Когда от Тарзана остались только мышцы – рецензия на фильм "Тарзан. Легенда"
Тарзан – один из самых знаменитых киногероев, историю о котором экранизировали в Голливуде десятки раз, во всяком случае, на сайте Internet Movie Database зарегистрировано как минимум 88 фильмов, в названии которых фигурирует имя Тарзан, и где, так или иначе, рассказывают о знаменитом "человеке-обезьяне". Наверное, поэтому создать нечто сверхоригинальное, соответствующее самым высоким ожиданиям было трудно и вряд ли возможно. Даже при бюджете в 180 миллионов долларов.
Во-первых, для того чтобы получить удовольствие от новой картины, зрителям нужно напрочь забыть всё, что они знали о Тарзане. В "Легенде" у него, конечно, есть Джейн, и уже не просто возлюбленная, а жена, но живут они не в диких джунглях, а в Лондоне и ведут жизнь настоящих аристократов. Тарзан больше не летает на лианах и не развлекается все дни напролёт со стаей горилл, его будни безмятежны, безопасны, но адски скучны, ведь он – лорд Грейсток. Авторы нового фильма, по всей видимости, ориентировались больше на роман, чем на созданные ранее фильмы. Ведь у Берроуза Тарзан также был начитан (он научился читать с помощью детских книг, найденных в хижине своих покойных родителей), образован и слыл настоящим полиглотом: знал десятки иностранных языков, в частности французский, английский, немецкий. Хоть в такое и верится с трудом, но оригинал, как говорится, оригинал.
Сконцентрировавшись на аристократическом происхождении героя, авторы новой картины даже проигнорировали фирменный крик Тарзана (в "Легенде" мы слышим его лишь пару раз). Этот вопль, впервые появившийся в серии фильмов с самым "образцовым" Тарзаном – Джонни Вайсмюллером (к слову, не профессиональным актёром, а спортсменом – пятикратным олимпийским чемпионом по плаванию) на долгие годы стал опознавательным знаком героя. И хотя поначалу этот крик был сведённой воедино записью трёх разных певцов, зрителям он очень нравился, говорят даже, его лично одобрил сам Берроуз.
В новом фильме приятная жизнь лондонского аристократа Джона Грейстока, то есть Тарзана, заканчивается тогда, когда его с супругой Джейн (Марго Робби) и ещё одним поданным, бывшим наёмником (его играет Сэмюэл Л. Джексон) хитростью выманивают в Конго, где с ним хочет поквитаться один из вождей-аборигенов, у которого на Тарзана давние обиды. За голову Легенды джунглей одному из белых проходимцев (роль досталась Кристофу Вальцу) обещан мешок алмазов. Камни должны окупить вложения Бельгии в колонию в Конго, и поэтому охота на Тарзана открывается незамедлительно. Только оказавшись в родных с детства местах, Тарзан понимает, что его обманули, и ему приходится вступить в борьбу с многочисленными врагами, среди которых и белые рабовладельцы, и похитители Джейн, и обиженные гориллы, и мечтающие разобраться с ним кровожадные вожди.
В сюжете так много лишнего, что сразу заметно, что над новым фильмом работал не один режиссёр, а несколько, в том смысле, что проект передавали из рук в руки, сначала это был знаменитый Гильермо дель Торо, затем Стивен Сомерс (режиссёр "Мумий"), после него за проект взялся некий Крэйг Брюэр (который также работал на сценарием фильма), и наконец, продюсеры остановились на британском режиссёре Дэвиде Йэтсе. Он прославился тем, что снял четыре фильма о Гарри Поттере, причём одна из его картин – "Гарри Поттер и Орден Феникса" собрала рекордных 983 миллиона долларов. Удастся ли собрать такую рекордную сумму на этот раз, пока непонятно.
Кастинг вызывает вопросы. Если к Марго Робби, которая заменила выбывшую Джессику Честейн, не хочется придираться, то к Кристофу Вальцу и Сэмюэлю Л. Джексону, будто переехавших вместе со своими образами из фильмов Тарантино ("Джанго освобождённый", "Омерзительная восьмёрка"), претензий много. Их работы здесь, во многом благодаря сценарию, получились шаблонными и плоскими.
Сам Тарзан – шведский актёр Александр Скарсгард, малохаризматичный человек с энергией бумажного пакетика, выглядит уж слишком аристократически на фоне диких лесов и опасных приключений. Особой глубины образа человека, совмещающего в себе дикое природное начало и культурное и раздираемого этими противоречиями, мы не видим. А вот конфликт между интеллигентным европейским лицом и телом культуриста налицо. Но красивых бицепсов зрителю маловато, чтобы оказаться под впечатлением. Впрочем, другие претенденты на роль были примерно из той же категории, из "красивых": рассматривались кандидатуры Генри Кавилла (Супермен из "Бэтмена против Супермена: На заре справедливости") и Чарли Ханнэма ("Тихоокеанский рубеж"). Интересно было бы посмотреть на Тома Харди – вот кто мог бы сыграть бывшего дикаря в статусе лондонского денди, но его почему-то не утвердили.
В защиту фильма скажем, что подавляющему большинству людей, приглашённых на закрытый предпоказ картины, увиденное на экране понравилось, многие были даже в восторге. Ведь если отвлечься от сюжетных коллизий и отсутствия оригинальной истории, то фильм красив. Когда смотришь в IMAX, будто сам летаешь на лианах сквозь деревья и прыгаешь в водопады. Отдельно стоит отметить хорошо отрисованных, будто настоящих животных, не хуже чем в "Книге Джунглей". Так или иначе, но фильм, который называют самым главным кинособытием лета, стоит оценить самому – он уже в прокате.