Кто защищает интересы бизнеса в ущерб потребителям
15 марта отмечался Всемирный день защиты прав потребителей. Казахстанские общественники отметили его тем, что потребовали расформировать одноимённый комитет при Министерстве торговли и интеграции, сообщил "31 канал".
Потребители обвинили правозащитную госструктуру в лоббировании интересов бизнеса в ущерб потребителям.
Карагандинке Наталье Заяц подарили смартфон. Он оказался классом ниже, чем её старый, и девушка хотела обменять его на другой. Но в магазине ей отказали, сославшись на закон о защите прав потребителей: мол, телефоны не подлежат возврату, если не имеют производственного брака.
"Если бы мне подарили лекарство, допустим, а не сотовый телефон, я не могу его вернуть по закону, это логично. Носки, нижнее белье, допустим, животное из зоомагазина – это понятно, логично. Но что касается сотки, невскрытой, я её не трогала никоим образом – почему я не могу её вернуть?" – выразила недоумение карагандинка.
До 2019 года общественники хвалили новый закон о правах потребителей. Но то, во что он превращается с внесением поправок, уже защитой называть нельзя, считают они. Сейчас продвигается похожая поправка и об автомобилях.
Общественники требуют расформировать Комитет по защите прав потребителей при Министерстве торговли и интеграции.
"Никакой работы в области защиты прав потребителей в пользу потребителей не проведено, – заявил председатель Республиканской ассоциации потребителей Казахстана Жаслан Айтмагамбетов. – У нас комитет находится при Министерстве торговли. А Минторговли защищает и потребителей, и предпринимателей одновременно".
К тому же областной департамент по защите прав потребителей – это всего два сотрудника: руководитель и главный специалист. Они физически не могут защитить права полутора миллионов, считает Жаслан Айтмагамбетов.
В комитете, которому всего два года, не согласны с претензиями.
"Проведена большая работа, это два с половиной года, – сказал замглавы комитета Серик Кусаинов. – В июне 2020 года был разработан первый пакет поправок в законодательство о защите прав потребителей, где было много существенных концептуальных изменений. Мы рассматриваем дела, осуществляем государственный контроль по обращениям, жалобам потребителей".
Злополучную поправку о сотовых телефонах в закон внесли, когда комитета ещё не было, уверяет Серик Кусаинов, а поправку об автомобилях, точнее "технически сложных товарах", внёс депутат мажилиса Азат Перуашев. Поэтому вины своего ведомства он не видит и считает обвинения общественников беспочвенными.
Читайте также:
- Токаев о комиссиях посредников монополистов: Деньги потребителей утекают в карманы этих компаний
- Казахстанцы становятся омни-шоперами. Как меняется ретейл и поведение потребителей
- Светлана Романовская выступила против объединения всех организаций по защите прав потребителей в одну ассоциацию