На Каннском кинофестивале показали фильм "Нелюбовь" Звягинцева. О чём он?
В этом году у Андрея Звягинцева неплохие шансы получить "Золотую пальмовую ветвь" Каннского кинофестиваля, ведь ему удалось снять превосходный фильм. По-моему, у режиссера отлично получаются именно такие интимные, камерные драмы: о семейных травмах, разрушенных взаимоотношениях в семье и сосуществовании в рамках этого социального института давно чужих друг другу людей.
Его лучшие, на мой взгляд, фильмы как раз о семье: это и великолепный дебют "Возвращение", и отличная "Елена". В этой теме Андрей Звягинцев существует так органично, что и в голову не придёт, что идея снять "Нелюбовь" принадлежит не режиссёру, а продюсеру – Александру Роднянскому.
"Нелюбовь" показали на фестивале в числе первых, а это хороший знак, у таких фильмов всегда больше шансов стать самыми обсуждаемыми – пресса и дистрибьюторы особенно внимательны к конкурсантам первых дней. Продюсер картины Александр Роднянский даже написал в своём Instagram-аккаунте, что вокруг нового фильма Звягинцева есть лёгкий ажиотаж: у перекупщиков билеты на премьеру картины стоили больше 4000 евро. Таких цен не было даже с громко прозвучавшим "Левиафаном", на премьерный показ которого покупали билеты за 2000 евро.
Новая картина Звягинцева получилась холодной (этот эффект создают и отстранённые герои, и заснеженные пейзажи, великолепно переданные оператором Михаилом Кричманом), очень жестокой, но при этом очень точно и больно попадающей в самое дорогое – наши взаимоотношения с близкими.
Фильм начинается с довольно необычной музыки Евгения Гальперина: она тревожна и энергична, это своего рода набат, который бьёт о том, что с нами со всеми что-то не так: большинство называет любовью лишь комфортное и выгодное сосуществование. В итоге нелюбимые женщины живут с нелюбимыми мужчинами, затем рожают нелюбимых детей, которые потом взрослеют, заводят отношения с нелюбимыми, и круг нелюбви начинается заново.
В центре сюжета фильма – молодая семья, находящаяся в процессе развода: агрессивная и вечно неудовлетворённая молодая женщина, её равнодушный абсолютно ко всему муж и их общий сын – 12-летний мальчик Алёша. Оба родителя давно живут своей жизнью: у жены любовник, первый мужчина, к которому она испытывает какие-никакие чувства, у мужа – новая пассия, с которой у них тоже вот-вот появится ребёнок.
Квартиру, которая, как сообщают покупателям, находится у храма, горе-супруги продают, а вот с кем будет жить Алёша, ещё не решили. В отличие от большинства разводящихся, они не борются за ребёнка, а наоборот, не знают, как от него отделаться – обсуждают даже возможность сдать его в интернат. Но муж трудится в православной компании, в которой все добропорядочные семейные люди, поэтому и ему негоже. Впрочем, и жить с ребёнком он не намерен. Жена же тоже не хочет брать ответственность за ребёнка, которого и рожать не хотела. Пока родители решают что делать с Алёшей, он исчезает. И тогда выясняется, что его появление и было лучшим, что случилось в их совместной жизни.
Международная пресса приняла фильм достаточно благосклонно, в то время как российская критика поделилась на два лагеря. В одном – почитатели таланта, в другом – хулители. И тех, и других понять можно. То, что фильм тонко препарирует институт семьи и с хирургической точностью указывает на самые больные места, отрицать трудно. Но и то, что картина получилась не из приятных, главные герои в ней страшные, а если разобраться, то просто нелюбимые люди, тоже. Истеричная и неадекватная бабушка семейства, которую Звягинцев в шутку назвал " одуревшей и впавшей в мистический агрессивный транс Еленой" (из одноимённого фильма), лишь дополняет монструозный семейный портрет.
Самой привлекательной, а точнее, единственной нормальной фигурой в фильме выглядит командир поискового отряда волонтёров. Он как олицетворение всего хорошего, что есть в российском обществе, да и вообще в человеческой природе: находятся ведь люди, которые подадут руку помощи, будут безвозмездно разыскивать пропавшего ребёнка, работать на износ совершенно бесплатно, во благо дела, и делать то, чего не делает полиция.
"Нелюбовь" – это фильм об утрате любви, о боли, которую может причинить отсутствие этого светлого чувства. Потому отнестись к картине равнодушно невозможно, это страшное и одновременно прекрасное кино. Что касается, источников вдохновения, то хотя сам Звягинцев говорил о Бергмане и его "Сценах из супружеской жизни", мы опять видим Тарковского: это и первые кадры с прудом, очень напоминающие "Солярис", и разрушенное здание, как в "Сталкере". Даже любимый Тарковским Брейгель тоже здесь есть.
В заключение добавим, что интересной оказалась параллель между жизнью героев фильма и политическими событиями, происходящими в современной России: пока ищут мальчика, всё время вещает радио или ТВ, откуда несётся мощный идеологический поток, касающийся украинско-российских взаимоотношений. Эта линия, с одной стороны, очень конъюнктурная, с другой, придающая масштаб картине.
Если воспринимать эту семью как страну, российское общество в целом, то получается, что описанная драма – это метафора того состояния войны и обоюдной нелюбви, в котором сейчас находятся две некогда мирно сосуществовавшие страны.
Один из украинских журналистов спросил у режиссёра на пресс-конференции: а не является ли этот фильм сам частью пропаганды, ведь то, что несётся из российских теленовостей зрители могут принять за факты? Разумеется, Звягинцев ответил отрицательно. "Для меня здесь был важен не политический контекст, а скорее, социальный, ведь между нами образовалась пустота, и теперь это наш общий даже не социальный, а метафизический и страшный удел",- сказал он.