Мастер-план Нур-Султана: что сделать с городом, чтобы было легко добраться из точки А в точку B?
В Нур-Султане разработали концепцию мастер-плана по развитию города до 2030 года, который должны полностью презентовать уже в декабре. Британский архитектор Эд Пэрхэм, отвечающий за основную часть проекта, прилетел в столицу Казахстана, чтобы представить наработки в акимате, и встретился с корреспондентом Informburo.kz.
Зачем нужен мастер-план, если уже есть генеральный план?
Глава Центра урбанистики Нур-Султана Асхат Садуов, сотрудничавший с британским специалистом, отметил, что генеральный план очерчивает развитие города слишком широко, и в нём представлены задачи, которые, возможно, будут решать только через 50-100 лет. Например, в генеральном плане столицы значится переселение 40 000 жителей "Лесозавода" в другие районы. Но понятно, что до этого переселения очень далеко, а в Нур-Султане в связи с бурным ростом города, с увеличением количества жителей и автомобилей трудности с перемещением появляются уже теперь. Решить вопрос с организацией движения в мегаполисе как раз должен помочь мастер-план, рассчитанный с 2020 по 2030 годы.
Чем отличается мастер-план по развитию Нур-Султана от представленной в сентябре программы благоустройства столицы до 2025 года, о которой рассказал главный архитектор Нурлан Уранхаев?
Читайте также: Улицы правого берега Нур-Султана перестроят. Где, когда и как это произойдёт
План благоустройства затрагивает реконструкцию крупных центров на правом берегу, в то время как мастер-план детально охватит весь город, включая и левый берег, и окраины.
Конкурс на разработку мастер-плана выиграла британская фирма Space Syntax, её директор – Эд Пэрхэм, который решал проблемы с передвижением в Лондоне и в арабском городе Джидда в Саудовской Аравии.
Можно ли защитить Нур-Султан от солнца и ветра?
В основу модели обустройства города положены три фактора: город должен быть комфортным для жизни, устойчивым и способствующим поддержанию здоровья жителей, отметил Эд Пэрхэм. Что это значит?
Комфортный город – это когда человеку не нужна машина, чтобы добраться до школы, поликлиники и других таких же социально значимых мест, включая скверы, где можно отдохнуть. Важно, чтобы в том районе, где человек живёт, было всё самое необходимое. Устойчивый город – это когда он развивается в социальном и экономическом плане, что в немалой степени зависит от того, как в нём налажено движение. Здоровый город – тот, где жителям и гостям города нравится ходить пешком, считает британский архитектор.
"Улицы должны быть комфортными для пешеходов, а значит, людей не должно палить солнце и не должен сносить ветер, а здания должны иметь интересные фасады, чтобы людям было зачем на эти улицы ходить и что смотреть", – сказал Эд Пэрхэм.
Защищать город от пронизывающих ветров он намерен, заполняя пустые пространства деревьями, временными сооружениями вроде киосков, а также с помощью декоративных фигур, которые будут украшать город. Улицы не обязательно переделывать, сужая проезжую часть, хотя возможен и такой вариант.
"В Нур-Султане хотят внедрить смешанные улицы, где одновременно двигались бы и пешеходы, и автомобили – предполагается, что там будет ограничение скорости до 20 км/час. До сих пор таких пространств в Казахстане не было, а в Европе это можно часто встретить, – отметил глава Центра урбанистики Асхат Садуов. – Причём правила дорожного движения у нас такое позволяют".
Главный сценарий: мост для связи "островов"
Мастер-план будет касаться всего города, обоих берегов, в том числе тех районов, что находятся за старым вокзалом и в районе ЭКСПО. И это будет не набор общих рекомендаций.
"Всё лето шёл сбор данных по столице, сейчас он окончен. Параллельно создавалась компьютерная модель города, где цифровым способом выявляли активные участки и потенциал развития, – рассказал Асхат Садуов, сотрудничающий с британским архитектором. – Сегодня мы уже обсуждали, как может измениться город. Главный сценарий – связь центров".
То, что у нас называют центрами, Эд Пэрхэм называет "островами". Активная жизнь Нур-Султана сосредоточена в трёх из них: в старом центре, который он для себя называет "Целиноград", на левом берегу, где кипит работа у госслужащих, и в районе ТЦ "Евразия". Именно в таком порядке по убыванию активности их расставила компьютерная модель города.
"Самый сильный центр – старый. Второй по силе - административный центр, место приложения труда. У "Евразии" слабее, и внутри он не так хорошо работает", – прокомментировал Асхат Садуов.
Передвинуться из одного центра города в другой сложно, потому что их связывают узкие "горлышки", где постоянно пробки, поэтому получается, что это и правда как будто три отдельных острова. Эд Пэрхэм предлагает связать их мостом – причём пока построить всего один мост, который свяжет район "Евразии" с Чубарами на левом берегу.
"Мост был и в генплане, но он по-другому соединялся: он уходил с Чубар на улицу Пушкина, а создатели мастер-плана предлагают вывести его на улицу Кажымукана. Благодаря этому усилится центр "Евразии", – отметил Асхат Садуов. Постройка всего одного моста должна создать большой экономический эффект и значительно укрепить остальные артерии города. А в идеале все центры столицы должны слиться в один большой.
Почему магистральные улицы в Нур-Султане "убивают" движение
Сейчас Нур-Султан - это город, где доминируют водители, отмечают архитекторы. Тем не менее в городе трудно добраться из точки А в точку B, и речь не только о плохой связи трёх центров. Чтобы развернуться на дороге, порой приходится проезжать несколько километров. То же самое касается пешеходов: пешеходные переходы нередко находятся далеко друг от друга, и приходится много обходить, чтобы просто перейти на другую сторону улицы.
Это можно и нужно устранить, считает Эд Пэрхэм. Он предлагает сделать на магистральных дорогах больше переходов и возможностей для маневрирования.
"Узкое горлышко – это первая проблема. Все водители движутся в одном направлении, им трудно где-то развернуться, поэтому весь большой поток устремляется в одно узкое горлышко и там застревает. Три моста в Нур-Султане – это и есть узкие горлышки, и в перспективе их надо строить ещё", – отметил он. В то же время узкие горлышки существуют и на квартальном уровне, а это значит, что на улицах надо сделать в несколько раз больше пешеходных переходов и возможностей автомобилям для того, чтобы разворачиваться или сворачивать на боковые дороги.
"У нас магистральная улица "убивает" движение, а она должна иметь много перекрёстков и переходов", – подтвердил идею британского архитектора Асхат Садуов. Постройка мостов и новая организация дорожного движения должны принести больше вариативности, а значит, больше возможностей добраться из пункта А в пункт B.
В городе связь артерий должна обеспечиваться больше общественным транспортом, так что, когда станут налаживать движение, изменения неизбежно затронут и маршруты автобусов. Комплексная транспортная схема тоже входит в мастер-план, однако за неё отвечают уже не британские специалисты.
Презентовать проект полностью будут в декабре 2019 года, а в 2020 году его должны утвердить и приступить к реализации. Эд Пэрхэм предложил представлять проект на разных уровнях: не только акиму, маслихату и общественному совету, но и жителям Нур-Султана, причём жителям конкретного района рассказывать, что именно должно измениться на их участке и почему это улучшит их жизнь: тогда люди будут вовлекаться в процесс.