"Миссия невыполнима": как менялась франшиза, и в чём секрет её продолжительного успеха
В широкий прокат вышла лента "Миссия невыполнима: Последствия". И это отличный повод вспомнить прошлые приключения суперагента Итана Ханта и порассуждать, почему серию фильмов "Миссия невыполнима" можно назвать одной из лучших франшиз в истории кино.
Истоки
К началу 90-х, только разменяв третий десяток, Том Круз уже был одной из главных кинозвёзд на планете. Он успел поработать с крупнейшими голливудскими авторами, такими как Мартин Скорсезе ("Цвет денег") и Оливер Стоун ("Рождённый четвёртого июля"). А также доказал, что может сделать суперхит из боевика ("Лучший стрелок"), мелодрамы ("Коктейль") или тяжеловесной судебной драмы ("Несколько хороших парней"). В 1993 году Круз решает собственноручно продюсировать фильмы и вместе с партнёром Полой Вагнер открывает компанию Cruise/Wagner Productions.
В качестве своего первого продюсерского проекта актёр решает сделать киноадаптацию телесериала "Миссия невыполнима", шедшего в американском эфире с 1966 по 1973 год. Круз сам был фанатом этого проекта, и считал, что из него может получится отличный фильм. В то время как раз вышла лента "Беглец", тоже основанная на сериале из 60-х, ставшая хитом и получившая семь номинаций на премию "Оскар".
Сериал "Миссия невыполнима" рассказывал об одноимённом отряде спецагентов, который каждую серию выполнял тайное задание, находясь под прикрытием и применяя хитроумное планирование и новейшие технологии. В киноэкранизации не стали полностью копировать сериал. Для своих фильмов Круз позаимствовал лишь несколько ярких элементов: видео-сообщения от штаба, которые содержат фразу "Ваша миссия, если вы возьмётесь за её выполнение…" и самоуничтожаются после просмотра; латексные маски, с помощью которых агенты могут принять облик кого угодно; а также культовую музыку во время начальных титров.
Одна из лучших франшиз?
Спродюсированная Томом Крузом адаптация сериала появилась в кинотеатрах в 1996 году. 22 года спустя на экраны выходит уже шестая часть в серии. Сборы первых пяти фильмов позволили франшизе занять 20-е место в списке самых кассовых. Но помимо очевидных финансовых достижений "Миссия невыполнима" отличается и художественными заслугами, позволяющими уверенно называть эту франшизу одной из лучших в истории кинематографа. Эта серия не только стреляет без промаха, но ещё и развивается.
Немногие долгоиграющие франшизы могут похвастать тем, что в них нет слабых звеньев. В той же "бондиане", "Людях Икс" или "Звёздных войнах" немало отличных фильмов, но есть и провалы. В отличие от них "Миссия невыполнима" уже более двух десятков лет является надёжным поставщиком качественного шпионского кино. Можно спорить, какая из частей лучше, но ни одну из них нельзя назвать откровенно плохой.
Более того, франшиза успешно растёт и развивается. Многие киносерии с течением времени начинают чахнуть, страдая от самоповторов или не зная, куда двигаться дальше. Именно так завяли фильмы о "крепком орешке", Джейсоне Борне или пиратах карибского моря. В каждом из этих случаев после трёх хороших фильмов качество пошло на спад. Есть, конечно, и противоположные случаи. Создатели "Форсажей", к примеру, нащупали правильный тон и стиль только к пятой части, но для этого пришлось пройти через несколько провалов. У франшизы "Миссия невыполнима" прослеживается отчётливый тренд повышения качества с каждым фильмов после второй части. По крайней мере если судить по критическим отзывам.
Всё это понятия несколько безличные и не передают истинное величие франшизы. Никудышных фильмов про Гарри Поттера тоже нет, да и комикс-экранизаций от вселенной Marvel уже набралось двадцать штук – и ни одной провальной. Однако можно утверждать, что "Миссия невыполнима" представляет особую кинематографическую ценность благодаря нескольким характерным чертам.
Особенности фильмов "Миссия невыполнима"
Каждую серию "Миссия невыполнима" можно воспринимать отдельно, ведь они почти не связаны сюжетно. Тем не менее помимо уже упомянутых элементов из оригинального сериала франшизу объединяют и делают её уникальной несколько художественных особенностей.
- Головокружительный экшн. Каждая часть "Миссии невыполнима" содержит хотя бы одну впечатляющую экшн-сцену, содержащую опасные и сложные в исполнении каскадёрские трюки. Зачастую при разработке очередного фильма во франшизе сначала придумываются экшн-сцены, а потом под них пишется сюжет. Сюжет этот всегда излишне сложно закручен, но на самом деле внимательно следить за ним необязательно. Он движется достаточно быстро, чтобы не дать зрителю заскучать, не пытается казаться глубоким и умным, и в конце концов является просто поводом перейти к очередному динамичному действу. А большего от шпионского развлечения и не требуется.
- "Ударная" сцена. В киноиндустрии существует термин set piece, означающий дорогостоящую и сложную в реализации сцену, требующую внимательного планирования и полной отдачи съёмочной группы. Такая сцена обычно может рассматриваться как "вещь в себе" и даже вне контекста фильма представляет кинематографическую ценность. Ярким примером set piece является погоня на автостраде в фильме "Матрица: Перезагрузка". В "Миссии невыполнима" всегда есть такая сцена, поражающая уровнем постановки.
- "Аналоговый" подход. Все ленты серии сняты исключительно на плёнку, что происходит всё реже в наш цифровой век, но позволяет франшизе сохранять "аналоговый" шарм картинки. Режиссёры редко и точечно используют компьютерную графику, предпочитая снимать большинство экшн-сцен вживую, чего не скажешь о большинстве современных боевиков.
- Сцена ограбления. В первую очередь "Миссия невыполнима" – это шпионские фильмы, полные приключений. Однако традицией франшизы стало включать в каждую ленту сцену, когда команде героев нужно что-то украсть, применяя смекалку и высокотехнологичные гаджеты. На это время "Миссия" вдруг переквалифицируется в классический фильм об ограблении.
- Художественное разнообразие. Нужно отметить, что у пяти частей "Миссия невыполнима" было пять разных режиссёров. Более того, каждый из постановщиков применял свой уникальный стиль и двигал франшизу в совершенно новом направлении, сохраняя те базовые элементы, которые делают серию фильмов особенной. Во времена, когда голливудские студии боятся рисковать и снимают продолжения будто под копирку, "Миссия невыполнима" остаётся проектом, где во главу угла ставится авторское видение. Поэтому эту франшизу можно рассматривать как высококачественный киноальманах, где авторы с ярким стилем представляют свои версии, как, по их мнению, должно выглядеть шпионское кино. По этой же причине каждая новая часть интригует зрителей, ведь она не будет похожа на предыдущие.
- Том Круз. За прошедшие годы "орешек" Уиллис, "Рэмбо" Сталлоне или "перевозчик" Стэтем уже давно стали завсегдатаями фильмов класса "Б". А Круз остаётся в высшей лиге уже несколько десятилетий, снимаясь лишь в большом кино и оставаясь в числе тех немногих, к кому можно действительно применить словосочетание "голливудская суперзвезда". В этом ему помогают не только недюжинный актёрский талант и природный шарм, но также физическая подготовка, внимательное отношение к каждому проекту и исключительный уровень профессионализма и упорства. Том лично участвует во всех этапах разработки продюсируемых им фильмов, подбирает режиссёра и курирует творческий процесс. Работавшие с ним часто отмечают его страсть к кинопроизводству и несгибаемое желание сделать всё идеально. Помимо этого артист старается сам исполнять большинство трюков, для чего он готов рисковать жизнью или тратить долгие месяцы, чтобы освоить новые навыки. А ведь ему уже исполнилось 56 лет. Но он по-прежнему смотрится безукоризненно, прыгая с крыши на крышу или гоняя на мотоциклах. Хоть с длинными волосами, хоть с короткими. А ещё артист лучше всех в Голливуде умеет "киногенично" бежать на камеру.
"Миссия невыполнима" (1996 год)
Сюжет: злодей хочет завладеть списком тайных агентов по всему миру, чтобы продать его.
Режиссёр – мастер саспенса и "второй Хичкок" Брайан Де Пальма ("Лицо со шрамом", "Неприкасаемые").
Что крадёт команда: информацию из главного штаба ЦРУ.
Самый впечатляющий трюк: Том Круз борется со злодеем на крыше высокоскоростного поезда Лондон – Париж. Сцены на крыше снимались в студии, но чтобы добиться достоверного эффекта движущегося поезда, Круз нашёл единственное в Европе устройство, способное создавать поток воздуха скоростью более 220 километров в час.
Лучшая сцена: Круз крадёт информацию из суперзащищённого хранилища в штабе ЦРУ. В комнате стоят сенсоры звука, изменения температуры и давления на пол. Поэтому герой спускается туда из вентиляционной шахты, подвешенный на канате, и в полной тишине. Сцена настолько хороша, что прочно вошла в поп-культуру и даже была спародирована в мультфильме про Шрэка.
Стиль и особенности. Да, фильм заканчивается большой и громкой сценой на крыше поезда. Но всё самое интересное на самом деле происходит раньше. Ведь в этом фильме на первом месте стоят хитроумные планы и шпионские интриги, а не грубая сила. В этом ленте помогает умело и экономично сконструированный сценарий, в котором каждая незначительная деталь, незаметно заложенная вначале, затем обязательно сыграет свою роль.
Главные инструменты Де Пальмы не спецэффекты, а камера. Тут режиссёр даёт себе волю применить все излюбленные приёмы: нагнетающий напряжение монтаж и нарезки под закадровый голос, съёмку от первого лица, приближения ("зумы"), ракурсы под углом и кадры с разделённым фокусом (когда одна часть экрана фокусируется на близком к камере объекте, а другая на далёком от камеры). Всё это позволяет ему сделать фильм визуально интересным при том, что настоящий экшн начинается только в самом конце.
Куда бежит Круз: от взорвавшегося аквариума с 16 тоннами воды.
Причёска Круза: короткие волосы.
"Миссия невыполнима 2" (2000 год)
Сюжет: злодей хочет завладеть смертоносным вирусом, чтобы распространить его и затем разбогатеть на продаже антидота.
Режиссёр – маэстро гонконгских боевиков с перестрелками Джон Ву ("Круто сваренные", "Без лица").
Что крадёт команда: Вирус из крайне охраняемой лаборатории, куда можно попасть, только спрыгнув с вертолёта и пролетев через вентиляционное отверстие на крыше.
Самый впечатляющий трюк: Том Круз гоняет по австралийским дорогам на мотоцикле без шлема, при этом стреляя по злодеям.
Лучшая сцена: перестрелка в здании лаборатории, когда главный герой в одиночку отстреливается от группы злодеев, при этом стараясь не упустить единственный шприц со смертоносным вирусом, а в конце выпрыгивает с высокого этажа в ночной Сидней.
Стиль и особенности. Вместо параноидального шпионского триллера "Миссия невыполнима" вдруг становится полноценным боевиком, в котором будто каждый кадр создавался с мыслью "Чтобы смотрелось круто". Главный герой здесь занимается скалолазанием без страховки (во время съёмок сцены актёр порвал мышцу плеча), ездит в спортивных машинах с откидным верхом и заводит роман с красоткой-воровкой, которую вербует для задания.
Конечно, можно сказать, что сейчас все эти детали выглядят уже не круто, а комично. И что фильм долго запрягает, медленно формулируя усложнённый сюжет. Но все вопросы к ленте отпадают, когда после первой половины начинаются активные боевые действия и продолжаются до конца. Джон Ву, конечно, режиссёр не такой тонкий, как Де Пальма. Но его талант – зубодробительный и красивый экшн. Здесь есть всё, чем он прославился ещё в Гонконге: стрельба с двух рук и в полёте, замедленная съёмка, продуманная хореография масштабных перестрелок и красиво летящие голуби.
Куда бежит Круз: от злодеев, успешно обхитрив их и украв нужный ему шприц с антидотом.
Причёска Круза: длинные волосы.
"Миссия невыполнима 3" (2006 год)
Сюжет: злодей хочет завладеть таинственным объектом под названием "Кроличья лапка", чтобы продать его террористам.
Режиссёр – дебютант Джей Джей Абрамс, прославившийся созданием сериалов "Шпионка" и "Остаться в живых". Впоследствии Джей Джей станет режиссёром таких фильмов как "Звёздный путь" и "Звёздные войны: Пробуждение силы".
Что крадёт команда: главный герой и его команда тайно пробираются в Ватикан, где проходит встреча представителей высшего общества. Они выкрадывают оттуда главного злодея, да так лихо, что никто и не заметил.
Самый впечатляющий трюк: Том Круз спрыгивает с крыши шанхайского небоскрёба.
Лучшая сцена: когда арестованного злодея перевозят через городской мост, на конвой нападает команда профессиональных боевиков и освобождает злодея.
Стиль и особенности. Новая часть стала тёмной, жестокой и более реалистичной. Экшн здесь сравнительно приземлённый, жёсткий и снят в ставшей модной после фильмов о Борне манере трясущейся камеры. Но самое главное, мы наконец видим эмоциональную сторону главного героя. По сюжету, к началу фильма он уже не участвует в операциях, а тренирует новых бойцов, и собирается жениться.
Отдельного упоминания достоин главный злодей в исполнении великого Филипа Сеймура Хоффмана ("Талантливый мистер Рипли", "Красный дракон"). Наверное, это единственный злодей во франшизе, который запоминается и производит впечатление. Его хладнокровие, жестокость и абсолютное отсутствие какого-либо страха перед главным героем делают его действительно пугающим.
Куда бежит Круз: спасать захваченную в заложницы жену. В руках другого постановщика этот момент мог бы занять пару секунд и никак не отличиться. Но Абрамс решается устроить из этого сложную постановочную сцену с десятками артистов массовки и делает марш-бросок Круза через узкие улочки пригорода Шанхая по-настоящему завораживающим зрелищем.
Причёска Круза: короткие волосы.
"Миссия невыполнима: Протокол "Фантом" (2011 год)
Сюжет: злодей хочет получить контроль над ядерными ракетами, чтобы устроить глобальную войну.
Режиссёр – Брэд Бёрд, для которого "Миссия невыполнима" стала дебютом в игровом кино, после того как он выиграл две премии "Оскар" за мультфильмы "Суперсемейка" и "Рататуй".
Что крадёт команда: На этот раз команда агентов одновременно выкупает секретные документы у одной злодейки и продаёт липовые версии этих же документов другим злодеям, находясь в соседних этажах дубайского небоскрёба.
Самый впечатляющий трюк: Том Круз бегает по самому высокому в мире зданию – дубайскому небоскрёбу Бурдж-Халифа. И всё это снято на широкоформатные камеры IMAX.
Лучшая сцена: Том Круз дерётся с главным злодеем на автоматизированной автомобильной парковке, пока вокруг на платформах движутся машины.
Стиль и особенности. В первую очередь Брэд Бёрд решил увеличить уровень юмора, который почти отсутствовал в предыдущих сериях. Опыт в мультипликации позволил ему сделать повествование более легковесным и наполнить картину большим количеством визуальных шуток в лучших традициях немого кино. Отличной деталью стал тот факт, что героев на протяжении фильма постоянно подводит оборудование, отчего им приходится импровизировать. Талант Бёрда рассказывать историю через визуальное действо пришёлся в фильме как нельзя кстати. В этой серии экшн стал не просто ярким зрелищем, а эффективно двигал сюжет вперёд без лишних слов.
Еще Бёрд помог привнести во франшизу свежести, заметно увеличив командный аспект повествования. Здесь Том Круз уже не является единственным главным героем, а побочным персонажам дают возможность немного раскрыться. К тому же весь фильм держится интрига о том, что именно произошло с главным героем. В начале зрители находят его в русской тюрьме, и, возможно, его жена была убита.
Куда бежит Круз: вслед за злодеем и от песчаной бури.
Причёска Круза: длинные волосы.
"Миссия невыполнима: Племя изгоев"
Сюжет: злодей хочет завладеть доступом к государственным банковским счетам с миллиардами долларов.
Режиссёр – Кристофер Маккуорри, получивший "Оскар" за сценарий к фильму "Подозрительные лица" и уже снимавший Тома Круза в детективе "Джек Ричер".
Что крадёт команда: файл с информацией, находящийся в заполненном водой подземном хранилище. Для съёмок этой сцены Том Круз научился задерживать дыхание на шесть минут.
Самый впечатляющий трюк: Том Круз висит на боку военного самолёта Airbus, пока тот взлетает и поднимается на высоту в полтора километра. Для того чтобы снять сцену идеально, Круз повторял этот трюк на камеру восемь раз.
Лучшая сцена: главный герой пытается предотвратить убийство австрийского канцлера, находясь за кулисами Венской государственной оперы, пока на сцене идёт "Турандот" Джакомо Пуччини.
Стиль и особенности. Кристофер Маккуорри решил придать фильму ощущение классических шпионских фильмов прошлого века. Об этом говорит и место действия в Касабланке, и цитирование Хичкока (сцена в опере), и тот факт, что на этот раз главный герой получает тайное послание от штаба на виниловой пластинке. Режиссёр применил классический подход и к постановке экшна, который здесь вышел на новый уровень совершенства и снят с обилием общих планов, позволяющих зрителю удостоверится в правдивости происходящего. "Первое, что я хотел донести до съёмочной группы, это то, что у нас не будет трясущейся камеры или резких зумов, потому что эти инструменты применяют только для того, чтобы скрыть отсутствие энергии".
Маккуорри остроумно обращает внимание зрителей на то, что безрассудство главного героя может быть симптомом психической нестабильности. Что заставляет по-новому взглянуть на всю франшизу. Помимо этого в ленте наконец появился достойный второстепенный персонаж. Агент британской разведки Ильза Фауст в исполнении Ребекки Фергюсон ("Снеговик", "Величайший шоумен") – некое зеркальное отражение главного героя, сильный и независимый персонаж, который не пропадает в тени Тома Круза.
Куда бежит Круз: из подземной камеры пыток.
Причёска Круза: длинные волосы.
"Миссия невыполнима: Последствия" (2018 год)
В шестой части франшиза впервые нарушает устоявшиеся традиции, и на режиссёрский пост снова встаёт Кристофер Маккуорри. В свою защиту постановщик сказал, что снимал "Последствия" так, словно он совершенно другой режиссёр, с новым подходом по сравнению с прошлой серией. Если верить западным критикам, его подход удался – многие рецензии называют шестой фильм лучшим в серии. Действительно ли это так, остаётся решить, сходив в кино.
Отличным поводом для просмотра также является тот факт, что трюков в фильме стало ещё больше. Во время съёмок Том Круз сломал ногу, прыгая с крыши на крышу. Ещё в новом кино он прыгает с самолёта, собственноручно управляет вертолётом и выполняет в кадре опаснейшие авиапируэты.