Комедия о буднях на юге Казахстана очаровала первых зрителей - в прокате "Ореховое дерево"
До того как новое творение Ерлана Нурмухамбетова и его команды вышло в казахстанский прокат, картина уже успела завоевать симпатии кинокритиков и фестивальной публики – фильм "Ореховое дерево" с большим успехом прошёл на фестивалях в Южной Корее, Польше, Франции. В октябре прошлого года в рамках 20-го Пусанского международного кинофестиваля картина получила главный приз в секции "Новые течения", а в начале этого года лента была показана в основной конкурсной программе 22-го Международного кинофестиваля азиатского кино в Везуле (Франция) и получила сразу два приза – Специальный приз международного жюри ("За способность вызвать улыбку, несмотря на сложную экономическую и политическую ситуацию") и Специальный приз кинокритиков ("За живой и смелый портрет сельской жизни"). Фильм также отметили и кинокритики Казахстана – наградой за сценарий.
Сценарий в картине действительно изящный и оригинальный. Если большинство сценаристов прибегают к такому приёму как сон героя, когда им попросту нужно склеить сюжет, то здесь сновидения использованы довольно оригинально – они как способ оказаться в новой реальности. "Я использовал их намеренно, чтобы потом не было кривотолков и споров о показанных в фильме традициях", – говорит режиссёр картины Ерлан Нурмухамбетов. И правильно, а то ведь у нас даже обсуждение скульптуры и наличия у неё одежды могут вызвать массовые дебаты по всей стране.
Сюжет "Орехового дерева" на первый взгляд, довольно простой и бесхитростный. В маленьком ауле на юге Казахстанской области, где люди живут продажей грецких орехов и подсолнечника, живёт семья – мама со взрослым сыном. Мама решает, что пора ей внуков, с этого всё начинается – подготовка к свадьбе со всеми вытекающими. Но оригинальная режиссура превращает фильм в довольное любопытное и непохожее на других произведение с собственным киноязыком. Смешение элементов вестерна, казахской реальности, сочного, южного колорита, как в "Крёстном отце", и обаятельные сельские жители, как у Кустурицы, делают картину особой. Не зря с самого начала Ерлана поддерживал известный режиссёр, настоящий классик казахского кино – Дарежан Омирбаев. Сам Ерлан признался, что идею картины он вынашивал 10 лет, а началось всё с того, что однажды он увидел, как с орехового деревья трясут урожай.
Интересно, как "Ореховое дерево" легко лавирует между лёгкой и местами даже романтической комедией, социальной драмой и настоящим философским кино. Ореховое дерево здесь не просто источник пропитания и денег на свадьбу и рождение детей, а настоящее мифологическое древо жизни, байтерек Южного Казахстана. Фильм не только вызывает улыбку, но и говорит о проблемах нашего общества – состоянии медицины, служб ЧС, акиматов, судов. Правда, так деликатно, что это не вызывает осадка и чувства безысходности. Да и фильм далеко не так прост, как кажется: в картине показаны все персонажи казахской действительности – и властные матери, и глава клана, который со всеми в друзьях, и скромный трудяга, и все эти новоявленные потомки батыров и ханов.
Конечно же, отдельное восхищение – пейзажам Южного Казахстана: благодаря им, а также потрясающей операторской работе Мурата Нугманова и художника-постановщика Бекена Нарбая кадры из фильма напоминают то живописные полотна классиков, то программу передач из трэвел-альманахов National Geographic. Всё получилось настолько завораживающим, что хочется поскорее узнать, где же находится этот город Ленгер, неподалёку от которого снимали фильм.
Плюс "Орехового дерева" в том, что для большинства казахстанцев картина получилась очень родной – примерно в такой обстановке многие проводили лето у апашки с аташкой в ауле. А это великое и одновременно беспощадное событие в жизни каждого казаха – свадьба? Она показана так точно и с такой любовью, что будто сам там на ней погулял. Интересная деталь: режиссёр картины Ерлан Нурмухамбетов рассказал журналистам, что найти зал для съёмок было почти нереально – на юге все они были плотно зарезервированы с сентября до конца декабря.
Оказалось, что даже во второстепенных ролях и массовке участвовали настоящие актёры – труппы двух популярных шымкентских театров. Может, поэтому так хороши массовые сцены со всей нашей народной или же ушедшей в народ музыкой? Главные роли сыграли дебютанты большого экрана – непрофессиональная актриса, юрист Балнур Асыл, а также актёр, снимавшийся до этого момента только в сериалах, – Рустем Жаныманов. "Для меня это большой дебют, и мне кажется, что с профессионалами такого уровня я работаю в первый раз", – сказал он. Получилось неплохо – зрители довольны.
Со вчерашнего дня картина уже в прокате по всему Казахстану, поэтому всем в кино, причём строго обязательно.