Кто и зачем ввёл трёхъязычие в Казахстане?

Идею преподавать на английском языке школьные предметы подал Первый Президент Нурсултан Назарбаев. В апреле 2015 года на заседании Ассамблеи народа Казахстана глава государства поручил Министерству образования и науки совместно с Министерством культуры и спорта разработать дорожную карту развития трёхъязычия. Идея была в том, чтобы ученики свободно говорили на казахском, английском и русском языках.

"Постепенно старшие классы школ должны переходить на обучение на английском языке. Сфера высшего образования постепенно полностью должна перейти на английский. Основная цель политики трёхъязычия в этом. Я думаю о будущем наших потомков", – сказал тогда Нурсултан Назарбаев.

Через год после этого заявления была утверждена государственная программа развития образования и науки РК на 2016-2019 годы. Она включила в себя то самое трёхъязычие, обновлённое содержание, пятидневную учебную неделю, а также продление учебного года.

В апреле 2018 года занимавший тогда пост министра образования и науки РК Ерлан Сагадиев рассказал, каким получился старт трёхъязычного компонента программы.

"В 2016 году на английском языке преподавали лишь две тысячи учителей. В 2017 году заявки на прохождение соответствующих курсов подали 11,5 тысячи человек, из них около трёх тысяч завершили курс и начали преподавать. 8000 продолжили своё обучение и переходят на необходимый уровень. Таким образом, в 2019 году 13,5 тысячи школьных преподавателей начнут обучать четырём предметам на английском языке (информатика, биология, химия, физика. – Авт.)", – сказал Сагадиев.

Тогда же министр (уже бывший) пояснил, что речь не идёт о том, чтобы предмет полностью преподавался на английском языке. Знания будут преподноситься "дозами", говорил Ерлан Сагадиев.

"Формат был сырым, сейчас лучше"

Учитель географии и биологии школы-лицея №37 имени Сырбая Мауленова (Нур-Султан) Жаркын Тукенова прошла курсы английского языка в сентябре-ноябре 2017 года. По её словам, двух с половиной месяцев слишком мало для такого обучения.


Жаркын Тукенова / Фото с официального сайта школы-лицея №37

"Мы были одними из первых учителей, которые проходили курсы английского языка. Тогда формат был ещё сырым. Сейчас уже лучше – обучение проходит в течение девяти месяцев. Также есть вариант пройти курсы за шесть месяцев. Увеличили сроки именно по нашим просьбам.

У всех учителей разные уровни знания языка, разные способности к изучению английского. Из-за этого было увеличено время прохождения курсов.

Я изучала язык и до этой программы, на платных курсах. Нужно было узнать хотя бы базу, всё-таки в школьные годы я учила немецкий. А сейчас уже курсы улучшили, сама практика преподавания в рамках этой программы стала лучше", – сообщила Жаркын Тукенова.

Учитель информатики общеобразовательной школы №155 (Алматы) Толкын Шолпанкулова прошла курсы в 2019 году, она училась месяц. По её словам, сейчас длительность обучения зависит от уровня знания английского.


Толкын Шолпанкулова / Фото с сайта instagram.com

"У меня всегда был интерес к английскому языку. Ещё до курсов я его изучала. Достигла уровня Pre-Intermediate (A2 по шкале CEFR). Думаю, что преподавать на английском информатику легче, нежели другие предметы. Там много терминов из английского языка. Проблема в том, что в школах много детей недостаточно хорошо знают английский или не знают совершенно.

Качество преподавания предметов естественного цикла зависит от самого учителя. Во-первых, всегда можно разъяснить некоторые вопросы на русском или казахском языке".

Бывший учитель химии в одной из школ Нур-Султана, пожелавший остаться неизвестным, рассказал informburo.kz, что проходил курсы английского языка ещё в самом начале запуска программы. Тогда обучение проходило в течение трёх месяцев.

"Мы тогда ещё понимали, что три месяца – это очень мало. Нам сказали, что в будущем мы в рамках этой же программы сможем ещё раз пройти курсы английского. Но когда обратился к организаторам вновь, получил ответ, что, мол, обучился и хватит".

Кто учит английскому учителей?

Курсы по всей стране, по данным МОН РК, проводят автономная организация образования "Назарбаев Интеллектуальные школы", Назарбаев Университет, Национальный центр повышения квалификации "Өрлеу", Астана Білім Ордасы, ТОО Professional Development Centre, ТОО "USTAZ Professional Learning Centre".

С недавних пор Назарбаев Университет передал методики Международному университету "Астана". Туда же перешли тренеры.

По словам директора департамента непрерывного образования Назарбаев Университета Жанар Молдашевой, сама программа обучения педагогов с каждым годом становилась всё лучше и лучше. Методику уже адаптировали под учителей-предметников.

"Обучаем тем знаниям, которые помогут педагогам успешно проводить занятия на английском. Никто не требует от учителей, чтобы они сразу заговорили свободно на иностранном языке. Большое внимание уделялось качеству образования. Была внешняя экспертиза, которая проверяла именно контент курса, методику обучения", – говорит Жанар Молдашева.

Она добавила, что Назарбаев Университету было важно получить отзыв о курсах от слушателей и тренеров. Это помогло значительно улучшить качество курсов за пару лет. К примеру, в самом начале внедрения трёхъязычия курсы длились всего несколько месяцев и учителя получали сертификаты A1, A2. Теперь, когда курсы идут в течение всего учебного года, педагоги получают сертификат B2.

Директор департамента реализации проектов в Международном университете "Астана" Бауыржан Абуов высоко оценивает качество проводимых курсов. По его словам, в первую очередь это заслуга самих тренеров.

"С 2016 года мы начали эту программу, работая ещё в Назарбаев университете. Ежегодно мы писали рекомендации в Министерство образования. Они прислушивались. Уже в этом году обучение будет проходить в течение 780 часов. Это очень много", – рассказывает Бауыржан Абуов.

Он отметил, что около 60% тренеров имеют степень магистра, а большинство из них обучались либо в международных университетах, либо в НУ. Также они имеют сертификаты, подтверждающие высокий уровень знания английского языка.

"У нас действует трёхуровневая система отбора тренеров. Сначала мы рассматриваем резюме, потом проводим собеседование, а потом они проводят открытый урок. Мы задаём им тему, а они должны будут за полчаса составить план урока, как они будут проводить занятие", – добавил спикер.

Бауыржан Абуов рассказал, что у организаторов курсов есть график посещений регионов, где проходят курсы. Есть специальный лист оценивания. Проблемные регионы есть. К примеру, в Актау работает девять тренеров, из них четыре иногородних. Дело в том, что в Актау не хватает квалифицированных педагогов.

"Мы проверяем не только наших тренеров, но и слушателей, их прогресс. Для этого есть специальный progress test, который проходит примерно в середине всего курса. Также есть final test, который проводится после завершения курса", – говорит Бауыржан Абуов.

9302 учителя получили прибавку к зарплате за обучение детей на английском языке

За 2016-2018 годы курсы прошли 11 423 педагога. В 2019 году МОН пока насчитал 3050 педагогов. С 2018 года курсы стали круглогодичными, то есть идёт непрерывное обучение.

По итогам учителям выдают сертификаты владения английским языком на уровне B2 (владеет английским без словаря, соответствует оценкам от 5 до 6,5 IELTS) по шкале CEFR.

Система CEFR – это признанный во всём мире стандарт для описания уровней владения английским языком. Её шкала включает шесть уровней:

  • A1 (beginner);
  • A2 (elementary);
  • B1 (intermediate);
  • B2 (upper intermediate);
  • C1 (advanced);
  • C2 (proficent).

9302 учителя получили прибавку к зарплате за обучение детей на английском языке в 2018-2019 учебном году. Доплата равна базовому должностному окладу школьного педагога – 35 394 тенге.

Доплату к заработной плате получили:

  • в 2017 году – 635 педагогов;
  • в 2018 году – 5 357;
  • в 2019 году – 8 060;
  • в 2020 году ожидается – 8 060 учителей.

В 2019 году завершился трёхнедельный курс по подготовке учителей от исследовательского университета Ball State University (Манси, штат Индиана, США) при поддержке и финансировании посольства США в Казахстане. В рамках курса 100 учителей школ из пяти регионов Казахстана обучались английскому языку и разработали свои образовательные программы. Организаторы заявили, что так они поддерживают трёхъязычное образование в Казахстане.

В курсах приняли участие учителя информатики, физики, химии и биологии и английского языка. Они проходят онлайн-курсы по английскому языку и профессиональному развитию. В ноябре нынешнего года они получат соответствующие сертификаты от Ball State University.

Руководитель управления воспитательной работы и дополнительного образования МОН РК Назира Абдрахманова сообщила, что наличие сертификата владения английским языком на уровне B2 уже говорит о том, что вы хорошо владеете языком.

"На местах есть районные методические кабинеты, есть менторы в каждом регионе. Они не только помогают педагогам усвоить знания, но и контролируют качество проводимых занятий. Получив сертификат, вы имеете право на преподавание на английском языке. Едете в школу и можете вести свой предмет на английском", – рассказала Назира Абдрахманова.

Она добавила, что для получения сертификата по окончании курсов педагоги сдают тесты или экзамены. Только набрав нужное количество баллов, учитель подтверждает свой уровень владения английским языком.

Почему депутаты были против, и что сказал Токаев?

  • Май 2016 года, депутат Сената Парламента РК III созыва Мурат Бахтиярулы:

"Мы должны подходить к решению с осторожностью и умом. МОН РК должно сыграть в этом вопросе роль сильного координатора, и глава государства выразил свою позицию о введении данной системы, не торопясь, только после взвешенного решения с учётом и проработки общественного мнения".

  • Декабрь 2017 года, депутат Мажилиса Парламента РК Ирина Смирнова:

"Преподавание на английском языке, на котором учитель не то что думать, а даже изъясняться на бытовом уровне не сможет, не будет эффективным. Такие предметы как физика, химия, биология, даже на родном языке не все ученики усваивают в полном объёме. В десятых классах только 10-15% учеников владеют английским языком на уровне".

  • Июнь 2018 года, депутат мажилиса Джамиля Нурманбетова:

"Полноценно занятия на английском языке ведут 725 учителей, а это только 2% от общей потребности. 1370 учителей из обученных могут преподавать только термины, а остальные вообще не преподают".

  • Март 2019 года, президент РК Касым-Жомарт Токаев:

"Это очень сложный и важный вопрос. Моя позиция – во-первых, должен быть казахский язык, русский язык. Они очень важны для наших детей. И только потом обучать английскому".

"Учителя имитировали трёхъязычие, а министерство смотрело на это сквозь пальцы"

Политолог Жаксылык Сабитов (преподаёт в Евразийском национальном университете имени Льва Гумилёва) считает, что трёхъязычие в том виде, которое было при Ерлане Сагадиеве, никак не оправданно. Связано это с высочайшими требованиями к учителям, которые никак не согласуются с их низкой заработной платой.

"Учителя просто имитировали трёхъязычие, а прежнее руководство министерства смотрело на это сквозь пальцы. Это реально било по уровню преподавания. Но при этом стоит отметить, что эта практика не являлась сильным ударом по уровню образования. Среднее образование у нас и без того было слабым, так как преподавателями в основном становились люди с очень малым человеческим капиталом, что косвенно било и по их ученикам. То есть низкие заработные платы учителей уже давно сильнейшим образом ударили по системе образования", – полагает политолог.

По мнению эксперта, за короткий срок теоретически можно обучить учителя английскому языку, но тут есть несколько нюансов. Во-первых, существовавшая практика по обучению учителей английскому языку за короткий период не была сильной. Во-вторых, времени на обучение языку было мало.

"Контроль за знанием английского языка нужно было переложить на независимые агентства, которые выдают сертификаты IELTS или TOEFL. Иначе мы опять можем получить некачественную систему контроля", – сказал Жаксылык Сабитов.

Страх в том, говорит политолог, что учитель, владеющий английским языком на хорошем уровне, легко может бросить школу.

"У нас хорошие знатоки английского языка могут получать гораздо больше, чем доктора наук", – сказал Жаксылык Сабитов.

В итоге трёхъязычие в Казахстане идёт с большим трудом и особых результатов пока не показало. При этом деньги на программу выделяются немалые. Курсы повышения квалификации в 2017 году обошлись бюджету в 11,5 млрд тенге, в 2018 году – 8 млрд тенге, в 2019 – 6,5 млрд. На 2020 год заложено 7,1 млрд тенге.