Крушение корабля с химикатами на борту стало причиной одной из худших экологических катастроф на Шри-Ланке
20 мая 2021 года в Лаккадивском море в 18 километрах от западного берега Шри-Ланки, вблизи столицы Коломбо, загорелось сингапурское грузовое судно X-Press Pearl. Спустя неделю борьбы с пожаром было объявлено о полной потере корабля, и он начал тонуть, загрязняя воду сгоревшими отходами. Судно X-Press Pearl перевозило 1846 контейнеров с химикатами и косметической продукцией, в том числе 28 контейнеров с пластиковыми гранулами, а также 25 тоннами азотной кислоты и гидроксида натрия – легковоспламеняющейся продукцией, которая была погружена в порту индийского штата Гуджарат. Крушение судна, помимо выброса сгоревших отходов, грозит разливом нефти, поскольку в резервуарах корабля находилось более 300 тонн топлива.
В течение двух последних недель, пока судно горело, гремели взрывы. Отходы и нефтяные остатки уже нанесли колоссальный ущерб прилегающим пляжам береговой линии. Масштабы ущерба превращают случившееся в одну из самых худших экологических катастроф на Шри-Ланке.
По данным некоторых источников, утечка азотной кислоты началась 11 мая и корабль прибыл в Шри-Ланку с просьбой о помощи после того, как близлежащие порты отказались его впустить из-за повреждения.
Журналист Аззам Амин поделился кадрами, снятыми Военно-воздушными силами Шри-Ланки:
ВМС Шри-Ланки спасли 25 членов экипажа грузового судна после взрыва, оторвавшего секции корабля. Индийский флот помог в тушении пожара.
"Грузовое судно #MVXPressPearl, перевозя химикаты, начало тонуть. Надстроечная и передняя части судна всё ещё видны. Корабли #GCI, в том числе патрульное судно по борьбе с загрязнениями окружающей среды Samudra Prahari, готовы привести в действие имеющееся оборудование. Спасатели сейчас оценивают ситуацию".
Ущерб, нанесённый окружающей среде
За последние две недели микропластик и обугленные обломки сгоревшего корабля были волнами разнесены на близлежащие общественные пляжи Негомбо.
Ярый борец за безопасность океанов Малиша Гунавардана опубликовала пост в Twitter:
"В наши воды было выброшено около 3 млрд пластиковых гранул. К тому же существует угроза разлива нефти, поскольку корабль тонет. Мы стали свидетелями самого страшного за нашу бытность эпизода загрязнения морской среды в Шри-Ланке".
Власти Шри-Ланки запретили рыбалку в радиусе 80 километров от берега, что затронуло 5000 рыболовецких суден и рыбаков, выживание которых зависит от этого промысла.
Шри-ланкийская организация по охране окружающей среды Pearl Protectors регулярно публиковала в Twitter новости о катастрофе:
"Побережье от Ватталы до Негомбо сильно загрязнено. Такие отходы как обломки корабля, плавучие части контейнеров, обгоревшие части судна, химикаты, нефтепродукты и пепел покрывают прилегающие районы. На морскую среду оказано пагубное воздействие".
"Прибрежная полоса Западной провинции Шри-Ланки теперь полностью замусорена пластиковыми гранулами.
Это беспрецедентная экологическая катастрофа!
В ближайшее время на всю рыболовную промышленность в западной половине Шри-Ланки и на юге Индии будет оказано пагубное влияние".
Источник: Colombo Gazette
В публикации на Facebook организация также подчеркнула следующие последствия:
Исполнительный директор Центра экологической справедливости Шри-Ланки Хеманта Витанаж в статье для портала Groundviews написала:
Спасательные работы
Сотни военнослужащих и другие сотрудники помогают в уборочных работах, собирая обломки в десятках мест по всему побережью.
Журналист Роель Реймонд пишет в Twitter:
"Уборка обломков корабля #MVXPressPearl продолжается уже шестой день подряд.
Было определено 14 приоритетных участков, и, по данным Управления по защите морской среды, отмечается устойчивый прогресс".
Шри-ланкийские власти разрабатывают стратегии по уменьшению ущерба окружающей среде и приступают к расследованию причин аварии.
"Управление по защите морской среды готовит стратегический план на случай "чёрного прилива", спровоцированного аварией корабля с трагической судьбой #MVXPressPearl".
В видео, опубликованном Управлением по защите морской среды Шри-Ланки в Facebook, можно увидеть кропотливый процесс сбора пластиковых гранул с тонущего MV X-Press Pearl.
Однако есть опасения, что морскими течениями обломки разнесёт по другим районам западного побережья Шри-Ланки. Чарита Паттаратчи, профессор Университета Западной Австралии, поделился своими прогнозами касательно траектории направления пластиковых гранул:
В тоже время, власти Шри-Ланки решили привлечь к ответственности владельцев X-Press Pearl за загрязнение морской среды и начали расследование.
Программист Бювини Льянагамаж опубликовала в Twitter следующее:
#ПоследниеНовости
"По решению уголовного суда Коломбо, капитану MVxpressPearl, его главному инженеру и второму механику запрещено покидать Шри-Ланку".
Это происшествие положило начало дебатам о правовой базе для решения подобных вопросов по всей стране. По словам Каманти Викрамасинж, процитированным в онлайн-издании Daily Mirror, Шри-Ланке не хватает адекватной законодательной базы и превентивных стратегий, для того чтобы справиться с морской катастрофой такого масштаба.
Источник: Global Voices