На "Евразии" показали картину опального иранского режиссера снятую в такси
Очередное творение иранского диссидента и одного из самых уважаемых режиссёров авторского кино в мире показали во внеконкурсной программе "Евразии". Это третья картина Панахи снятая им после того, как иранские власти арестовали его и осудили за антиправительственную деятельность, а затем выпустили, но запретили заниматься кинематографической деятельностью, а также выезжать из Ирана в течение 20 лет.
Несмотря на запреты, режиссёр работает. И каким-то подпольным путём передаёт свои новые фильмы на самые значимые фестивали мира. Однажды флешку с его картиной провезли контрабандой то ли в торте, то ли в пирожном. Зная, что прийти на свою премьеру Панахи не может, организаторы фестивалей всегда оставляют ему свободное место как символ того, что когда-нибудь ему удастся вырываться на свободу. И даже если сейчас режиссёр несвободен, его кино всё же проникает в мир и завоёвывает новых поклонников.
Поскольку Панахи сейчас запрещено заниматься режиссурой, он вынужден зарабатывать другим способом - работать водителем такси. Помимо клиентов он также возит и несколько видеокамер в салоне – они снимают всех, кто садится в салон его машины. Конечно, "Такси" - это не документальный фильм, а художественный, но всё в нём организовано таким образом, что режиссёр кажется лишь сторонним наблюдателем за настоящей, не придуманной жизнью. Всем известно, что люди в такси становятся разговорчивыми. Они часто говорят о политике, о ценах на бензин и курсе доллара, о своих проблемах и радостях, да и просто о жизни. Чтобы зритель не заскучал, во время этого роуд-муви буквально каждые несколько минут меняются герои. Первыми пассажирами Панахи были люди из совершенно разных миров: учительница и её оппонент по разгоревшемуся в салоне спору – вор-карманник (это выясняется лишь тогда, как он выходит из машины).
Представительница системы образования считает, что запреты, аресты и казни не приведут ни к чему хорошему - они не изменят мир. В то время как вор, наоборот, считает, что публичные казни всё исправят. Удивительно, в этих бытовых зарисовках и банальных, казалось бы, разговорах в такси автор легко и изящно раскрывает суть общественного устройства. Панахи не просто вовлекает в зрителя в пустые разговоры, а показывает нам мир иранцев, да и не только иранцев, а вообще всех людей, и обнажает нашу человеческую природу. Карателями могут быть только люди, которые сами замешаны в нечистых делах, и разговаривать с гражданами с позиции силы могут только те, которым кроме этого и прикрыться нечем.
Пусть за окнами автомобиля зрителю не удаётся рассмотреть ничего: он совершенно точно понимает, какова современная ситуация в Иране и чем живут сегодня иранцы. Несмотря на изоляцию, они также, как и все в мире, пользуются гаджетами – преимущественно айфонами и макбуками. Они тоже смотрят фильмы Ким Ки Дука, Вуди Аллена и популярные сериалы вроде "Ходячих мертвецов", пусть и из-под полы.
Или взять другую сцену ленты, где в такси садится женщина со своим упавшим с мотоцикла мужем. И он, боясь, что умрёт, проговаривает вслух своё завещание, в котором сообщает свою последнюю волю: оставить жене свой дом, иначе после его смерти она будет выдворена на улицу. В этом драматическом отрывке – вся жизнь: и любовь, и скоротечность физического существования, и отношение к женщинам в Иране, и их уязвимость.
В фильме немало героев – это и старушки, спешащие к живительному источнику и верящие, что это прибавит им несколько лет жизни, и правозащитница, отстранённая от адвокатской деятельности, и маленькая племянница, решившая стать режиссёром, и выясняющая у дяди, что же такое "чернуха" и почему в Иране нельзя снимать жизнь такой, какая она есть.
Не будем перечислять всех героев, но каждый эпизод фильма – это отдельная тема для размышлений. В целом фильм смотрится как маленький шедевр, снятый почти бесплатно. Самое главное, что в картине чувствуется страсть режиссёра к кинематографу. Его любовь, энергия, которая сокрушит любые расстояния.
Финал в фильме хорош. Камеры в машине крадут, а автор объясняет, что указать в титрах героев не может: ведь вдруг им будет угрожать арест за их взгляды на жизнь. В завершение хочется добавить, что Панахи - один из самых титулованных фестивальных режиссёров. Помимо "Золотого медведя" Берлинале среди его призов "Золотая камера" Каннского кинофестиваля( 1995), "Золотой леопард" фестиваля в Локарно (1997), венецианский "Золотой лев" (2000), "Серебряный медведь" Берлинале (2006).
Жаль только, нет у режиссёра самой ценной награды – свободы.