Из-за распространения коронавируса казахстанские студенты теперь обучаются дистанционно. МОН срочно разрабатывает систему онлайн-обучения и для школьников. Есть вероятность, что с окончанием каникул в закрытых на карантин городах – Алматы и Нур-Султане – школьники тоже перейдут на дистанционное образование.

Informburo.kz изучил, как теперь обучаются молодые казахстанцы.

Студентам сохранят стипендию на время ЧП

На начало учебного года 2019-2020 в Казахстане действовало 125 высших учебных заведений. С 16 марта все они перешли на дистанционное обучение.

На пресс-конференции 12 марта министр образования и науки РК Асхат Аймагамбетов заверил, что новый формат обучения никак не повлияет на стипендии – они будут выплачиваться в обычном порядке.

"Для организации учебного процесса всем педагогам и студентам будет предоставлен доступ к электронным платформам. В качестве инструмента будут применены видеоуроки, самостоятельная онлайн-работа, онлайн-курсы. Большая работа проводится по загрузке учебно-методических комплексов, тестов, цифровых образовательных ресурсов и так далее", – сказал Асхат Аймагамбетов.

Преподаватели колледжей и вузов по-прежнему должны выполнять свои обязанности в удалённом режиме.

МОН советует следующие платформы и сервисы, которые в ближайшее время будут работать бесплатно:

"Список будет расширяться. Для посещения этих ресурсов у пользователя должен быть положительный баланс счёта. Информация о начале предоставления бесплатного доступа к образовательным ресурсам будет размещена на сайтах операторов связи", – сообщили в МОН РК.

КазНУ разработал собственную онлайн-платформу "Универ 2.0"

Один из крупнейших вузов республики – Казахский национальный университет имени аль-Фараби использует информационно-образовательные платформы "Универ 2.0" и Moodle.

"Универ 2.0" разработали в КазНУ, на базе платформы можно:

  • формировать курсы и базу учебно-методических комплексов дисциплин;
  • проводить индивидуальные или групповые лекции;
  • давать задания, отслеживать их выполнение студентами;
  • оценивать степень освоения курса и другое.

"Программисты нашего университета интегрировали "Универ 2.0" с самой известной системой дистанционного обучения в мире Moodle, – рассказал проректор по учебной работе КазНУ Аскар Хикметов.

Читайте также: Что изменилось в Казахстане из-за режима ЧП

Ректор Алматы менеджмент-университета Ербол Сулейменов обратился к студентам, их родителям и преподавателям вуза. По его словам, это первый масштабный опыт дистанционного обучения для университета.

"Мы рады, что первый день прошёл успешно и проблем с подключением не было. Наша дистанционная площадка уже получает положительные отзывы от студентов и преподавателей. Уверен, все мелкие неувязки могут решаться оперативно. И мы выйдем из этой форс-мажорной для всего мира ситуации победителями", – заявил ректор.

Студентам медвузов онлайн-обучение не подходит

Студентка Медицинского вуза Нур-Султана Мадина (имя изменено) рассказала, как проходит дистанционное обучение.

"Всё зависит от предмета и преподавателя, а точнее, от метода проведения занятий. То есть на некоторых предметах мы просто заходим на сайт дистанционного обучения, нам дают вопросы в различных форматах, и мы на них отвечаем в течение указанного времени. На других предметах преподаватели проводят видео-конференции, и мы вместе разбираем тему", – говорит Мадина.

Студентка считает, что старшим курсам в таких условиях учиться сложнее. Особенно это касается таких предметов как хирургия, гинекология или неврология.

"Мы (студенты начальных курсов. – Авт.) просто общаемся с пациентами, собираем анамнез", – добавляет собеседница Informburo.kz.

"Нам просто скидывают задания"

Студентка Евразийского национального университета имени Гумилёва Анара Мажитова (имя изменено) говорит, что сначала студенты обрадовались дистанционному обучению. Однако сейчас радости поубавилось.

"Нам стали задавать кучу заданий, да и преподаватели сами к этому не подготовлены. Нельзя отправлять задания через WhatsАpр, на почту, можно скидывать только через приложение Platonus. Из-за того что все студенты сейчас пользуются этим приложением, оно виснет. Мы не можем просто зайти туда. Это очень неудобно. На учёбу уходит около трёх часов в день", – рассказывает студентка.

Но главная проблема, по её словам, в том, что никто толком ничего не объясняет.

"Просто скидывают задания на Platonus и всё. И многие не понимают, как выполнять задания. Когда мы ходили на пары, нам это объясняли", – сказала она.

"Важно прописать официальный канал связи"

Своё мнение по поводу проблем, с которыми сталкиваются студенты и вузы на дистанционном обучении, высказал провост КАЗГЮУ имени Нарикбаева Сергей Пен.

"У меня большие сомнения, что это (организация дистанционного обучения в вузах. – Авт.) работает на 100%. Недавно только обсуждались проблемы с обычным учебным процессом, чтобы люди в офлайн нормально проводили занятия, не говоря уже об онлайн-занятиях", – сказал он.

В КАЗГЮУ тоже пользуются платформой Platonus, но исключительно для внесения учебных баз данных, заполнения картотеки преподавателей и студентов, итоговых баллов за сессию. Учебный процесс происходит в системе Canvas.

"Canvas расположен на зарубежных серверах, обслуживается зарубежной компанией со штаб-квартирой в Лондоне. Это мировой бренд, у них мощности международного уровня, гарантии, дата-центры, резервные серверы. Да, это недёшево. Но стабильность и качество платформы для нас гораздо важнее", – отметил Сергей Пен.

Он перечислил два условия, при которых переход на дистанционное обучение для вуза происходит наиболее безболезненно.

Первое – это единая корпоративная среда между студентами и преподавателями.

"То есть корпоративные адреса электронной почты, каналы связи. Не какие-то разрозненные личные почтовые адреса, которые студенты любят регистрировать на Gmail, Mail.ru, Yandex. Важно в академической политике вуза прописать официальный канал связи, уведомления по которым считаются направленными, и в любой спорной ситуации обмен информации юридически значимым может быть только по этим каналам связи", – сказал Сергей Пен.

Читайте также: Инфекционно-информационная эпидемия. Действительно ли страшен коронавирус?

Второе условие – наличие платформы для управления учебным процессом (тот же Canvas, Google Classroom и другие).

Качество занятия, по его мнению, не зависит от того, в каком режиме оно проходит – онлайн или офлайн. Один преподаватель может быть неэффективным и на обычном занятии, другой же и преподавая онлайн добьётся замечательных результатов.

"Это зависит от умения вуза организовать процесс, контроль качества и от умения преподавателя выстроить свой контент так, как это будет эффективно именно в онлайн-режиме", – отметил он.

Контент для онлайн-занятий должен быть структурирован по-другому. Все задания на запоминание нужно заменить на проверку через навык. Вместо постановочного вопроса на знание глоссария или термина преподаватель должен дать такое задание, чтобы студент сам применил знания и ответил.

"Грубо говоря, классический вопрос: "Какие формы государственного правления вы знаете?" В онлайн-формате его нельзя так задавать. Нужно описать вымышленное государство и поставить перед студентом вопрос: определите форму правления в описанном государстве. Только так, но этого, к сожалению, многие не умеют", – сказал Сергей Пен.

Лайфхаки для преподавателей

Султан Мусахан преподаёт в КазНУ и в частном образовательном центре. И там, и там обучение перешло в онлайн-режим. Преподаватель поделился лайфхаками, которые можно использовать при проведении дистанционных занятий. Для занятий и лекций он использует Skype, Zoom.

"Правда, в Zoom бесплатно только первые 40 минут группового чата, дальше нужно платить. Но можно провести 40 минут, потом выйти, заново зайти и снова продолжить чат бесплатно", – рассказывает Султан Мусахан.

Читайте также: "Есть только видимость науки на казахском". Молодой учёный о биологии, феминизме и инклюзивности

Через платформу Google Сlassroom преподаватель создаёт опросники и тесты для учащихся. Работы студентов можно проверять на плагиат – тоже на предназначенных для этого онлайн-платформах.

"У человека на домашнем обучении появляется желание скопировать что-то из интернета. Поэтому работы можно проверять на плагиат. Если это решение задач, я прошу всё на бумаге написать, решить и скинуть по WhatsApp. Во время занятий в Scype можно нажать на кнопочку, и ученики могут видеть, что происходит на твоём рабочем столе. Это очень удобно. Также вместо доски я использую Paint, когда мне нужно быстро объяснить какие-то вещи", – говорит он.

Султан Мусахан говорит, что за неделю онлайн-преподавания он выстроил для себя эффективный учебный процесс. Единственным преимуществом офлайн-занятий он назвал зрительный контакт: преподаватель видит, чем занят студент, имеет возможность поделить учащихся на несколько групп.

"Дело здесь не в платформе, а в самом человеке. Если у него изначально нет желания обучаться, то онлайн или офлайн – это уже неважно. А если есть мотивация, то можно и без света под фонариком книжки читать", – резюмировал Султан Мусахан.

"Студенты не готовы к дистанционному обучению"

Но не везде ситуация выглядит такой оптимистичной. Студент костанайского колледжа бытсервиса, который пожелал остаться анонимным, признался, что качество обучения ухудшилось после перехода на дистанционный режим.

"Онлайн-занятия никто не проводит. Мы просто берём задания и кидаем на почту, которую нам дали. Нас проверяют каждый день. Люди у нас не готовы к дистанционному обучению. В конспектах, которые нам скидывают, очень много ненужной информации. Ты запутываешься, а в колледже нам объясняли кратко и понятно", – сказал он.

В день, по его словам, на учёбу уходит около 4-5 часов. Задания студенты находят на сайте колледжа.

"Половина студентов пользуется мобильным интернетом"

Директор политехнического колледжа Нур-Султана Касымхан Сенгазыев рассказал, что обучение проходит по расписанию, преподавателей ежедневно контролируют и консультируют.

"Всем участникам образовательного процесса приходится уделять много времени организации учебного процесса, так как традиционная система образования должна перейти на дистанционную, при этом не потеряв качество знаний и успеваемость студентов", – признался Касымхан Сенгазыев.

Платформы и приложения, выбранные колледжем и рекомендованные в МОН РК, он считает удобными.

"Дистанционное обучение проходит на платформе Google Сlassroom, а обратная связь поддерживается также через неё. Для обеспечения присутствия используются средства видеоконференцсвязи такие как Zoom, Hangouts, трансляции, видеозвонки. Рассылка сообщений осуществляется через социальные сети и мессенджеры в Instagram, WhatsАрp, VK и Mail.ru", – рассказал директор.

Плюс дистанционного образования в том, что каждому студенту приходится выполнять задания. Когда занятия проходят в аудитории, не каждый успевает ответить. Минус в том, что не у всех студентов есть техника или интернет, чтобы подключиться к онлайн-занятиям.

"Мы решили обеспечить студентов техникой, но у некоторых есть проблема с доступом к интернету. Последний опрос показал, что у половины дома нет интернета, многие пользуются мобильным интернетом. А в сёлах сигнала хватает только на WhatsАрр. Поэтому преподавателям приходится принимать выполненные задания в течение дня по разным доступным приложениям", – отметил он.

Директор признаёт, что молодые преподаватели быстро адаптировались к дистанционному обучению, а вот средний и старший состав испытывал трудности. Но они были незначительными, преподавателям помогли IT-специалисты.