Насколько близок к финишу проект строительства LRT в Астане?
На расширенном заседании правительства, прошедшем в парламенте 28 января, аким казахстанской столицы сообщил, что "проект LRT выходит на финишную прямую".
"Летом полностью завершаются строительные работы. В сентябре прибудут первые поезда, после чего начнётся тестовое испытание", – пояснил глава администрации Астаны Женис Касымбек.
Напомним, вокруг самого масштабного в истории независимого Казахстана коррупционного долгостроя по-прежнему не утихают страсти. Суды по делу о хищениях при строительстве легкорельсового транспорта в столице продолжаются почти пять лет.
В конце 2024 года суд Астаны оставил в силе приговор в отношении экс-председателя ТОО "Astana LRT" Талгата Ардана. Ранее его приговорили к девяти годам лишения свободы за то, что он, по версии следствия, сорвал стройку и похитил заёмные 257,6 млн долларов от Государственного банка развития Китая.
Правительство заняло у Поднебесной ещё. И все летние месяцы 2024-го китайская компания "China Railway Asia-Europe Construction Investment" (генподрядчик) и около тысячи её работников активно строили LRT и после наступления холодов приостановили стройку. Всего при строительстве было задействовано до 2,5 тысячи человек.
Власти столицы уверяют, что на сегодня практически все строительные работы по эстакаде завершены. Корреспонденты Informburo.kz проехались вдоль путей, чтобы показать результаты прошлогодней стройки.
Общая протяжённость линии составит 22,4 км и будет включать 18 станций. Планируется запуск 19 единиц подвижного состава вместимостью 652 человека каждая, с интервалом движения четыре-пять минут. На начальном этапе ожидается пассажиропоток в 25 тысяч человек в сутки с возможным увеличением до 92 тысяч человек в часы пик.
В настоящее время завершено строительство 799 бетонных опор, израсходовано 53,7 тысячи кубометров бетона и 42 тысячи тонн арматуры.
В ТОО "City Transportation Systems", которое отвечает за общественный транспорт (пока это только автобусы) в столице, уточнили, что завершено строительство эстакады протяжённостью 22,4 км, работы по возведению опор, а также строительство вантового моста через реку Есиль.
На опытном участке LRT строители проложили пока полкилометра рельсов, завершив строительство основных конструкций станций. Начато строительство депо. Проведён предварительный отбор для обучения операторов поездов.
"С наступлением зимы приостановлены работы по возведению основных бетонных конструкций. При этом подрядчик продолжает работы по устройству буронабивных свай, заготовке дорожно-строительных материалов на базах, подготовке необходимого инвентаря и оборудования. Возобновление полномасштабных работ ожидается с наступлением благоприятных погодных условий", – ответили в City Transportation Systems.
Общая стоимость LRT, по данным CTS, осталась без изменений – 1 млрд 888 млн долларов, реализация проекта продолжается в рамках условий первоначального контракта.
"Стоимость проекта не подлежит увеличению. Отставания по срокам строительства не наблюдается", – заверили в компании.
В декабре аким Астаны Женис Касымбек сообщил, что все станции должны возвести к середине 2025 года, то есть летом. Техническое движение будет открыто осенью, а полный запуск движения – уже в начале 2026 года. Аким заверил, что цена за проезд будет "разумной и приемлемой".
Ранее в конце октября 2024 года премьер-министр Казахстана Олжас Бектенов поручил не сбавлять темпы строительства LRT и реализовать проект "на самом высоком уровне".
Таким образом, проект LRT в Астане, не так быстро как хотелось бы, но приближается к завершению. Ожидается, что он значительно улучшит транспортную инфраструктуру столицы, которая с ростом населения всё больше нуждается в расширении и модернизации.