Кому помешала казахстанская "минералка"
Летом 2017 года был принят технический регламент ЕАЭС на бутилированные воды. Он вступит в силу с 1 января 2019 года. Документ обещает навести порядок на рынке и сохранить в конечном итоге здоровье потребителя. Однако, как утверждает один из казахстанских производителей, это приведёт к отмене передового национального стандарта. А казахстанцы могут так никогда и не узнать, что массово пьют дистиллят, а в лучшем случае – искусственно минерализованную воду. Informburo.kz разбирается в причинах водной войны.
Газировка не в моде, прибыль приносит вода
Водный рынок стран СНГ последние 20 лет развивался по образцу развитых стран. Только со значительным опозданием: когда на постсоветском пространстве потребление ещё всецело определяли газированные напитки, остальной мир плавно переходил на употребление бутилированной воды.
Сегодня вода в пластиковых бутылках – это невероятно рентабельный бизнес. Объём производства мирового рынка оценивается в коридоре от 200 до 250 млрд долларов. Крупнейшими на планете потребителями бутилированной H2O являются Мексика, США, Китай, Италия, Франция и Саудовская Аравия.
Ещё в 2012 году, согласно исследованиям учёных Мичиганского университета, стоимость бутилированной воды в США была в 2000 раз выше цены на водопроводную воду и в 2 раза превышала стоимость бензина. В 2016-м литр бензина в Северной Америке стал дешевле воды ровно в 3 раза.
Расфасованная по пластиковым упаковкам вода – это почти половина мирового производства безалкогольных напитков планеты. Даже крупнейшие производители "шипучки" в лице The Coca Cola Company и PepsiCo с каждым годом наращивают производство воды в том или ином виде. Мировые гиганты активно используют моду на здоровый образ жизни и занятия спортом. Затраты на рекламу воды, по подсчётам маркетологов, уже приблизились к расходам на продвижение ключевых продуктов питания и одежды. Такое развитие событий ещё в середине 90-х годов XX века никто из экспертов не прогнозировал.
Бутилированную воду в Казахстане пьют, не доверяя водопроводной
Сказать, что водный вопрос для Казахстана актуален – ничего не сказать. Согласно планам правительства только к 2020 году благодаря реализации программы "Ак булак" 80% жителей сельских территорий и 100% городских жителей будут иметь доступ к качественной питьевой воде. До сих пор в республике существуют десятки населённых пунктов, живущих на привозной воде и активно покупающих её в таре.
Качество продукта в городских водопроводах также регулярно вызывает обоснованные претензии. Вероятно, именно поэтому в Казахстане сложился чёткий тренд на потребление бутилированной воды. Сейчас H2O в бутылках и бутылях (объёмом 5 и 19 литров) регулярно употребляет каждый второй житель республики.
Более 60% офисных помещений в РК используют на регулярной основе водяные кулеры. Согласно исследованиям НПП "Атамекен" их продажа и обслуживание – один из самых быстрорастущих секторов сферы услуг.
Такие аппараты (кулеры) стоят в большинстве правительственных и муниципальных зданий, школах, больницах, стратегических и военных объектах. Прибавьте к этому последнюю моду на вендинговые машины (автоматы по розливу воды), и получите вполне реальную цифру потребления бутилированной воды в Казахстане на уровне США и стран Европейского союза через 3-4 года.
Противостояние стандартов: "живая" вода и "мёртвая"
К 2000-м Всемирная организация здравоохранения официально признала, что массовое опреснение воды и её очистка привели к пагубным результатам: питьевая вода перестала быть физиологически полноценной. Недостаток солей в организме вызвал на планете волну заболеваний сердечно-сосудистой системы и пандемию ожирения (также вызываемого отчасти употреблением именно обессоленной воды), и особенно во вполне благополучных с финансовой точки зрения странах. То есть там, где каждый может позволить себе воду в бутылке.
Термин "физиологически полноценная вода" регламентирует качество H2O, наличие в её составе оптимального уровня макро- и микроэлементов (кальция, магния, фтора, йода, калия, натрия и других) для организма. Попытки искусственно минерализовать воду даже у ведущих мировых производителей не увенчались успехом. Ничего лучше природного продукта по качеству и свойствам получено не было.
Под определённым давлением ВОЗ в 2002 году Россия принимала стандарт на бутилированную воду, где указывались критерии физиологической полноценности воды по макро/микроэлементному составу. В 2005 году теперь уже Казахстан ввёл свои критерии физиологической полноценности воды. На продукции появились новые этикетки с дополнительной информацией о составе.
В 2008 году Казахстан вводит понятие физиологической полноценности воды в национальный технический регламент РК, первым среди стран Таможенного союза. Спустя два года весь Таможенный союз с нашей подачи вводит в Единые санитарные требования и нормативы физиологической полноценности питьевой воды.
Однако в июне 2017 года принимается весьма противоречивый ТР "О безопасности упакованной питьевой воды, включая природную минеральную воду", который вступает в силу только 1 января 2019 года. С одной стороны, Евразийская экономическая комиссия признала, что новые требования необходимы для наведения на рынке порядка. Случаи обмана покупателей стали не рядовыми эпизодами, а постоянной практикой.
К примеру, ещё в 2015 году Казахстанский фонд защиты прав потребителей провёл тестирование распространённых марок питьевой воды, расфасованной в пластиковые ёмкости. По результатам лабораторных исследований, из 12 проб питьевой воды 7 образцов не соответствовали санитарно-гигиеническим требованиям. Лабораторные исследования были проведены в Национальном центре экспертизы по 40 показателям. В число производителей, которые допустили различного рода несоответствия, попали известные бренды: "Хрустальная", ASU, "Кристалл", Bonaqua, Aquatica, "Родники" и Aquintell.
По мнению Евгения Пятова, известного отечественного гидрогеолога и члена-корреспондента Академии минеральных ресурсов РК, общий документ Евразийского союза сослужит плохую службу: не наведёт порядок, а сыграет на руку производителям очищенной и/или искусственно минерализованной воды.
"В новом техрегламенте ЕАЭС по факту исключено само понятие "физиологически полноценная вода" (термин юридически утрачивает силу из-за того, что автоматически отменяется национальный регламент – Авт.) и нормативы по ней, требования к маркировке о полезных свойствах питьевой воды, – уверяет собеседник. – По сути, отменяются все нормы и требования, применяемые уже сегодня к качеству питьевых вод. Это значит, что продолжится массовое производство обессоленных вод, фильтрация, которая превращает полезную питьевую минеральную воду в дистиллят. Заявленная защита прав потребителя оборачивается победой производителей фильтров, систем обратного осмоса, искусственно минерализованной воды".
Натуралы и "искусственники"
Война производителей физиологически полноценной воды и так называемых искусственников ведётся не только на территории стран ЕАЭС. Мировые объёмы производства бутилированной воды сегодня настолько огромны (речь идёт о сотнях миллиардов литров в год), что никаких природных ледников, скважин и источников на всех потребителей не хватит. А пить и продавать хочется.
Впрочем, и ВОЗ подчёркивает, что для поддержания здоровья на должном уровне в сутки человеку необходимо (это всего лишь рекомендация) всего от 450 до 700 мл физиологически полноценной воды. В существующих стандартах речь идёт о категории "питьевая природная минеральная вода" (Далее – ППМВ). Сейчас ППМВ – это некий премиум-сегмент водного рынка. Общая прибыль мировых производителей самой полезной и статусной H2O, по оценкам журнала Fortune, уже приближается к 1 триллиону долларов.
Стоит упомянуть, что известные бренды, к примеру, французская вода Evian принадлежит международному холдингу Danone, а Perrier, Vittel и итальянский San Pelegrino – собственность другого гиганта, Nestle.
На просторах СНГ лидерами в этом пуле являются бренды: грузинский Borjomi, российский "Святой источник" и казахстанский Turan (холдинг Asia Waters).
За счёт высокой цены и мирового признания марок их собственники вряд ли в ближайшее время почувствуют сильное давление со стороны других игроков в лице The Coca Cola Company (водные бренды Dasani, Bonaqua) и PepsiCo (Aquafina/Aqua Minerale). Речь пока идёт о противостоянии "цена-качество" (в случае с ППМВ) и "объём-доступность".
Дефицит информации и намерения государства
Отечественные учёные в этом противостоянии на стороне производителей физиологически полноценной воды. По словам Ерболата Даленова, директора Института проблем питания Казахской академии питания, если в развитых странах давно понимают серьёзность вопроса качества воды, то в Казахстане нет даже чёткой культуры ежедневного употребления:
"Да, основная часть наших граждан слышала или знает, что существует суточная норма потребления от 1,5 до 3 литров, но лишь единицы придерживаются правильного режима употребления. Регулярно возникающее обезвоживание в итоге приводит к выведению минералов из организма, затем возникают условия для развития патологий в организме. А ведь правильное отношение к воде поможет не переедать, бороться со стрессом. Но, к сожалению, подобная информация массово не распространяется. У населения огромный дефицит знаний. Отсюда и такая статистика заболеваемости по республике".
Позицию учёных поддерживает и отечественный Минздрав. Агитацией правильного питания и употребления воды в ближайшие годы намерен активно заняться Комитет охраны общественного здоровья МЗ РК.
"Сейчас вопросы здоровья населения, продолжительности жизни медицинская наука рассматривает на клеточном и на молекулярном уровне, – заявила Informburo.kz Марал Рахимжанова, руководитель управления санитарно-гигиенического надзора Комитета охраны общественного здоровья МЗ РК. – Потребление качественной питьевой воды помогает предупредить развитие хронических заболеваний и действительно может продлить жизнь на 5-6 лет. В 2016 году экспертами Всемирной организации здравоохранения была проведена страновая оценка Казахстана. По оценке экспертов, уровень преждевременной смертности от неинфекционных заболеваний в Казахстане – один из наиболее высоких среди стран Европейского региона ВОЗ: в 2012 году он составил 648,31 на 100 тысяч человек населения в возрасте от 30 до 69 лет".
По признанию врачей, именно вода с низким содержанием солей способствует развитию сердечно-сосудистых заболеваний. Повышенное содержание железа способствует росту числа заболеваний эндокринной системы. Качество и состав воды формируют также хронические нефриты.
Впрочем, от Минздрава ждут сегодня внесения изменений в Кодекс о здоровье населения. Именно в этот документ можно и нужно, по мнению экспертов, возвращать термин физиологической полноценности питьевой воды и лечебной воды.
Когда это может произойти и произойдёт ли – неизвестно, но в Комитете охраны общественного здоровья обещают начать проверки качества бутилированной воды: от поставляемой в кулерах до разливаемой в вендинговых автоматах. В феврале 2017 года в Астане лабораторные исследования показали, что воду в ёмкости 19 литров производители напрямую берут из городского водопровода, а указывают на этикетке другие источники, к примеру, скважины.
В Кокшетау недовольны больше всех
Главным противником принятия нового техрегламента по воде является холдинг Asia Waters. Единственный, к слову, в Казахстане производитель питьевой природной минеральной воды. Продукцию компаний, работающих с источниками Сарыагашского региона, всё же правильнее будет называть лечебными и лечебно-столовыми водами.
Asia Waters в свой главный флагман завод "Кокшетауминводы", разработку и поиск новых месторождений вложила десятки миллионов долларов. По сути, это недропользователь, хоть и добывает компания не углеводороды и металлы, но тоже хорошее сырьё. Некое уравнивание в правах с производителями искусственной минеральной воды в компании считают неправильным.
"За нами – мощнейший тыл в лице наших уникальных специалистов-гидрогеологов и скважин, в которых по-настоящему уникальный продукт, – заявила Informburo.kz директор по маркетингу бренда Turan Асель Жакупова. – Вода Северного Казахстана находится на одном уровне, а по многим показателям даже превосходит продукты лучших мировых производителей природных минеральных вод. Грузины гордятся своей водой "Боржоми", французы – Evian, итальянцы – Saint Pelegrino. Мы хотим, чтобы казахстанцы тоже гордились своей водой. В Казахстане в год потребляется примерно 1 млрд литров бутилированной воды, но наши граждане не знают, что половина этого объёма разливается с применением метода искусственной минерализации или деминерализации, очищается методом обратного осмоса. Мы считаем, что у казахстанского потребителя должны быть корректная информация и выбор".
Перспективы казахстанского бренда
Согласно одному из предполагаемых сценариев, если кокшетаусцам всё же не удастся добиться возвращения термина "физиологически полноценная вода", то казахстанский производитель может сосредоточиться не на рынке стран ЕАЭС, а на экспортных поставках в КНР. Там потребление водного премиум-сегмента растёт ежегодно. А сам китайский рынок весьма интересен нынешним владельцам Asia Waters.
Второй вариант пессимистического сценария предполагает поглощение производственной площадки "Кокшетауминводы" крупным мировым игроком, который не заинтересован в выходе самостоятельного казахстанского бренда на мировой рынок. Да и получится ли у регионального игрока бороться с мировыми гигантами – большой вопрос. В конце концов, воды уникальных месторождений Казахстана (Кулагер-Арасан, Кенетколь и Букпа) признаны сегодня одними из лучших в своём роде. На них всегда можно найти покупателя и инвестора.
К сожалению, надежда на третий сценарий – оптимистичный, с поворотом правительства к казахстанским потребителю и производителю – пока выглядит в наших реалиях фантастичнее всего. Отменить согласованный техрегламент уже не удастся. Переговоры по нему шли долго, а документ в целом, по мнению экспертов, в очередной раз сыграет на руку российским производителям. Львиная доля контрафакта и нарушений, связанных с водой, из всех стран – членов ЕАЭС зафиксирована больше всего в РФ.
Так или иначе речь в водном вопросе, к сожалению, сводится к очень большим деньгам. Продавать воду – природную или искусственную, системы очистки, фильтрации, кулеры и иное оборудование – весьма выгодный бизнес. И в XXI веке спрос на живительную влагу будет только расти. Вопрос – готовы ли казахстанцы платить за натуральное или согласятся на суррогат.