Киноиндустрия Казахстана: что такое национальное кино и куда идут деньги налогоплательщиков?
Государственный центр поддержки национального кино, созданный 15 марта 2019 года, нацелен на создание киноиндустрии в Казахстане через финансирование национального кино.
Что такое национальное кино, зачем вкладывать деньги в фильмы о патриотизме и почему государство не финансирует комедии, – разбирается Informburo.kz.
Что такое национальное кино?
В Законе РК "О кинематографии" понятие "национальное кино" определено так: "Фильм должен быть создан на высоком художественном уровне, способен удовлетворять духовные потребности народа и служить государственным интересам". Продюсером фильма должен быть казахстанец. В состав авторов фильма (сценарист, режиссер-постановщик, оператор-постановщик, художник-постановщик, автор музыкального оформления) должны входить не менее 50% граждан Казахстана. В производстве, распространении и показе национального фильма должно быть не менее 70% организаций, зарегистрированных в Казахстане.
Яркими примерами национального кино могут послужить казахстанские картины "Мын бала", "Кочевник" и "Дорога к матери". По словам бывшего министра культуры и спорта Арыстанбека Мухамедиулы, "национальное кино должно повышать узнаваемость Казахстана в мире через искусство кино".
Должно ли национальное кино приносить прибыль?
В руководстве Госцентра считают, что акцент в первую очередь делается на духовные ценности фильма. Вопрос монетизации стоит на втором плане.
По словам бывшего председателя правления Государственного центра поддержки национального кино Андрея Хазбулатова, частные студии не в силах финансово осилить крупномасштабные проекты, не заинтересованы снимать авторское кино и не готовы финансировать режиссера-дебютанта. Спонсорская помощь не развита в Казахстане так, как например, в США, поэтому государство намерено финансировать национальное кино с целью создания киноиндустрии.
22 июля в Госцентре произошла смена руководства: вместо Андрея Хазбулатова была назначена Гульнара Сарсенова. Накануне своего увольнения Хазбулатов, отвечая на вопросы Informburo.kz, заявил, что Казахстану не хватает собственной киноиндустрии.
"В короткие сроки нам надо решить масштабную задачу – индустриализация кинематографа, создание новой отрасли экономики. У нас есть кинематограф, но нет киноиндустрии, как и в большинстве европейских стран, несмотря на многолетнюю поддержку национального кинематографа в этих странах", – сказал Андрей Хазбулатов.
Согласно данным на сайте киностудии "Казахфильм", с 2010 по 2018 год на государственные деньги были сняты 85 художественных кинокартин. Из них, предположительно, только три фильма окупили себя и принесли прибыль. Это "Жаужүрек мың бала", "Шал" и "Сказ о розовом зайце". Остальные картины оказались неприбыльными.
Почему государство не финансирует комедии?
Единственный коммерчески успешный жанр в Казахстане – это комедии. Малобюджетные кинокартины приносят серьёзную прибыль частным компаниям, работающим без помощи государства.
Показательные примеры независимого и коммерчески успешного кино – работы режиссёров Нуртаса Адамбая и Нурлана Коянбаева. На счёту первого такие фильмы как "Келинка Сабина", "Келинка Сабина-2" и "Я – жених". Второй отметился картинами "Бизнес по-казахски", "Каникулы в Таиланде" и "Бизнес по-казахски в Америке".
По мнению Нуртаса Адамбая, спрос у казахстанского населения на комедийное кино весьма высок. При этом денег на создание фильмов этого жанра уходит не так много. К примеру, бюджет "Келинки Сабины" составил 161 тысячу долларов, и в итоге кинокартина стала самой кассовой в Казахстане.
"Мы справились без помощи "Казахфильма" и каких-то других спонсоров, выпускаем свои малобюджетные фильмы, но которые пользуются большим спросом среди зрителей", – говорит Адамбай.
С другой стороны, режиссёр признаётся, что частные компании не против сотрудничать с государством, чтобы делать более масштабное кино.
"Нам бы, может быть, и не помешали бы бюджетные деньги… И вообще, очень удивительно, что за два года, что мы выпускаем фильмы, мы бьём кассовые рекорды, а ни разу никто из представителей нашей национальной кинокомпании не связался с нами и не сказал: "Ребята, вы же снимаете популярное кино. Давайте будем сотрудничать? Давайте направим огромные бюджеты, которые у нас есть, на общее полезное дело и будем выпускать хорошие картины, которые могли бы прославить Казахстан на международной арене". До сих пор никто даже внимания не обратил. Вот это, честно говоря, немного печалит: почему им даже идея такая не пришла. Они как производили какие-то картины, которые, в принципе, никто не видел или не смотрит, так и продолжают двигаться в таком же направлении", – говорит Адамбай.
В руководстве госцентра уверяют, что готовы сотрудничать с частными компаниями в рамках финансирования частных кинопроектов:
"В любом деле есть чемпионы. Нуртас Адамбай и Нурлан Коянбаев как никто другой сумели адаптироваться к реалиям внутреннего рынка и стабильно производить коммерчески оправданный продукт. Мы открыты к партнёрству с лидерами малобюджетного кино в надежде открыть им новые перспективы".
Обе стороны готовы к сотрудничеству, но пока ни одна из них не решается первой сделать шаг. В любом случае, для частных компаний есть возможность принять участие в питчинге, проводимом госцентром.
Маленький рынок виноват в отсутствии прибыли
Согласно данным комитета по статистике Министерства национальной экономики РК, на 1 мая количество жителей страны составило 18 млн 468 тысяч человек. С таким количеством населения казахстанский фильм с бюджетом выше 400 тысяч долларов обречён на убытки.
Демография – едва ли не главный фактор успеха в киноиндустрии. Именно размер населения британские эксперты связывают с тем, что США монополизировали кинорынок Великобритании. Как сообщает Financial Times, в 2009 году лишь 17% бокс-офиса Великобритании приходились на фильмы, выпущенные в Британии. Всё остальное приходилось на американскую продукцию.
Численность населения США – 300 млн человек, а в Британии – 66 млн человек. В начале 20 века при зарождении американской киноиндустрии этот фактор сыграл решающую роль. Американцы за счёт внутреннего рынка стали получать высокую прибыль и начали экспансию в англоязычные страны. Кроме того, в США существует вся цепочка киноиндустрии, и поэтому фильмы, идущие на экспорт в Британию, получаются для британских кинопрокатчиков дешевле, чем прокат собственного кино. Это делает американское кино в Британии более конкурентоспособным.
Учитывая фактор размера рынка, Госцентр РК изначально ставит перед собой приоритет в виде духовных ценностей фильма. Прибыль уходит на второй план, что и показывает история создания казахстанских кинокартин в постсоветский период.
Каким путём пойдёт Казахстан?
Как сообщили в руководстве Госцентра, Казахстан будет брать пример с передовых в кинопроизводстве стран. Например, казахстанские чиновники внимательно изучают опыт Франции, которая известна активным регулированием киноиндустрии государством.
Французская модель развития кинорынка предусматривает государственное регулирование и финансирование. Франкоязычный кинорынок значительно меньше англоязычного. Носителей французского языка в мире насчитывается 275 миллионов человек, в то время как англоязычных – более 1 млрд. Средний бюджет французского фильма значительно меньше бюджета американской киноленты. Рост и экспансия голливудской киноиндустрии заставили правительство Франции вмешиваться в кинорынок и защищать интересы французского кинобизнеса.
В рамках помощи правительство Франции постоянно финансирует различные кинопроекты. К примеру, телеканал Canal+ имеет специально выданную от государства лицензию, обязывающую поддерживать отечественное кинопроизводство. Благодаря государственной поддержке были созданы такие популярные фильмы как "Такси", "Танцующая в темноте" и "13-й район".
Из свежих иностранных картин, профинансированных из госбюджета своих стран, теперь уже бывший руководитель Госцентра Хазбулатов отметил картины "Паразиты" и "Атлантика". Первая была снята корейским режиссером Бонг Джун Хо и получила "Золотую пальмовую ветвь". А вторую снял режиссер-дебютант Мати Диоп, и она была удостоена гран-при на Каннском фестивале в этом году.
Если учесть огромную разницу в размере кинорынков Казахстана и Франции, казахстанскому больше подходит путь нидерландского кино.
Во-первых, в Нидерландах проживает около 17 миллионов человек, то есть население по размеру схоже с казахстанским. Во-вторых, оба государства используют малораспространённые языки: в Нидерландах – голландский, в Казахстане – казахский. В-третьих, оба государства финансируют проекты, которые изначально могут быть авторскими и не рассчитанными на коммерческий успех.
Голландский фонд кино, созданный 16 лет назад, оказывает поддержку кинематографу, финансирует кинопроизводство, организует фестивали и образовательные программы. Фонд управляет Нидерландской комиссией по вопросам кино, то есть проводит отбор фильмов, которые подлежат государственному финансированию.
В Нидерландах заявленный на конкурс кинопроект в случае успешного отбора может рассчитывать на сумму до 1 млн евро. Получившим поддержку от фонда кинопроектам гарантирован прокат в Нидерландах. Благодаря поддержке фонда были выпущены такие картины как "Характер" и "Чёрная книга".
Фильм "Характер" в 1997 году получил премию "Оскар" в номинации "Лучший фильм на иностранном языке". А "Чёрная книга" завоевала награды Венецианского кинофестиваля (2006 год) и Британской киноакадемии (2007 год). Ещё одним успешным вложением фонда стало софинансирование исторической драмы "Дюнкерк".
С 2014 по 2017 год Голландский фонд кино профинансировал 245 фильмов. Из них 93 картины были полностью нидерландского производства, а остальные 152 картины сняты в ко-продукции с международными компаниями. Подобным путём может пойти и Казахстан, намеревающийся оказать поддержку национальной киноиндустрии.
Движение по французскому или голландскому пути развития может принести Казахстану серьёзные результаты. Даже в отсутствие киноиндустрии художественные работы казахстанцев Эмира Байгазина ("Уроки гармонии"), Ерлана Нурмухамбетова ("Ореховое дерево"), Фархата Шарипова ("Тренинг личностного роста") и Адильхана Ержанова ("Ласковое безразличие мира") завоевали множество престижных наград. А ведь фильмы этих режиссёров были профинансированы государством.
С другой стороны, существуют фильмы, снятые на государственные средства и не добившиеся успеха на внутреннем и зарубежном рынках. Например, фильмы "Композитор", "Балуан Шолак" и "Путь лидера. Астана", которые не отметились достижениями после их выхода на экраны.
Как выглядит механизм отбора национального кино?
Для финансирования национальных фильмов Госцентр проводит отбор кинопроектов в два этапа. За четыре месяца существования Госцентр провёл первый этап отбора национальных кинопроектов. По итогам питчинга из 109 заявок отобраны 99 проектов, но не все из них могут претендовать на господдержку.
Во втором этапе эксперты дадут окончательную оценку 99 отобранным проектам. Члены экспертного совета будут определять, способствуют ли кинопроекты выполнению задач, поставленных в принятом Законе "О кинематографе". Планируется финансировать в первую очередь социально значимые фильмы, актуальные фильмы, в том числе исторические, направленные на повышение патриотического, духовно-нравственного, интеллектуального и культурного потенциала общества, воспитание подрастающего поколения.
Согласно Закону РК "О кинематографии" финансовая поддержка Госцентра не должна превышать 90% сметной стоимости производства фильма. Обязательно осуществление отчисления с доходов от проката и показа национальных фильмов в Государственный центр поддержки национального кино. Объём отчислений должен быть соразмерен процентному соотношению полученной государственной поддержки.
В Казахстане внедряют изменения, которые способны увеличить интерес к казахстанской кинопродукции и даже привлечь иностранных продюсеров к съёмкам фильмов на территории Казахстана. Казахстанский фильм освобождается от корпоративного подоходного налога в 20% от прибыли – это будет стимулировать национальных кинопрокатчиков отдавать приоритет казахстанской продукции. Также национального кино освобождено от налога на добавленную стоимость в 12%.
Параллельно ведётся работа по созданию специальной экономической зоны (СЭЗ) на территории киностудии "Казахфильм". Эта зона создается с целью повышения привлекательности национальной кинематографии для привлечения отечественных и зарубежных инвестиций для реализации проектов в области киноиндустрии, что позволит снизить государственную нагрузку в финансировании.
Киностудия "Казахфильм" не будет распределителем бюджетных денег. По словам ответственного секретаря Министерства культуры и спорта РК Кумис Сеитовой, киностудия будет производственным цехом. До 2019 года "Казахфильм" распределял государственные деньги на кинопроекты и сам же их снимал. Это оказалось неэффективным. Поэтому с 2019 года киностудия будет субподрядчиком у госцентра, выполняя роль кинофабрики.
А вот решать, какое кино в Казахстане можно назвать национальным, а какое нет, будет экспертный совет при Госцентре. В состав совета вошли:
- мэтр казахского кинематографа Асанали Ашимов;
- режиссёр художественного и анимационного кино Адай Абельдинов;
- генеральный директор компании "Меломан" Вадим Голенко;
- актёр и кинорежиссёр Досхан Жолжаксынов;
- вице-президент Qazaqfilm Серик Жубандыков;
- сценарист, режиссёр, оператор Ахат Ибраев;
- режиссёр, сценарист Алексей Каменский;
- режиссёр, поэт, президент АО "Qazaqfilm" Бахыт Каирбеков;
- актриса Жанна Куанышева;
- театральный режиссёр, ректор Казахской национальной академии искусств им. Жургенева Асхат Маемиров;
- режиссёр, кинодраматург Сатыбалды Нарымбетов;
- актриса кино и театра Меруерт Утекешова;
- сценарист, искусствовед Бекболат Шекеров;
- генеральный директор сети кинотеатров Arman Cinema Бауржан Шукенов.
Будет ли эффективен экспертный совет госцентра поддержки национального кино?
По словам Андрея Хазбулатова, в экспертный совет вошли профессионалы своего дела. Это прежде всего люди, которые давно себя зарекомендовали в казахстанском кинематографе и кинопрокате как одни из лучших специалистов.
Механизм отбора национальных фильмов прозрачен. Экспертный совет в течение трёх дней питчинга прослушал каждого автора. Затем заключение Экспертного совета было направлено на рассмотрение Межведомственной комиссии по вопросам государственной финансовой поддержки национальных фильмов. В свою очередь Межведомственная комиссия пока ещё не рассмотрела окончательный список.
Члены экспертного совета обращают внимание как на художественную ценность кинопроекта, так и на его окупаемость. При рассмотрении заявок эксперты не отбирают проекты, которые заведомо убыточны. По словам Хазбулатова, в законе предусмотрен действенный финансовый инструмент в виде инвестирования в кинофильмы – это фундамент экономической модели госцентра. Согласно правилам заявитель должен указать бюджет фильма, затраты на его прокат и ожидаемые доходы от проката и продажи прав. Понимая, что максимальный доход от проката фильма на внутреннем рынке составит не более 500 млн тенге, половина из которых остаётся кинотеатрам, заявитель будет вынужден внимательно подойти к бюджету фильма и затратам на рекламу.
"Если ты хочешь, чтобы государство оказало тебе поддержку, ты должен понимать, что на создание "безжизненных" фильмов деньги выделяться не будут", – считает Андрей Хазбулатов.
Насколько совет при госцентре будет эффективен в условиях быстро меняющихся трендов и спроса кинозрителей? По мнению кинокритика Карима Кадырбаева, состав совета почти полностью состоит из людей, которые недостаточно хорошо разбираются в кинопрокате и коммерческом кино.
"Экспертный совет Госцентра меня не особо вдохновляет. В нём о кассовом кино знают лишь Шукенов и Голенко. Они прокатчики и знают, какое кино будет успешным. В экспертном совете должны быть именно люди, которые знают, какое кино будет пользоваться зрительским успехом. А сейчас это выглядит худсоветом в его худшем виде", – считает Карим Кадырбаев.
Другим барьером перед созданием киноиндустрии в стране может стать коррупция. При отборе проектов потенциально могут возникнуть возможности для коррупционных сделок. Создание подобных государственных структур всегда несет угрозу нецелевого использования средств.
"Деньги налогоплательщиков могут быть перераспределены в чей-то карман", – так прокомментировал ситуацию известный казахстанский кинокритик Олег Борецкий.
Карим Кадырбаев предлагает для снижения уровня коррупции регулярно менять состав экспертного совета. Постоянное участие в совете одних и тех же лиц может привести к возникновению коррупции, ведь именно члены совета решают, какому проекту получить деньги от государства, а какому остаться без финансовой поддержки.
"Надо постоянно изменять состав совета. И ещё, надо в тайне хранить имена членов совета и объявлять их лишь за неделю до питчинга. Это снизит вероятность взяток", – считает Карим Кадырбаев.
Киностудия "Казахфильм" при распределении бюджетных денег для производства отечественного кино несколько раз оказывалась в центре коррупционных скандалов. Так, в 2016 году режиссёр Адильхан Ержанов обвинил вице-президента киностудии Серика Жубандыкова в присвоении государственных денег. Скандал завершился примирением сторон. В том же году режиссер Талгад Жаныбеков обвинил тогда ещё министра культуры и спорта РК Арыстанбека Мухамедиулы в коррупции. И пусть этот скандал также завершился примирением сторон, риски возникновения ситуаций, когда члены экспертного совета могут принимать пристрастные решения в пользу определённого проекта, отрицать нельзя. В условиях полного контроля потока бюджетных средств Государственный центр может столкнуться с коррупционными вызовами, с которыми сталкивалась киностудия "Казахфильм", будучи распределителем бюджетных денег.
С другой стороны, руководство Госцентра обещает прозрачный механизм принятия решения экспертами совета при отборе фильмов. Кроме того, выдаваемые средства не будут безвозвратными.