Кто такая Чудо-женщина из Алматы: истории казахстанских косплееров
В обычной жизни Таис Туканова занимается SMM и делает блокноты. Далеко не все из её окружения знают, что у неё есть альтернативное амплуа – она Чудо-женщина. Причём официально признанная. Таис много лет косплеит знаменитую воительницу из комикса. В 2016 году на Игромире её заметили представители Warner Brothers.
На казахстанском фестивале косплея, который провёл AnimeClub.kz в университете Нархоз, Таис рассказала нам, как она превратилась в Чудо-женщину.
"Я стала официальной Чудо-женщиной на Игромире в 2016 году, меня заметили и сделали официальным представителем фильма "Чудо-женщина". Было много фотосессий, выходов на сцену, это было очень интересно", – вспоминает Таис.
История Чудо-женщины
Чтобы стать Чудо-женщиной, Таис пришлось девять месяцев вручную изготавливать доспехи и детали костюма. Она упорно добивалась аутентичности образа.
"Не каждый выдержит много месяцев сидеть и пилить каждую детальку для костюма. Поэтому обычно выбирают тех персонажей, которых любят. А я очень люблю Чудо-женщину, она мне близка по духу, я слежу за ней очень много лет. В представлении многих людей супергерои – это люди, которые просто разносят в клочья всё вокруг. Но в Чудо-женщине главное не то, что у неё есть какие-то силы, а её вселенская любовь ко всему сущему".
Образ королевы амазонок придаёт Таис сил. Даже когда она не в доспехах и без щита, она чувствует, что часть энергии знаменитого персонажа с ней.
"Надеваешь доспехи, берёшь щит, сразу осанка появляется. Чувствуешь себя как-то увереннее что ли. В обычной жизни это тоже даёт хорошие эмоции: ты ходишь и чувствуешь, что сделал что-то хорошее. Человек становится чуть увереннее в своих силах", – рассказывает Таис Туканова.
Косплееры говорят, что они не просто переодеваются и что-то из себя изображают. Это даёт множество полезных навыков и может быть серьёзным трудом.
"Косплей – это совокупность различных навыков, ты учишься шить, учишься крафтить и другим совершенно неожиданным вещам, начинаешь разбираться в тех же стройматериалах, – прокомментировала Таис Туканова. – Во-первых, это возможность сделать что-то творческое, во-вторых – отыграть персонажа, побыть актёром, получить признание, отклик".
Косплеер – это ещё и электрик, и крафтер
Александра Филиппова представляла на фестивале косплея Cossumer-2017 белокурую чародейку Цири из игры "Ведьмак - 3", созданной по мотивам произведений Анджея Сапковского. Её образ на фестивале был одним из самых продуманных, казалось, что персонаж действительно ожил.
"Цири – персонаж довольно сложный по саге, в книге она очень своенравная, но в игре ее образ мне нравится даже больше. Мне нравится её стиль фехтования, она очень хороший боец. Я сама занимаюсь фехтованием. Когда я впервые увидела её, я подумала: какой красивый костюм, наверное, у меня никогда не получится его сделать. А потом взяла и сделала", – рассказывает Александра Филиппова.
Облачение Александры можно рассматривать долго. У нее самый настоящий меч, заказанный у кузнеца, он изготовлен из стали и текстолита. Девушка кропотливо плела кольчугу для своего костюма. Три месяца мастерила доспех.
"Я художник и люблю что-то создавать. Когда я пришла в косплей, меня обрадовало то, что можно проявить себя, – говорит Александра. – Косплеер – это ещё и электрик, крафтер, звукорежиссёр, потому что нужно смонтировать видео. Это и парикмахер, и визажист. Кольчугу я плела сама, долго училась сплетать кольца. Но после того как стало получаться, оказалось, что это медитативный процесс".
"Для меня это актёрский опыт"
Чингиз Байгунусов и Раимбек Альжанов представили на фестивале настоящую театральную постановку с боевой сценой. Они изобразили бой Какаси Хатаки и Забузы Мамочи из "Наруто". Реализм схватки зашкаливал, в какой-то момент Забуза реально получил удар по лицу. Но он не держит зла на напарника.
"Когда адреналин, такие вещи просто не чувствуешь, потом приходишь домой и всё болит", - сказал Раимбек.
Чингиз и Раимбек относятся к тому типу косплееров, которые не уделяют большого внимания изготовлению именно костюмов. Они могут заказать их и в интернете. Для них главное – драматизм. Раимбек – режиссёр игрового кино. Поэтому ему важна продуманность сценария его выступления.
"Многие находят удовольствие в разыгрывании сцен. Мы делаем упор на сюжет, – объяснил Раимбек. – Для меня это хобби, которое помогает получать дополнительный актёрский опыт, который может пригодиться мне на работе".
Как всё начиналось
Один из организаторов мероприятия и активный участник общественного объединения AnimeClub.kz Семён Дмитриев или просто Бизон полюбил аниме всерьёз и надолго ещё в далёком 2004 году.
"Когда мне было 16 лет, я пришёл в первый аниме-клуб, который у нас существовал, – вспоминает Семён Дмитриев. – Смысл существования аниме-клуба тогда – это архив. Достать было неоткуда. У нас было несколько знакомых в Казахтелекоме, которые могли выкачивать большие объёмы информации: фильмы, сериалы по 300-400 серий. Клуб строился по интересу именно к просмотру японской анимации. Первый наш клуб развалился, и мы решили вместе с друзьями создать новый, который существует до сих пор – AnimeСlub.kz".
Семёном руководил интерес к аниме и желание поделиться тем, что он любит, с единомышленниками. И где-то до 2007 года всё шло довольно слаженно. В клуб приходил человек с жёстким диском и уходил с бесплатными гигабайтами счастья в виде любимых аниме. Но потом в Казахстан пришла эпоха интернета, и существование клуба, казалось, вот-вот потеряет смысл...
"Где-то к 2007 году проблема стала уходить. И мы подумали: а что делать, когда появится нормальный интернет? Зачем нам собираться? А мы уже к тому времени заобщались, стали как друзья, мы уже были не просто клуб по интересам, – рассказывает Семён. – В результате один из товарищей – Ален Шафигов, предложил сделать косплей, сначала только для себя. Мы сняли коттедж, устроили костюмированную пьянку. Но получилось очень неплохо. Как-то всё завертелось. И вот уже 10 лет крутится".
Фестиваль косплея AnimeClub.kz – это серьёзное и масштабное событие. Между участниками идёт борьба за победу, в жюри сидят профессионалы. Среди них есть даже доктор наук – Марден Кусаин, который защитил научную работу по японской анимации. За два дня фестиваль посетило более 1000 человек, в нём участвовали более 200 различных персонажей.
Возрастного ценза у косплееров нет, Семён говорит, что к ним приходили участники и за 40-45 лет. Главный критерий, чтобы не было скучно и обыденно.
"У нас есть такое понятие как "шкаф". То есть косплей, который ты нашёл в шкафу. То есть терминатора скосплеить – это ничего не стоит: нужны тёмные очки, мускулатура и кожаная куртка, ну, может быть, муляж винчестера. Бывают, конечно, проработанные, крутые образы. Но обычно мы таких вот отсеиваем", – говорит Семён.
"Это своеобразный наркотик"
В Нархозе фестиваль проводится уже второй раз. И вполне возможно, что университет станет постоянной площадкой для этого события.
Предыдущий фестиваль назывался "Няурыз", – говорит digital market manager университета Нархоз Геннадий Захаров. – И в этот раз мы с теми же организаторами проводим его на более серьёзном уровне. Фестивалю много лет, по сути, в Казахстане нет фестиваля, который был бы более крупным. Мы проводим это для того, чтобы напомнить, что это время молодёжи, они хотят творить. И мы хотим показать, что в Нархозе для них есть такая площадка. В Нархозе всегда рады творчеству, здесь уважают взгляды людей".
Семён Дмитриев всегда переживает стресс накануне фестиваля. Но в итоге, по его словам, всё компенсируется полученными эндорфинами.
"При подготовке к каждому фестивалю думаешь: "А пошло оно всё". Потому что вылезает куча косяков, люди подводят, – делится с нами Семён. – Но потом ты выходишь на сцену и видишь атмосферу праздника, счастливые лица. И уже думаешь: а что мы будем делать на следующий фестиваль? Это такой наркотик своеобразный".