"Что ж, Пеле как Пеле, –
Объясняю Зине я, –
Ест Пеле крем-брюле,
Вместе с Жаирзиньо".
Владимир Высоцкий

Пеле – лучший футболист в истории. Практически общепризнанный факт, "мешает" которому только наличие Диего Марадоны – бразилец с аргентинцем официально делят этот титул. Зато у Пеле в послужном списке десятки других наград, рекордов и званий, в том числе "Атлет столетия" от МОК, при том что Пеле ни разу не играл в олимпийских турнирах. А теперь ещё и полноценный кинобайопик, где, собственно, герой повествования отметился занятным камео.

Лента "Пеле: рождение легенды" снята с одобрения и благословения бразильца, выступившего также исполнительным продюсером. И это "покровительство" изрядно портит фильм – очевидно, что сделан он только с одной целью: ещё больше прославить имя Пеле, и неважно, если для выполнения поставленной задачи надо придумать пару-тройку небылиц и откровенных сказок. "Художественного вымысла" в картине настолько много, что назвать её биографической язык не поворачивается.

Хотя первая сцена, когда волнующийся 17-летний Пеле выходит из подтрибунного помещения на поле стадиона в Гётеборге, чтобы дебютировать на чемпионатах мира в матче против сборной СССР, заставляет бежать мурашки по спине – от той тщательности, с которой воспроизведена форма обеих команд, от внимания к деталям. "Молодцы, братья Цимбалисты! Сразу видно – документалисты!" – радуешься ты, но недолго. Потому что дальше американских братьев, дебютирующих в игровом кино и являющихся одновременно режиссёрами и сценаристами картины, накрывает то ли волна мифотворчества, то ли желание "сделать так, чтобы красиво".

Фильм "Пеле: рождение легенды" после упомянутого уже мною пролога разделён на две части: первая – детство Эдсона Арантеса ду Насименту и его путь в большой футбол; вторая – ЧМ-1958 и завоевание Бразилией чемпионского титула. Со второй не пофантазируешь – турнир в Швеции задокументирован, кроме того, это мировое первенство было широко показано телевидением. Остаётся часть первая, и тут Цимбалисты вместе с Пеле дают волю своей фантазии.



Факт: у маленького Дико был отец, довольно известный в Бразилии футболист Дондиньо, и мать Селесте Арантес. Всё остальное – либо откровенный вымысел, либо события, вызывающие сомнения в своей правдивости. Последнее оставим на совести памяти 75-летнего Пеле, хотя занятно, что Google по запросу "Пеле бедность" выдает исключительно ссылки на описание сюжета рецензируемого фильма. А вымысла в "детской части" много, и он нелеп.

Например, показано, что лет этак с 10 до 15 Дико околачивал манго в больничном саду, где работал его отец, который помогал сыну совершенствовать технику при помощи спелых и не очень плодов. Там-то их и нашёл селекционер "Сантоса", которому много лет назад семья отказала. В 1950-е, конечно, можно было случайно попасть в большой футбол, да и до сих пор такие примеры встречаются – почитайте, например, про Юрия Лодыгина. Но штука в том, что с 13 лет будущий Пеле занимался в юношеской команде своего района Бауру, а потом перешёл в "Сантос" – в общем, проделал вполне обычный путь спортсмена. Но так ведь не кинематографично – для рождения легенды полезнее, чтобы большой клуб забрал талантливого мальчика к себе прямо из-под мангового дерева.


kinomania.ru
В фильме показано, что Дико только и делал, что околачивал манго в больничном саду, где работал его отец

Впрочем, это всё маленькие шалости по сравнению с тем, как показали в фильме будущего партнёра Пеле в сборной Бразилии – Жозе Альтофини по прозвищу Маццола. Оказывается, мать Пеле была прислугой в доме богатых родителей Альтофини, а сам Жозе задирал и оскорблял будущего Короля футбола и вообще был высокомерным подонком. Пока не "перековался" в 1958-м. Разумеется, это всё даже не вымысел, а просто чушь. В отличие от Пеле, Альтофини был из действительно бедной рабочей семьи, более того, он долго думал, выбирая между заводом и футболом, – игра в те годы не приносила больших доходов. Зачем именно образ Альтофини, одного из немногих, кстати, оставшихся в живых членов сборной-1958, вывернули наизнанку, непонятно. Хотя и тут можно заподозрить руку патрона проекта, если вспомнить, что Альтофини был вытеснен из состава сборной именно Пеле, а о том, как именно это произошло, ходило немало слухов. В фильме, кстати, показана официально-нейтральная версия: Альтофини якобы получил травму.

Собственно, к кино первая часть фильма относится слабо. Это больше похоже на качественный и динамичный рекламный ролик вроде тех, что производят гиганты спортивной индустрии Nike или Adidas. Герои бегут, жонглируют мячом, забивают голы, и всё это красиво и модно снято с наложением не менее модной и красивой музыки: композитор фильма – лауреат "Оскара" за "Миллионера из трущоб" индиец Эй Ар Рахман.

Потом юный пока не Пеле слышит по радио, что вызван в сборную, и едет дебютировать за национальную команду своей страны в Швецию (ещё один вымысел). Как я уже написал выше, "подменять понятия" во второй части картины гораздо сложнее, поэтому здесь практически всё показано так, как и было. Успешная попытка восстановиться после травмы колена, игра против команды СССР, но странно, что совсем пропущен четвертьфинал с Уэльсом. Хотя именно в ворота валлийцев Пеле забил свой первый гол на чемпионатах мира, и более того, этот мяч стал единственным в сложном поединке. Возможно, создатели фильма посчитали подвиги с Уэльсом не слишком подходящими для легенды – впрочем, уверен, проходи съёмки после недавнего Евро-2016, они изменили бы своё мнение.


kinomania.ru
Пеле носят на руках после победного финала со шведами

А так нас тут же переносят в эпичный полуфинал с Францией, после хет-трика в котором Пеле и стал всемирно знаменит. Ну а потом – титульный матч с шведами (предматчевая пресс-конференция, на которой шведские футболисты и их английский тренер Джордж Рэйнор предстают чуть ли не наци, пусть также останется на совести сценаристов Цимбалистов), грандиозный успех, снявший с Бразилии "проклятие финала 1950 года", и эпилог от главного героя… Легенда рождена.

Чего не отнять у фильма братьев Цимбалистов, так это того, что они вместе с оператором Мэттью Либатиком (номинант "Оскара" за "Чёрного лебедя") потрясающе сняли саму игру. Традиционный главный недостаток картин о футболе – примитивный показ именно футбола. "Гол!", "Матч", "Побег к победе" (фильм 1981 года, где Пеле впервые снялся в игровом кино), – во всех этих и других лентах футбол снимался по шаблону: "Отдельно показываем актёра от пояса и выше, отдельно – ноги профессионального футболиста, работающего с мячом". В фильме "Пеле: рождение легенды" иной подход, позволяющий насладиться показом игры и почувствовать себя зрителем чемпионата мира 1958 года.