Бельгийский специалист, имеющий опыт работы на европейском и китайском рынках, отмечает, что у Астаны, как у нового города, общие проблемы с такими же молодыми "собратьями".

- Эти проблемы больше касаются психологической атмосферы. Если сравнивать подобные города, построенные практически с нуля, с теми, которые развивались естественным путем, то есть не были построены за кроткий промежуток времени, то в последнем случае гораздо больше жизни. То есть здесь жизнь двигает строительство, а не наоборот, - говорит гость.

Архитектору в столице Казахстана понравились некоторые проекты, в том числе Нормана Фостера, автора таких шедевров, как Байтерек, "Назарбаев Центр", "Хан Шатыр" и другие.

- Как европейцу мне не по вкусу попытка искусственного восстановления старых исторических стилей в вашем городе. Многие жилые здания строятся в классическом стиле, то, что у нас называется "историческая архитектура". По-моему, не имеет никакого смысла копировать французские шато или итальянские кварталы. Я больше за современную архитектуру, а не копирование чего-то уже существующего, - делится мнением бельгийский архитектор.

Во время визита в Астану ему довелось побывать и в старой, и в новой части города.

- Глядя на старый город на правом берегу, сразу понимаешь, что он рос органически, видишь людей на улицах, магазины, социальные комплексы. На левом берегу видны новые дома, красивые парки, много машин, но людей, жизни на улицах - не видно, - констатирует архитектор.

Петерьян Вермуртел согласен с коллегой из Праги, который назвал Астану городом для машин и VIPов.

- Я вижу, что у ваших властей существуют планы по созданию социальных зон. Мне показывали проект, по которому одну из центральных улиц планируется накрыть стеклянной крышей. С учётом вашего климата, у людей появится возможность собираться в более живой обстановке, - говорит специалист.

Особой проблемы в плане диссонанса столичных зданий архитектор не заметил.

- Девелопмент, который сейчас представлен в Астане, ориентирован не только на здания, а на целые кварталы. Создаются определённые ансамбли, и в принципе не проблема иметь один квартал в одном стиле, другой – в другом. Но основная проблема, как мне кажется, заключается в отсутствии в городе так называемых общественных площадей, где люди могут проводить время, достаточного количества парков, куда горожане могут прийти, выйдя из машин. Именно поэтому я бы посоветовал сфокусироваться на создании таких общественных зон, специальных мест, где людям будет интересно собираться, - заключает бельгийский архитектор.