Насколько современные народы Евразии близки к скифам?
Вопрос о происхождении и родственных связях ранних кочевников, населявших огромную степную территорию евразийских степей в Эпоху раннего железа – один из самых волнующих для истории номадизма и этнического происхождения современных народов Центральной Азии. Но с высот нашего времени гораздо легче понять, как жили древние насельники Великой степи, нежели разобраться в том, кем они собственно были – все эти скифы, саки, савроматы, массагеты, дахи и т.д.
Действительно несколько веков археологических исследований с полным на то основанием позволяют говорить о единой "скифской культуре" древних степняков. Вот выдержка из авторитетного труда известных петербургских учёных С.Г. Кляшторного и Т.И. Султанова "Казахстан. Летопись трёх тысячелетий":
"Свойственный скифам тип конского вооружения и конского убора, характерная скифская одежда, "звериный стиль" в искусстве засвидетельствованы археологическими раскопками на пространстве от Хуанхэ до Дуная, что и стало основанием для общего названия той культурной общности, которая сложилась в степях не позднее IX – VIII вв. до н.э. и просуществовала по крайней мере до III в н.э."
К скифской (сакской, скифо-сакской, скифо-сибирской) культуре относятся самые знаменитые археологические находки на территории Казахстана – "Золотой человек" из Иссыкского некрополя и захоронение из Берельского кургана. И значительная часть сокровищ Золотой кладовой Эрмитажа. И то самое злосчастное "крымское золото", зависшее в Амстердаме. И ещё много чего много где.
Что до изысканного "звериного стиля" (самого узнаваемого компонента "скифской триады"), то эти шедевры хранятся не только за семью печатями в охраняемых сейфах, но и разбросаны под открытым небом на территории разных стран. В виде петроглифов, наскальных гравюр, характерных для традиционных культур кочевников Центральной Азии.
Но если со "скифской культурой" всё более-менее ясно, то в вопросе об этнических соответствиях и происхождении самих скифов переломано копий не меньше, чем в былых битвах этих воинственных степняков! Причём возраст этих дискуссий сопоставим с возрастом самой "скифской эпохи": начало им положил ещё знаменитый "отец" Геродот. Его далёкие последователи в спорах, через два с половиной тысячелетия, образовали уже два непримиримых лагеря, глядящих друг на друга аккурат с супротивных частей света – Востока и Запада.
В связи с этим новая работа международной группы учёных, опубликованная в мартовском номере журнала Nature Communication под названием Ancestry and demography and descedants of Iron Age of the Eurasian Steppe ("Происхождение, демография и генетическое наследие кочевников евразийских степей периода раннего железного века"), была воспринята исследовательским сообществом с нескрываемым интересом.
Специалисты из нескольких стран (кроме сотрудников ряда институтов сибирского отделения РАН в группу вошли палеогенетики из немецкого Майнца, американского Гарварда и пр.) исследовали антропологический материал, полученный при раскопках в разных частях "скифского мира". В том числе и на территории Казахстана.
В результате генетического анализа было выяснено мультирегиональное происхождение носителей "скифской культуры", обитавших на востоке и на западе евразийских степей. И вместе с тем были зафиксированы многочисленные "генетические контакты" между племенами обеих частей "скифского мира". Что говорит о великолепной мобильности ранних кочевников, с одной стороны, и об отсутствии каких-то жёстких разграничений между ними, с другой.
Предвидя волнение части читателей в вопросе о том, какой же из современных народов Евразии наиболее близок к ранним кочевникам, процитирую материал интересного и умного сайта "Антропогенез РУ":"Группе исследователей удалось выяснить, что из современного населения к западным кочевникам скифской эпохи наиболее близки некоторые группы, проживающие на Кавказе, в Причерноморье и в Центральной Азии (Алтай, Саяны). А группы, имеющие определённое генетическое сходство с восточными кочевниками скифского времени, распространены среди кочевого (в недавнем прошлом) тюркоязычного населения. На самом деле генеалогические связи между ранними кочевниками и современными популяциями Евразии требуют тщательного дополнительного изучения."
Как заявил руководитель межинститутского сектора молекулярной палеогенетики Института цитологии и генетики СО РАН и Института археологии и этнографии СО РАН Александр Пилипенко:
"…Необходимо понимать, что анализ древней ДНК не может быть использован для доказательства наличия прямой связи современных народов с древними популяциями. Нужно представлять временную разницу в несколько тысячелетий, сложность и запутанность демографических процессов в Евразии – особенно в степном поясе. Количество разнообразных в культурном и генетическом отношении популяций, которые за это время поучаствовали в формировании современных этносов той или иной территории, очень велико. Я хотел бы особо отметить этот момент, чтобы избежать вольных интерпретаций результатов данного научного исследования."
На иллюстрациях – уникальные образцы "скифского стиля", обнаруженные в курганах Сибири, из собрания Эрмитажа.