Нацпроект "Комфортная школа" в регионах и мегаполисах: будут ли различия
В сентябре прошлого года в целях снижения дефицита ученических мест в Казахстане глава государства Касым-Жомарт Токаев предложил разработать и реализовать национальный пилотный проект "Комфортная школа". Какая работа ведётся в этом направлении в мегаполисах (на примере Алматы) и в регионах (в частности, в Шымкенте, ЗКО и Костанайской области), во сколько обойдётся республиканскому бюджету и Нацфонду реализация проекта, какая инфраструктура предполагается и как будут готовить педагогов новой формации?
Согласно плану, новые школы будут семи типов: на 300, 600, 900, 1200, 1500, 2000 и 2500 мест. В каждой из них планируют внедрять кабинеты робототехники, ряд специализированных лабораторий, зал хореографии площадью 88 м2, три коворкинга (для младшеклассников, средних классов и учителей). В школах также предусмотрены отдельные спортивные и тренажёрные залы для начальных классов (9х18 м) и для средней/старшей школы (36х18 м). Учебные кабинеты будут оснащены интерактивными школьными досками и компьютерами.
Большее количество школ появится в густонаселённых областях с высокими демографическими показателями (в Алматинской области – 63, Туркестанской – 63, Мангистауской – 24 школы) и в мегаполисах (Астана – 24, Алматы – 22, Шымкент – 25 школ). Остальные будут равномерно распределены по всему Казахстану. Всего в городах будет построено 218 школ (54% от общего объёма), в сельской местности – 183 школы (46%).
Нацпроект в Костанае и области
По данным Управления образования акимата Костанайской области, в регионе до 2025 года запланировано строительство девяти школ на 7500 мест. На эти цели ориентировочно понадобится 45,1 млрд тенге.
"Это будут современные комфортабельные школы, которых ещё не было в Казахстане. Они будут строиться как в городах, так и в сёлах области. В 2023 году планируется начать строительство шести школ на 4800 мест со сроком ввода в эксплуатацию в 2024 году в городах Аркалыке, Рудном, две школы в Костанае, посёлках Заречное и Кушмурун. В 2024 году начнётся строительство трёх школ на 2700 мест со сроком ввода в эксплуатацию в 2025 году – в Житикаре, Тобыле, Костанае", – отмечает руководитель Управления образования акимата Костанайской области Айман Ибраева.
В новых школах области по общепринятому стандарту предусмотрены отдельные блоки для обучения начального, среднего и старшего звена с отдельным спортзалом для каждого блока, полностью оборудованные предметные кабинеты по физике, химии, биологии с учебными лабораториями, кабинеты робототехники и компьютерные классы, STEM-лаборатории. Для всестороннего развития школьников будут оборудованы мастерские. Актовый зал может трансформироваться в арт-студию. Благоустраивается полностью территория школьного двора для тихих игр и для подвижных активностей.
Учитывается и инклюзивное направление. Так, школы будут полностью адаптированы для детей с особыми образовательными потребностями, планируется наличие кабинетов поддержки инклюзии, сенсорных комнат. Библиотека с читальным залом, удобные коворкинг-зоны для школьников и педагогов, обеспечение высокоскоростным интернетом – всё это создаст комфортабельные условия в учебном пространстве для получения качественных знаний и творчества.
"Важен и социальный эффект: в школах будут созданы постоянные рабочие места для педагогов и технического персонала. Управлением образования области уже сейчас поставлена задача, чтобы в таких школах был профессиональный и сплочённый трудовой коллектив, начата работа по подготовке педагогических кадров новой формации", – рассказывает Айман Ибраева.
Тем временем Министерством просвещения РК проводится непрерывное профессиональное развитие педагогов в разрезе регионов. Педколлективы детских садов, общеобразовательных школ, колледжей и вузов в неформальной обстановке встречаются с руководителями и специалистами филиалов "Өрлеу" по Казахстану, сообщается на официальной странице министерства в Facebook.
В планах ведомства – различные инструменты по повышению квалификации педагогического сообщества. Одно из таких комплексных мероприятий – тренинги и вебинары по обучению социальных педагогов навыкам использования инструментов коучинга на практике.
"Такие вебинары проводятся для того, чтобы наглядно показать эффективные способы организации педагогических отношений, управления процессом обучения, а также решения сложных ситуаций в жизни учителей, учащихся и родителей посредством коучинга", – сообщила директор департамента развития и методического обеспечения Минпросвещения РК Гульназ Сагимбаева.
Шымкент – нацпроект и "Дорожная карта" по развитию системы образования
В начале марта Министр просвещения РК Гани Бейсембаев и аким города Шымкент Мурат Айтенов подписали совместный документ Региональная Дорожная карта по развитию системы образования города Шымкент на 2023-2029 годы, направленный на дальнейшее развитие системы образования региона и точечное решение проблемных вопросов.
Открытие 81 школы за последние три года позволило снизить количество трехсменных и переуплотненных школ. С реализацией Дорожной карты планируется ввести в эксплуатацию еще 80 школ, в том числе 25 школ почти на 38 тысяч ученических мест по проекту "Комфортная школа". Кроме того, 30 организаций среднего образования пройдут комплексную реновацию.
"Количество детей в нашем городе с каждым годом увеличивается в соответствии с демографическим и миграционным ростом. В связи с этим планируется построить 80 школ на 87 950 ученических мест до 2029 года. Предложение внесено в республиканский бюджет", – сказал аким города Мурат Айтенов.
Особое внимание уделяется обеспечению безопасности детей в организациях образования. На сегодня все государственные школы города оснащены системой видеонаблюдения, тревожными кнопками и турникетами. В рамках Дорожной карты планируется дополнительный закуп более 2,5 тысяч систем видеонаблюдения в школах, еще 7000 будут установлены в детских садах.
"Продолжается работа по разработке и принятию Дорожных карт со всеми регионами страны. Отрадно, что руководство Шымкента уделяет особое внимание развитию сферы образования. Комплексный подход поможет в решении актуальных вопросов и реализации поставленных задач Главы государства. Дорожная карта включает все направления образования, в том числе повышение доступности и участия в образовательном процессе всех учащихся. В Шымкенте планируется расширить сеть ПМПК и КППК, будут открыты семь ресурсных центров для специальных педагогов, увеличен госзаказ почти на восемь тысяч мест для получения специальной психолого-педагогической помощи", – сказал министр просвещения Гани Бейсембаев.
Ряд мероприятий направлен на снижение количества преступлений среди несовершеннолетних, учебно-тренировочные и психолого-консультативные занятия по защите детей, а также развитие творческого и интеллектуального потенциала детей. В Шымкенте будут построены два Дворца школьников, три оздоровительных лагеря и шесть школ искусств. Большой раздел в Дорожной карте отведен мероприятиям по повышению качества образования. Запланирована ххреализация четырех разноплановых проектов "Дана бала", "Shymkent Hub", "Сапалы білім", "Сандық мұғалім".
Западно-Казахстанская область
По данным руководителя областного управления образования Айгуль Мынбаевой, в области функционируют 379 школ. 198 школ (52,2%) из них были построены до 1980 года, семь – были введены в эксплуатацию до 1941 года. В приспособленных зданиях находится 121 школа, в том числе 48 школ, построенных из самана и находящихся в аварийном состоянии. Дефицит ученических мест составляет 5639.
В рамках пилотного национального проекта "Комфортная школа" будет построено 18 двухсменных школ – 13 в городе и 5 в сёлах, мощностью на 18 тысяч мест. Девять школ будет построено в 2024 году, девять – в 2025 году. В пилотный проект вошли школы с проектной мощностью не менее 300 мест.
Комфортные школы будут строиться по единому стандарту, как в селе, так и в городе. Учащиеся начальных и старших классов будут обучаться в отдельных блоках. Предусмотрена установка систем видеонаблюдения, звукового оповещения, автоматической блокировки дверей и блоков. Для удобства учеников предусмотрены индивидуальные шкафы для хранения учебных пособий, сменной одежды. Школы будут оснащены самыми современными кабинетами физики, химии, биологии, робототехники. В кабинетах будут установлены touch-экраны, высокоскоростной интернет. В комфортных школах предусмотрено наличие нескольких спортзалов, в зависимости от возраста учеников. Будет также благоустроена внешняя инфраструктура вокруг школ. Будут созданы условия для детей с особыми образовательными потребностями.
Всего на проект в области выделен 101,4 млрд тенге госинвестиций до 2026 года. Будет создано около 2 тысяч постоянных рабочих мест.
"Комфортная школа" в Алматы
В целях своевременного и качественного исполнения поручений главы государства Министерством просвещения ведётся работа по разработке дорожных карт развития системы образования на 2023–2029 годы в крупных городах. Подобный региональный план работ по развитию системы образования уже подписан в Алматы.
Особое внимание уделено развитию и профессиональной подготовке педагогов. Так, ежегодно около двух тысяч алматинских учителей будут проходить курсы повышения квалификации. Кроме того, в текущем году появится первый региональный ресурсный центр дошкольного воспитания и обучения.
Наряду с этим в числе приоритетов – развитие инклюзивного образования. Планируется расширение сети психолого-медико-педагогической консультации, кабинетов психолого-педагогической коррекции, увеличение госзаказа на специальную психолого-педагогическую помощь детям с особыми потребностями на 1400 мест и создание городского инклюзивного ресурсного центра.
Кроме этого, в Алматы планируется строительство четырёх центров инновационного творчества, двух летних лагерей, увеличение государственного образовательного заказа на дополнительное образование и модернизация школьных библиотек. Кроме того, дорожная карта города включает в себя меры по развитию творческого и интеллектуального потенциала детей, охране прав детей, противодействию коррупции в организациях образования.