Мошенники "на карантине": вишинг
В карантинный период активизировались телефонные мошенники, которые используют технологии социальной инженерии, чтобы узнать персональные данные клиентов банков. Fingramota.kz расскажет подробнее о данном виде мошенничества.
Вишинг является одним из распространенных способов кражи средств со счетов граждан. Мошенники обзванивают заёмщиков, представляясь сотрудниками известных банков, при этом они ловко подделывают номера, с которых звонят. Это может быть короткий номер call-центра банка – современные технологии позволяют это сделать без особых усилий. При этом сами злоумышленники могут находиться в другом городе или даже в другой стране.
Финансовые мошенники идут на данные ухищрения с одной целью – выманить персональные данные жертвы. Это ИИН, данные платёжной карты или счёта, CVV/CVC-код, код из SMS-сообщения. И тогда злоумышленники могут обналичить все средства на карте или счёте.
Советы от Fingramota.kz: как не стать жертвой вишинг-мошенников:
1. Лучше невежливо прервать разговор, чем вежливо сообщить PIN-код карты
Даже старые проверенные методы мошенников работают безотказно. Самый простой развод: звонит якобы сотрудник банка. Он тревожно сообщает, что по вашей карте пытаются провести транзакцию. И если это не вы, то вам необходимо срочно предоставить звонящему всю информацию по своей карте. В таком случае лучше сразу прервать разговор и положить трубку.
Напоминаем, что сотрудник банка никогда не запросит эти данные и первым не позвонит. Для того чтобы убедиться в том, что к вам позвонили финансовые мошенники, необходимо позвонить в банк, в котором вы обслуживаетесь. Но ни в коем случае не на тот номер, с которого поступил звонок.
2. Не спешите раскрывать первому звонящему свои данные: в банке их и так знают
Настоящему банковскому менеджеру нет нужды звонить вам, чтобы уточнить вашу фамилию; паспортные данные; какие карты были оформлены; сколько денег на них осталось. В банке имеется ваше полное финансовое досье – кредитная история. Поэтому с этими вопросами сотрудники банка по телефону никогда к вам не обратятся. Эта информация представляет ценность только для мошенников.
Помните, что банки никогда не звонят сами, чтобы спросить по телефону у клиентов: полный номер карточки; срок ее действия; CVC/CVV; логин и пароль к интернет-банкингу; кодовое слово, код из SMS-сообщения. Эти данные банк может запросить только в том случае, если вы сами позвонили туда, чтобы решить какой-то вопрос. Например, разблокировать карту при поездке за рубеж, уточнить, где можно забрать перевыпущенную карту и т.п. Если же вам звонят и, представляясь сотрудником банка, запрашивают такую информацию, даже если её необходимо продиктовать автоответчику, то можно не сомневаться – это мошенники.
3. Не поддавайтесь панике, если вас попытаются напугать телефонные мошенники
На паническое заявление о том, что с вашей картой серьёзная проблема, лучший ответ: "Сейчас позвоню (или схожу) в банк, чтобы проверить это лично". Будьте уверены, звонящий тут же отключится. Это очень распространённая уловка – напугать владельца карточки. Ситуации могут быть придуманы разные:
- "Кто-то проводит подозрительные транзакции по вашей карточке".
- "Срочно! Уже списана энная сумма с вашего счёта/карточки – чтобы спасти остаток, надо деньги перевести на временный счёт".
- "Это вы пять минут назад подали заявку на оформление кредита? Если нет, то срочно нужны ваши данные, чтобы отменить её".
- "Ваша карточка заблокирована, чтобы её разблокировать, на ваш телефон придёт SMS, в котором указан код, назовите его" и т.д. Главная цель мошенников – напугать вас.
Стоит помнить, что если с вашей картой действительно какие-то проблемы, то банк может сам её заблокировать и, скорее всего, пришлет об этом уведомление по оговорённому в договоре каналу. И лучше всего перезвонить самим в отделение банка и уточнить, действительно ли это они отправили уведомление.
Будьте бдительны и повышайте свою финансовую грамотность вместе с Fingramota.kz и Евразийским банком.