЭ РК.

Обычно контракты не заключают на год или два. Некоторые из них заключены до 2047 года. То есть вопрос внутренних поставок можно урегулировать только при заключении новых контрактов. Это значит, что спрос на нефть внутри страны мы не скоро обеспечим.

Лишние звенья в нефтяной цепи

Львиная доля нефти (88%) поставляется на НПЗ пятью поставщиками: ТОО "Petrosan", АО "КазМунайГаз-Переработка Маркетинг", ТОО "Petroleum Operaiting", ТОО "Саутс-Ойл" и компанией LitaskoSA. Как распределяется, выделяемое государством топливо, по каким критериям отбираются региональные операторы, непонятно. Да и с посредниками не всё ясно. Депутаты предлагают законодательно определить их количество в цепи доставки нефти от недропользователя до НПЗ.

"Устранение из логистики лишних звеньев-посредников потенциально может привести к активизации качественной конкуренции во внутриказахстанской нефтетранспортной сфере и в какой-то мере снизить расходы на транспортировку, что может привести к уменьшению себестоимости конечных продуктов, получаемых в процессе нефтепереработки", - согласны с депутатами представители МЭ РК.

Но настораживает то, что, по мнению мажилисменов, должен остаться только один посредник. Не приведёт ли это к появлению монополиста на рынке транспортировки нефти? Отсутствие конкурентов может привести к росту цен на доставку. Единственный посредник в цепи как-то должен будет поставлять нефть из России в Казахстан. Ведь для поставок на внутренний рынок казахстанской нефти не хватает.

Справка informburo.kz:

Предельные цены на розничную реализацию нефтепродуктов, установленные приказом министра энергетики РК от 19 мая 2015 года: дизельное топливо – 99 тенге за литр, Аи-80 - 89 тенге за литр, Аи-92/93 – 108 тенге за литр.