"Ким Ки Дук похож на Ким Ки Дука". Семь лучших картин корейского режиссёра
От осложнений, вызванных коронавирусом, на 59-м году жизни скончался южнокорейский режиссёр Ким Ки Дук. С 20 ноября он находился в Латвии. По информации, распространённой латвийскими и российскими СМИ, режиссёр приехал в Прибалтику, чтобы купить недвижимость, а в последующем – оформить вид на жительство.
С 5 декабря Ким Ки Дук не выходил на связь. Но друзья и знакомые не сразу забили тревогу, так как знали, что режиссёр любил проводить время в одиночестве. Последние несколько дней его искали в больницах Риги. Латвийский режиссёр Виталий Манский рассказал, что Ким Ки Дук находился в состоянии, которое не позволяло ему выходить на связь. Нашли его 10 декабря, а 11 декабря в 01.20 по времени Риги он умер.
Во всём мире новость о том, что корейский режиссёр сначала пропал, потом скончался от коронавируса в далёкой от родины Латвии, назвали сценарием сюрреалистических картин Ким Ки Дука. Как будто он стал героем собственного фильма. Его смерть неправдоподобна и странна, считают многие. С другой стороны, его уход такой "кимкидуковский"...
"Фильмы хорошие, но если бы прочитал пару книг Достоевского, цены бы тебе не было"
Имя режиссёра Ки Дук, фамилия – Ким. Родился он 20 декабря 1960 года, то есть до своего 60-летия не дожил всего девять дней. Место рождения – деревня Собённи в уезде Понхва южнокорейской провинции Кёнсан-Пукто. Семья Ким Ки Дука позже переехала в Сеул.
Учился он в сельскохозяйственной школе, но в 17 лет бросил учёбу, так как устроился работать на завод. В 20 лет ушёл в армию, где пять лет служил в морской пехоте.
В 2011 году на мастер-классе в Алматы Ким Ки Дук признался, что во время службы повредил слух, из-за чего всю жизнь плохо слышал.
"Я работал на заводе, много не читал, не знаком со многими произведениями. Но мои друзья, коллеги в Корее говорят: "Фильмы у тебя хорошие, но если бы ты прочитал пару книг Достоевского, цены бы тебе не было", – говорил самоироничный Ким Ки Дук во время мастер-класса в Алматы в 2011 году.
После армии два года провёл в церкви для незрячих, намереваясь стать священником. Но взамен этой страсти пришло увлечение живописью. Ким Ки Дук отправился в Париж, где в 1990-1992 годах изучал историю искусства. Выставлялся в Европе как художник.
О семье известно мало: сам Ким Ки Дук говорил, что это "обыкновенная, простая семья, каких тысячи". У него есть дочь, которая живёт в Южной Корее.
Его творческий путь был долгим: в середине 90-х, когда режиссёру было 36 лет, он выпустил первую картину в жанре драмы под названием "Крокодил". Популярность обрёл только в начале "нулевых". На фоне успеха Ким Ки Дук ушёл на три года из карьеры. В это время жил отшельником, почти ни с кем не общался, а позже выпустил документальный фильм "Ариран" о переживаниях режиссёра. После этого плодотворный художник снимал фильмы каждый год. В 2019 году был председателем Московского кинофестиваля, и признался, что ему сложнее оценивать фильмы, чем снимать.
"Мир постсоветской культуры и Ким Ки Дук имели много общего"
Ким Ки Дук – режиссёр, снимающий фестивальное кино, культовый, человек-легенда, ни на кого не похожий, самобытный, живущий в своём мире.
Российский кинокритик Антон Долин в интервью youtube-каналу "И грянул гром" рассказал, почему Ким Ки Дук был очень популярен среди зрителей стран бывшего Советского Союза.
"Во время фестивалей он стоял в очередях, чтобы посмотреть все фильмы. Совершенно демократичный: джинсы, чёрная футболка, бейсболка. Очень скромный, открытый человек. Держался сам по себе, поодаль от всех. У Ким Ки Дука свой почерк, своё отношение к миру и человеку, свой чёрный юмор. Его трудно сравнивать с кем-то: Ким Ки Дук похож на Ким Ки Дука. В этом плане он был одинок. Есть схожесть с эстетикой Достоевского: крайность, насилие, драматизм, жестокость, садомазохизм. Для США и Европы его картины выглядели слишком странными, жестокими. В странах бывшего СССР, напротив, все его дикости принимали на ура. Для нас чем страннее, тем лучше. Мир постсоветской культуры и Ким Ки Дук имели много общего", – сказал Антон Долин.
Коллеги-режиссёры отмечают, что фильмы Ким Ки Дука отличает созданный им мир, в который погружается зритель.
"Кинематографический мир Ким Ки Дука абсолютно уникален, неповторим. Он, может быть, находится вне позиции гиперзвёзд кино, но он находится в позиции уникального, собственного, им созданного мира. Он не стандартный художник, это и привлекает зрителя. Я, когда ещё не был в Южной Корее, наивно полагал, что эта страна и есть киномир Ки Дука, но на самом деле они не имеет ничего общего. Это абсолютно фантазийный мир, но он создан таким тщательным, убедительным образом, что абсолютно уверен в его реальности. За это его любили фестивальное жюри, зрители. И этот мир с уходом самого Ким Ки Дука никуда не денется" , – сказал режиссёр Виталий Манский.
"Мой лучший учитель – люди, которые меня окружают"
Ким Ки Дук не имел режиссёрского образования, классическую литературу не читал, музыкой вдохновляться не мог из-за проблем со слухом. На вопрос, чем же он вдохновляется, советовал молодым, начинающим сценаристам наблюдать за людьми: чем они живут, с чем сталкиваются, как решают проблемы. Этот приём всегда выручал самого Ким Ки Дука: чтобы показать в картине жизнь героя, он сначала её наблюдал, прочувствовал и только потом снимал на плёнку. Кстати, сценарии к своим картинам он писал сам.
"Операторская работа, актёрский состав очень важны, но самое главное – это сценарий. От того, как человек написал сценарий, можно понять, как воспринимается им мир. Очень важно знакомиться с опытом ведущих режиссёров, читать про них, но для меня самое ценное – ходить и погружаться в среду, влиться и прочувствовать всё до деталей. Чем больше информации бытового характера, тем успешнее сценарий. У меня нет образования, но мой учитель – это люди, которые меня окружают", – говорил Ким Ки Дук.
Видимо, поэтому его часто видели одиноко гуляющим в городе. Часто на кинофестивалях его видели прогуливающимся пешком, без машины, охраны. При своей популярности он вёл себя очень скромно.
"Я нахожусь в обществе и наблюдаю людей, которые сталкиваются с проблемами. Эти проблемы рождают в моей голове определённый диалог и он откладывается в голове для истории, которую я начинаю писать. Бывает так: я записываю что-то, откладываю на время и через какое-то время это меня снова затронуло, так появляется история", – объяснял появление идей для сценарий к фильмам мастер.
Ким Ки Дук называл себя счастливым человеком, потому что путешествовал по разным странам и встречал людей, которые любят его работы, готовы помогать снимать кино. Это он называл абсолютным счастьем. Планировал снять кино в Стамбуле и Москве. Этому не суждено было сбыться.
Informburo.kz подготовил подборку фильмов Ким Ки Дука, посмотрев которые можно погрузиться в его уникальный мир, где он обнажает пороки человечества. Сам режиссёр говорил: "Все люди совершают проступки, а без чёрного нельзя увидеть белое".
За свою карьеру Ким Ки Дук снял три десятка картин. Мы приводим самые популярные.
"Самаритянка"
Картина снята в 2004 году. За неё Ким Ки Дук был удостоен "Серебряного медведя" Берлинского международного кинофестиваля за лучшую режиссуру.
Драма с элементами триллера рассказывает о проституции. Юная Ё-джин рано потеряла маму и живёт с отцом. Подруга девушки по имени Чэ-ён занимается проституцией. Они вместе хотят поехать путешествовать по Европе, и поэтому откладывают деньги. Вскоре и сама Ё-джин начинает торговать собой. Став проституткой, героиня уже не представляет другой жизни. Такой образ жизни всё больше ей нравится.
О том, чем занимается дочь, узнаёт отец героини, и его реакция оказалась крайне радикальной и шокирующей.
"Пустой дом"
История о двух возлюбленных, живущих чужой жизнью. Главный герой по имени Тхэ-сок разъезжает на мотоцикле по городу, развешивая на дверях домов рекламные плакаты. А вечером срывает брошюры с того дома, где отсутствует хозяин. Проникает в квартиру и живёт там: моет посуду, стирает бельё, чинит вещи.
В одном из домов он встречает молчаливую женщину. Героиня по имени Сон-хва несчастлива в браке, муж часто бьёт её. Молодые люди сближаются и сбегают. Дальше они будут жить, как делал Тхэ-сок: надевая чужую одежду, примиряя на себя роли хозяев квартир, меняя одну квартиру за другой, один дом за другим.
Картина получила "Золотого льва" Венецианского кинофестиваля.
"Весна, лето, осень зима и снова весна"
Фильм вышел в 2003 году. Это философская мелодрама, рассказывающая об этапах жизни человека как о временах года.
Никто не может изменить ход природных явлений – это главная идея картины. Сначала что-то рождается, затем какое-то время живёт, а в конце пути умирает. И даже паре одиноких монахов, обитающих в плавучей хижине на озере, не подвластно изменить природу вещей. По мере смены времени года сами монахи чувствуют на себе влияние природных явлений, которые заставляют их меняться в ту или иную сторону. Несмотря на отшельнический образ жизни, весной они расцветают и наполняются скрытыми яркими желаниями, а осенью, наоборот, их жизнь угасает. Под присмотром наставника молодой монах познаёт все радости и горести земной жизни...
Картина об отношениях внутри общества, жизнь людей. Интересный факт: в части "Зима" главную роль исполнил сам режиссёр. Ким Ки Дук рассказывал, что с предложением сыграть он обратился к нескольким известным в Южной Корее актёрам, но они отказались. Тогда Ким Ки Дук просто от безысходности решил сам сниматься.
Фильм, написанный без сценария, с текстом на три страницы. Каждый сезон снимали по 3-4 дня, за 20 дней материал был готов.
"Пьета"
Криминальная драма рассказывает об одиноком 30-летнем Ли Кан До. Он зарабатывает вымогательством денег у "кустарей", задолжавших местному ростовщику. Тех, кто отказывается платить, главный герой калечит, имитируя несчастный случай, чтобы те могли получить страховку и отдать долг.
Однажды Ли знакомится с женщиной, выдающей себя за его мать. Сначала герой ей не верит, затем долго проверяет. Постепенно Кан До понимает, что у него впервые появилась семья. Благодаря этому обстоятельству, а также беседам с некоторыми должниками, Ли осознаёт, что есть вещи поважнее денег, и оставляет преступную жизнь.
Однако женщина – это мать одной из жертв Ли, решившая отомстить обидчикам, что ей и удаётся.
Своё название картина получила в честь знаменитой скульптуры Микеланджело, в переводе с итальянского оно означает "милосердие".
В 2012 году Ким Ки Дук за "Пьету" получил главный приз – "Золотого льва" на Венецианском кинофестивале.
"Натянутая тетива"
Мелодрама снята в 2005 году. В картине режиссёр затронул тему любви и выбора. По сюжету, 60-летний старик и 16-летняя девушка живут вдвоём на острове, вдали от посторонних глаз. Пожилой жених планирует жениться на юной красавице, как только ей исполнится 17 лет. Но всё меняется, когда между девушкой и неожиданно появившимся юношей-рыбаком вспыхивает искра подростковой влюблённости.
Фильм получил многочисленные награды на кинофестивалях в Португалии и Аргентине.
"Растворяться"
Картина снята в 2019 году в Алматы. Ким Ки Дук приезжал сюда во время Almaty Film Festival в 2018 году, тогда и зародилась идея написать сценарий и снять его в Алматы. Вдохновился режиссёр атмосферой города: горы, архитектура, люди, культовые места.
Главная героиня Дин (сокращение имени Динара. – Авт.) – скромная девственница, которую держат в строгости мама и брат. Ей не разрешают носить обтягивающую одежду и заставляют каждый час отчитываться по телефону о своём местонахождении.
Читайте также: Ким Ки Дук снял фильм в Казахстане. О чём он, и почему из него вырезали сцены секса?
Тему раздвоения, альтер-эго, Ким Ки Дук передаёт через вторую героиню – альтернативную Дин.
Две личности одной героини – практически метафора параллельных миров, в которых живут представители одного этноса в одном городе: они могут выглядеть почти одинаково, но быть бесконечно далёкими (а может быть, близкими?) на уровне ценностей. Картина почти открытым текстом говорит о том, что не надо вставать ни на чью сторону, нужно искать себя.
"Ариран"
Документальный фильм, снятый в 2011 году Ким Ки Дуком. Картина стала первой работой после того, как режиссёр на три года ушёл в отшельники. Позже он объяснял, что это время было перерывом, потраченным на наполнение энергией.
"Ариран" – своего рода исповедь. Фильм снимался одной камерой. Главный герой – Ким Ки Дук. Он разговаривает со своей тенью, которая задаёт философские вопросы.
В драме показаны условия отшельнической жизни, в которой пребывал режиссёр: хижина, кошка, печка, собственноручно сделанные мебель и кофемашина, рисоварка.
"Люди занимаются самоистязанием, мазохизмом, садизмом" – слоган этой картины.
Картина получила премию "Особый взгляд" Каннского кинофестиваля.