Лётчик просто так не прыгнет – ветераны авиации о крушении Су-27
Пилот потерпевшего крушение истребителя покинул Су-27, используя катапультное кресло. Он успел отвести самолёт от населённого пункта и сам остался в живых.
Лётчик Адильбек Искаков рассказал, что всё произошло в течение 30-40 секунд. Перед катапультированием он связался с руководством и сообщил о ситуации. После приземления его нашли уже через 15 минут.
Военная прокуратура начала досудебное расследование по факту крушения истребителя по признакам уголовного правонарушения, предусмотренного статьёй 464 Уголовного кодекса Республики Казахстан ("Нарушение правил полётов или подготовки к ним").
Informburo.kz поинтересовался у военных лётчиков с многолетним стажем: в каких случаях пилот имеет право покинуть самолёт? По их словам, катапультирование – это крайняя и опасная мера. Прибегать к ней пилотам приходится не часто. Существует даже неписанное правило: трижды катапультировался – прекращай летать.
В Су-27 обычно используется катапультное кресло К-36 ДМ. Это сложнейший механизм, который работает с помощью реактивных двигателей. В российской авиации считается, что это кресло – одно из лучших средств спасения пилота.
Как рассказал Informburo.kz подполковник запаса Александр Ульянов – военный лётчик с более чем 20-летним стажем, кресло КМ-36 ДМ – одно из самых безопасных. В 97% случаев его использования пилот остаётся жив-здоров и продолжает полёты.
"Процедура катапультирования простая, – прокомментировал Александр Ульянов. – Грубо говоря, нужно дёрнуть ручки, которые находятся между ног. Риск, безусловно, есть. Могут быть переломы. Однако стоит отметить, что используемое на Су-27 кресло КМ-36 ДМ – одно из самых безопасных в мире. Кресло подгоняется под самолёт, с одного на другой оно не переставляется. Срабатывает автоматика в зависимости от высоты. Приборы знают скорость и высоту. В момент катапультирования приборы сами приводят в действие парашютную систему. Парашют находится в заголовнике".
Кресло крепко фиксирует тело лётчика, так как когда он оказывается вне кабины, на него действует колоссальный воздушный поток. Из-за перегрузки он может получить сильнейшие переломы. После приземления пилот должен сообщить о случившемся.
"Маяк для аварийно-спасательной группы включится автоматически. Если этого не произошло, то лётчик включает его. Если есть сотовая связь, он может сообщить о случившемся на базу. Специальная радиостанция должна контролировать его действия, там знают, когда она должен выйти на связь. На тоновый сигнал прилетает "вертушка" или поисковый самолёт", – объяснил Александр Ульянов.
Александр Ульянов считает, что пилот потерпевшего крушение Су-27 действовал грамотно.
"Лётчик просто так не прыгнет, как бы то ни было, – уверен Александр Ульянов. – Лётчик до последнего спасает машину и прыгает, только если это совсем уж вынужденная мера. Авиация без таких случаев не авиация, они всегда были и будут, что бы ни говорили. Лётчик грамотно сделал, при отказе оборудования боролся, боролся. В крайнем случае катапультировался".
Майор запаса и военный лётчик с 12-летним стажем Олег Ивкин рассказал о правилах катапультирования.
"Последствия после катапультирования могут быть очень серьёзными, это большая нагрузка для позвоночника, – объяснил Олег Ивкин. – Могут быть и переломы, и сильные ушибы, лётчик может и инвалидом стать. Лётчик может катапультироваться в случае аварийного отказа двигателя, когда невозможно продолжать полёт. Также это следует сделать в случае ухудшения его здоровья, когда он не в состоянии продолжить полёт. Либо если ему была дана соответствующая команда. Если у лётчика есть возможность, он должен сообщить своё местонахождение, курс, высоту, после этого совершить катапультирование. Есть зоны для катапультирования, где он может это осуществить. Необходимо направить самолёт именно в эту зону".
По словам лётчиков, законодательство РК позволяет лётчику катапультироваться в крайних случаях, когда спасти воздушное судно уже нельзя.
Самолёт Су-27 потерпел крушение вечером 21 декабря под Талдыкорганом в ходе выполнения учебного полёта.
Бывший министр обороны, сенатор Мухтар Алтынбаев назвал возможные причины крушения истребителя. По его мнению, тому причиной могли стать технические неисправности либо же качество топлива.