Расположить к себе депутатов Кайрату Абдрахманову как истинному дипломату не составило труда. В отличие от большинства глав ведомств, которые стараются лишний раз не попадаться на глаза парламентариям, министр иностранных дел сам встал посреди коридора Мажилиса, окружил себя депутатами и давай им рассказывать о том, что в мире творится и как на это всё Казахстану теперь реагировать. Послушать его подходили всё новые и новые депутаты, непременно стараясь привлечь к себе внимание гостя.

– Сәлеметсіз бе! Ну, с почином, с почином, – шумно поздоровалась с министром иностранных дел председатель комитета по финансам и бюджету Гульжана Карагусова.

Кайрат Абдрахманов в качестве министра иностранных дел на правительственном часе в Мажилисе впервые. Перед началом отчётной встречи глава внешнеполитического ведомства любезно пообещал депутатам не отнимать у них много времени. Но парламентарии возразили, намекнув, что такого гостя, как он, слушать готовы хоть целую вечность.

– Доклад достаточно короткий будет, чтобы слишком много... – начал Кайрат Абдрахманов.

– Вы знаете, есть хорошее выражение: "Скромность украшает человека, а мужчине украшения не нужны", – перебил министра вице-спикер Мажилиса Владимир Божко.

Но то ли глава МИД учёл пожелания депутатов, то ли его доклад изначально не был таким уж коротким, как заявлялось, только в итоге выступление Кайрата Абдрахманова заняло почти полчаса. Министр иностранных дел максимально подробно рассказал о том, что намерен делать Казахстан в качестве председателя Совета Безопасности ООН в период 2017-2018 годов.

"Казахстан, являющийся членом ШОС, ОДКБ, стремится к налаживанию мостов между Востоком и Западом на основе равноправного диалога между всеми странами и региональными организациями. И мы намерены использовать своё членство в Совбезе ООН для укрепления доверия между региональными организациями", – доложил Кайрат Абдрахманов.

Поставить точку в своём председательстве Казахстан намерен созданием масштабного документа, который учтёт интересы всех стран-членов организации, – им вполне может стать резолюция Совета Безопасности.

Получасовым выступлением министра дело не ограничилось. Депутаты в полной мере воспользовались своим правом задавать вопросы и ещё долго не отпускали главу МИДа.

Спрашивали о внешнеполитических отношениях Казахстана с другими государствами. В частности, парламентарии припомнили неоднозначное заявление президента Кыргызстана. В интервью иностранным СМИ Алмазбек Атамбаев, как известно, рассказал о гибели нескольких граждан своего государства во время революции 2010 года, отметив, что Казахстан в этот момент закрыл границу. Некоторые увидели в этом прямые обвинение в наш адрес. Кроме того, парламентарии обеспокоены высказываниями эпатажных российских политиков.

"Можем ли мы со свой стороны отреагировать на должном уровне? Конечно, мы можем выражать своё дружеское отношение ко всем странам, но думаю, нам необходимо выставить свою какую-то позицию, для того чтобы в будущем не было таких высказываний", – отметил депутат Мажилиса Парламента Омархан Оксикбаев.

Поводов для беспокойства, по словам Кайрата Абдрахманова, нет. По каждому случаю дипломаты разбираются по своим каналам. Что же касается ситуации с Кыргызстаном, то глава МИД нашей страны посоветовал её не драматизировать.

"Как в случае опрометчивых высказываний одного из российских депутатов, так и в случае с высказыванием главы Кыргызстана в интервью телеканалу "Евроньюс", они нашли своё адекватное отражение в нашей двусторонней переписке по дипломатическим каналам, в тех официальных встречах, которые провели наши дипломаты в столицах. Соответствующая оценка была дана высказываниям российского представителя его же коллегами в Государственной думе и в Совете Федерации", – ответил министр иностранных дел РК.

В продолжение темы межгосударственных отношений депутаты поинтересовались, как продвигаются дела с определением правового статуса Каспия.

"По суше у нас всё понятно, по дну расписали, по недрам мы тоже определились, но не совсем понятно до сих пор, что у нас по самому Каспию? Такая активизация военно-морских сил России, Ирана там, ну и, может быть, дальше кто пойдёт, напрашивается вопрос: вообще, что мы там делаем? Как у нас складываются отношения? Как мы будем исходить исходя из национальных интересов в части определения статуса Каспийского моря", – спросил депутат Мажилиса Ахмет Мурадов.

Определение правового статуса Каспия, по словам главы МИД Казахстана, не за горами. Однако, когда именно это произойдёт, он не уточнил.

"Мы медленно, но, я думаю, уверенно движемся к тому, чтобы наконец разрешить вопрос правового статуса Каспия. Мы планируем провести встречу министров иностранных дел прикаспийских государств, во время которой будем обсуждать последние штрихи конвенции по Каспию. Дальше эта работа должна привести к саммиту прикаспийских государств, который мы соберём именно в Казахстане, в Астане", – пояснил Кайрат Абдрахманов.

Единственный ответ министра иностранных дел, который не устроил депутатов, касался денег. Парламентарии высказали возмущение тем, что МИД занимает деньги у международных финансовых организаций на госпрограммы по случаю и без. Мажилисмены всерьёз усомнились в том, что у внешнеполитического ведомства Казахстана есть грамотные специалисты, разбирающиеся в этом вопросе.

"Министерство взяло за привычку привлечение займов: есть необходимость или нет в данной программе – они привлекают. При этом 60-70% этих заимствований уходят на зарубежных консультантов, поэтому хотелось бы, чтобы ваше министерство систематизировало работу, ведь эти привлекаемые средства являются большой нагрузкой на бюджет – колоссальные средства, миллиарды уходят", – отметил депутат Мажилиса Парламента Нуртай Сабильянов.

"Будь то Международный банк или Исламский банк или Европейский банк реконструкции и развития, проводятся переговоры. Однако всё это непосредственно координируется в рамках Правительства, поэтому наш непосредственный партнёр в данных вопросах – Министерство финансов. Какие бы мы финансовые обязательства не принимали на себя, мы непременно координируем это с Минфином и другими заинтересованными органами", – ответил глава Министерства иностранных дел.

"Вопрос был конкретный, есть ли у вас специалисты, которые могут давать заключения по займам, привлекаемым в нашу страну? Сказали бы "нет" да и всё! То что вы сказали про финцентр, о тех взаимоотношениях с банками, – несколько расширенный ответ. А тут нужен конкретный", – сказал заместитель председателя Мажилиса Парламента Владимир Божко.

А вот в чём солидарны министр иностранных дел и депутаты, так это необходимость Казахстана активно участвовать в гуманитарной помощи. Известно, что за последние годы наша страна на эти цели выделила другим государствам свыше 10 миллиардов тенге.

"По статистке, которая у нас имеется на руках, в 2016 году Таджикистану выделили сумму в размере 300 миллионов тенге, Кыргызской республике оказана помощь на сумму около 100 миллионов тенге. И как вам известно из СМИ, в Сирию мы отправили большую гуманитарную помощь в размере 586 миллионов тенге", – уточнил Кайрат Абдрахманов.

Помощь соседним странам, как отмечается, это не благотворительность, а необходимость, которая в результате будет на пользу самому Казахстану.

"Ни одна страна не может процветать в долгосрочной перспективе, если соседние страны испытывают серьёзные проблемы и сложности. Накапливающийся вокруг негатив будет в той или иной форме деструктивно влиять на любую страну и, в том числе, на Казахстан. Если Центральная Азия будет территорией нестабильности, проблем, нелегальной миграции, терроризма, то, конечно, это всё рано или поздно будет сказываться на ситуации в нашей стране", – высказался председатель Комитета по международным делам, обороне и безопасности Маулен Ашимбаев.

Быть более настойчивым и решительным в дипломатических вопросах порекомендовали депутаты министру иностранных дел, завершая встречу. Глава МИД утвердительно кивнул головой. Тогда парламентарии напоследок попросили ещё об одном: не тянуть с работой над законами и уже внести наконец на рассмотрение документ, касающийся пограничных войск – его депутаты, как в той пословице, уже три года ждут.