Турбовинтовой самолёт Bombardier пролетает над степями к северо-востоку от побережья Каспийского моря. Однообразные пейзажи разбавляют только промышленные объекты – трубопроводы и предприятия, действующие и ещё строящиеся. Здесь, в западном Казахстане, сосредоточена нефтегазовая отрасль, которая до сих пор играет важную роль в экономике страны.

Наш чартерный самолёт из Атырау приземлился на аэродроме Тенгиз – это самый быстрый путь из областного центра к одноимённому месторождению. С 1993 года на Тенгизе работает одна из крупнейших компаний нефтегазовой отрасли – "Тенгизшевройл". Спустя 25 лет после создания казахстанско-американского совместного предприятия здесь нарастили добычу с 7 млн тонн нефти в 1997 году до почти 29 млн в 2017-м.

И эти объёмы планируют увеличить. Для этого на Тенгизе реализуют "Проект будущего расширения – Проект управления устьевым давлением", который чаще называют сокращённо – ПБР-ПУУД. Журналистам Informburo.kz удалось попасть на месторождение и лично увидеть одну из крупнейших промышленных строек Казахстана.

История Тенгиза

Само Тенгизское месторождение открыли ещё в 1979 году. Нефть в первой скважине пошла из пласта на глубине чуть более четырёх километров, что сделало Тенгиз одним из самых глубоких в мире. После этого начались буровые работы, а в 1986-м – строительство заводских комплексов. В 1991-м Тенгизский нефтегазовый комплекс был запущен.

История Тенгиза в его нынешнем виде стартовала 6 апреля 1993 года. Тогда в Алматы Президент Казахстана Нурсултан Назарбаев и глава американской нефтяной компании "Шеврон" Кеннет Дерр подписали соглашение об образовании совместного казахстанско-американского предприятия. Созданное СП назвали "Тенгизшевройл".


Президент Казахстана Нурсултан Назарбаев и глава компании "Шеврон" Кеннет Дерр подписывают соглашение о создании совместного предприятия. Алматы, 1993 год / Фото с сайта tengizchevroil.com

Сейчас в нём больше участников: 50% держит "Шеврон", "КазМунайГаз" – 20%, "ЭксонМобил Казахстан Венчурс Инк." – 25% и российская "ЛукАрко" – ещё 5%. Вместе эти компании владеют одним из крупнейших в мире нефтяных месторождений. Общие разведанные запасы Тенгизского коллектора составляют 3,2 млрд тонн, а извлекаемые запасы – от 890 млн до 1,37 млрд тонн. В 2017 году компания "Тенгизшевройл" сообщила о добыче 3 млрд баррелей нефти за время работы с 1993 года. Это примерно равняется 375 млн тонн.

Темпы добычи на предприятии наращивали постепенным увеличением мощностей и модернизацией. В 1997-м осуществили проект "Расширение узких мест" и довели годовую добычу нефти до 7 млн тонн. В том же году начались работы по проектам "Пятая нитка" и "Программа-12", которые были завершены в 2001-м и подняли добычу до 12 млн тонн. В 2008 году были запущены завод второго поколения и комплекс обратной закачки газа (ЗВП/ЗСГ). Благодаря этому показатели достигли 25 млн тонн добычи в год.


Завод второго поколения / Фото informburo.kz

Нынешний же этап – "Проект будущего расширения" – фактически стартовал летом 2016-го. Тогда партнёры ТШО приняли окончательное решение по финансированию проекта ПБР-ПУУД.

Как конструктор "Лего"

Нынешний проект предполагает строительство завода третьего поколения и объектов закачки сырого газа. Особенность этих производств в том, что теперь газ будет полностью закачиваться обратно в нефтегазовые пласты – это поможет поддерживать там нужное для работы месторождения давление.


Строительная площадка объектов проекта расширения / Фото informburo.kz

Новый производственный комплекс собирают по модулям – как конструктор. Для этого на строительную площадку привозят готовые части, большинство из которых изготавливают в Казахстане, Италии и Южной Корее.

На производственной площадке "Ерсай" в Мангистауской области делают "сборные модульные эстакады". Каждая из них имеет длину около 70 метров и высоту в 20 метров. Доставляют модули на стройплощадку по Каспию к терминалу на полуострове Прорва и далее по суше на Тенгиз.


Сборные модульные эстакады, изготовленные на площадке "Ерсай" в Мангистауской области / Фото informburo.kz

В Италии изготавливают модули газотурбинных генераторов, а в Южной Корее производят сборные технологические модульные блоки. Их доставляют через Чёрное и Балтийское моря по системе внутренних водных путей России к Каспийскому морю, и далее к терминалу на Прорве. Как сообщили в ТШО, первые грузы из Италии и Кореи уже отгрузили для доставки на месторождение. Модули с "Ерсая" уже стоят на стройплощадке.

Здесь же ожидают установки стабилизаторы сырой нефти. Они предназначены для отделения нефти от воды, газа и серы для последующей отправки на переработку.


Стабилизаторы сырой нефти / Фото informburo.kz

Для установки всех этих тяжёлых модулей был собран специальный кран Sarens грузоподъёмностью порядка 3,4 тысячи тонн. Для монтажа его самого понадобились ещё семь вспомогательных кранов.


Вспомогательный кран (слева) и кран Sarens (справа). Каждый из синих контейнеров-противовесов весит 100 тонн / Фото informburo.kz

Параметры крана позволяют строителям устанавливать модули целиком, что заметно ускоряет темп работ. Сейчас на месте предприятий заливают бетон и устраивают фундамент. Параллельно с этим на Тенгизе расширяют сеть автомобильных дорог и строят промысловые сооружения и трубопроводы, чтобы загрузить производственные мощности уже действующих заводов.


На Тенгизе построена широкая сеть автомобильных дорог / Фото informburo.kz

В целом проект планируют завершить к 2022 году. Благодаря этому объёмы добычи должны вырасти до 39 млн тонн в год.

Почему это важно для экономики?

Всего на проекте расширения задействованы более 42 тысяч казахстанцев, что составляет 92% всего персонала проекта в Казахстане. По мере развития ПБР это количество перевалит за 50 тысяч. Если учитывать сменщиков-вахтовиков, которых тоже будет около 50 тысяч, общая цифра составит около 100 тысяч человек.


Рабочие на заводе второго поколения / Фото informburo.kz

Привлекают к проекту расширения и казахстанские компании, которые оказывают услуги по проектированию, закупке и изготовлению модулей. Как сообщили в ТШО, предварительный отбор прошли более двух тысяч компаний, с 300 из них уже заключены контракты. В целом же с начала проекта расходы на казахстанское содержание составили около 4 млрд долларов.

И это вполне коррелирует с цифрами общих выплат ТШО Казахстану за годы работы – около 129 млрд долларов. Сюда входят и зарплаты казахстанским сотрудникам, и дивиденды, и налоги. Последних, к слову, в 2017 году компания заплатила 1,7 трлн тенге или почти 20% всех налоговых поступлений в стране, что фактически сделало "Тенгизшевройл" крупнейшим налогоплательщиком Казахстана. По мере наращивания добычи эти цифры будут расти, если, конечно, цены на углеводороды не будут падать.