Кумбха Мела – праздник миллионов
Город, в котором проходит это уникальное событие, называется Аллахабад (историческое название Праяг), он находится в штате Уттар Прадеш, в месте слияния священных рек Ямуны и Ганга, а также подземной мистической реки, названной именем индуистской богини мудрости Сарасвати.
В наши дни это самый большой и один из самых древних религиозных фестивалей на планете, собирающий в одном месте десятки миллионов людей. Верующие приезжают в Аллахабад со всей страны целыми семьями, с детьми и стариками.
"Шримад Бхагаватам" – священная индуистская книга песен – рассказывает, что когда-то в доисторические времена все человеческие и нечеловеческие существа были едины в Великом Божественном Океане Любви. Они были равны и связаны между собой.
Но демоны затеяли спор, начав пахтать (взбивать) Океан, и Великий океан вышел из берегов. Они делали это, чтобы отделить от Океана божественный нектар – амриту. В этот момент все существа почувствовали разделённость.
Боги, пытаясь вернуть гармонию мира, спустились на Землю, чтобы успокоить асуров. Перед демонами явился Господь Дханвантари, воплощение Вишну. Он был очень красив и принёс с собой кувшин с нектаром бессмертия. Демоны молниеносно вырвали кувшин из его рук и бросились бежать.
А затем они стали драться за кувшин. Нектар расплескался, и четыре его капли упали в четырёх местах, там где сейчас находятся индийские города Аллахабад, Харидвар, Уджейн и Нашик. Сегодня в эти места раз в 12 лет совершается обряд массового паломничества.
Кульминация празднества приходится на массовое омовение в водах Ганга (в Харидваре), Сипры (в Уджайне), Годавари (в Нашике) либо Сангама (в Праяге), символизирующее очищение души и тела. Для омовений используется каждый квадратный метр священного берега Ганга.
На празднике можно встретить самых невероятных персонажей. Ядро фестиваля составляют духовные лидеры индуизма, представители разных философских школ, а также их ученики. Приезжают они со всего мира, чтобы обсудить богословские вопросы.
На фестиваль приезжает огромное количество всевозможных музыкантов, танцоров, театральных артистов. Тут и торговцы, и нищие, и калеки, и мошенники. Вся эта колоссальная и разноликая толпа образует совершенно невообразимый колорит и вызывает у человека непосвящённого сильнейший культурный шок.
Но самое интересное – это, конечно же, легендарные индуистские монахи-аскеты садху. Курение гашиша с помощью специальных трубок считается частью религиозных практик садху. Очевидно, речь тут идёт о том, что психологи называют "расширением сознания". Правительство Индии выдаёт cадху специальное разрешение на употребление этого наркотика.
Садху ведут аскетический уединённый образ жизни. Они живут в тропических лесах, занимаясь медитацией и философскими размышлениями. Питаются только растительной пищей и вообще не носят одежды. Раз в 12 лет аскеты выходят из своих затворов, чтобы посетить Кумбха Мелу и поделиться своими знаниями с простыми мирянами.
Садху принадлежат разным философским школам индуизма, которых великое множество. В индуизме они считаются святыми людьми, получить у них благословение стремятся многие верующие. Аскеты присыпают свои обнажённые тела пеплом, что символизирует бренность человеческого существования. Садху находятся в Аллахабаде на протяжении всей Кумбха Мелы. Они живут там так же, как и у себя в лесах. Монахи никогда не стригут волосы.
Я встретил на фестивале аскетов, которые с помощью медитации проделывают со своими телами невероятные эксперименты. К примеру, один пожилой садху вот уже много лет подряд держит свою правую руку в вытянутом и приподнятом положении, в результате чего она у него атрофировалась и стала похожа на ветку дерева. Такие шокирующие на первый взгляд вещи имеют глубокую философскую и отчасти мистическую основу, сверхзадача которой – одержать верх над человеческими грехами и пороками.
Большинство же простых людей, не продвинутых в индуизме, приходят в эти дни к месту великого паломничества и омываются в Ганге, желая смыть свои грехи и грехи предков. Одни паломники постоянно сменяют других, и так продолжается на протяжении всей Кумбха Мелы, больше месяца. Атмосфера праздника ни с чем не сравнима! Многие индийцы, возможно, никогда не видели иностранцев. Поэтому человек славянской внешности с фотокамерой – это тоже экзотический персонаж на празднике. Некоторые совсем малоимущие паломники идут в Праяг пешком много дней и живут там в самодельных палатках. Омовения в Ганге продолжаются с раннего утра и до захода солнца. Аллахабад для индуистов – это Святая земля.
Кумбх – это кувшин, содержащий внутри себя нектар бессмертия, или амриту. Индуистские богословы утверждают, что наше тело также является кувшином, в котором содержатся знания о теле, уме, сознании и том, как можно преодолеть смерть. Однако эти знания доступны только тем, кто встал на путь духовной жизни.
Кумбха Мела, как считают индуисты, по сути – это особое положение планет нашей Солнечной системы. Когда Юпитер входит в созвездие Водолея, Солнце – в созвездие Козерога, а Луна – в созвездие Овна, то небесные лучи, проникая в воды священной реки Ганг, имеют целебную и духовную силу.
Есть ещё одна легенда о происхождении фестиваля Кумбха Мела. Согласно ей Господь послал на землю Ганг – реку, в водах которой люди смогут очиститься. И тогда Ганг взмолился: "Кто же очистит меня?" Господь ответил, что раз в 12 лет на его берегах будут собираться те, кто силой своей праведности будут его очищать. С тех пор индуистские мудрецы и садху выходят из своих затворов, чтобы совершить священное омовение в водах реки и поделиться духовным знанием с остальным миром.
Самое главное впечатление от Кумбха Мелы – обаяние, доброжелательность, взаимопонимание между людьми. А этого нам сейчас так не хватает…