Когда Ромео каннибал, а папа младше дочери: на Каннском кинофестивале время комедий
Одна из самых тепло встреченных на фестивале и высоко оценённых публикой работ стала комедия молодого немецкого режиссёра Марен Эд "Тони Эрдманн". Это история о семейных отношениях – строгой дочери-карьеристке и её ребячливом и весёлом отце. Люди они настолько разные, что единственное, что их объединяет – это 50% генетического материала. Дочь всё время решает какие-то важные рабочие вопросы по телефону и не отпускает ни на одну минуту гаджет, чтобы не пропустить звонок от начальства, а отец – бывший учитель музыки, а ныне тихий пенсионер, проживающий с собакой. После того как питомец умер и герой по сути потерял единственное существо, которое его понимало, он вдруг начинает искать контактов со своей дочерью, тем более повод имеется – у неё день рождения.
Отец (он же Тони Эрдманн) впервые приезжает погостить к своему чаду, дарит ей тёрку для сыра, а затем, чтобы как-то развеселить и отвлечь дочь от стрессовой работы, начинает переодеваться в различных персонажей – для этого он всегда носит с собой вставные зубы и парик. То он представляется немецким послом, то вдруг начинает выдавать такие фокусы перед её начальством, что дочь вне себя от злости. Но если в начале фильма она гневно отвергает всё, что ни предложит отец, то к финалу картины его выходки и вправду кажутся ей забавными. Постепенно типичная офисная пленница и зомбированная работой дама около сорока, у которой времени только на быстрый секс и непродолжительный сон, начинает понимать, что работа – это очень важное, но всё-таки не самое главное в жизни. Процесс оздоровления хоть и со скрипом, но идёт, и всё время сопровождается комедийными ситуациями. Особенно забавен финал, где пресловутые стереотипы о немецких фильмах заиграют новыми красками.
Самым важным для фильма "Тони Эрдманн" является то, что это не просто комедия признанная рассмешить. Она о том, что контакт между отцом и дочерью никогда не должен быть прерван, последние сцены так душещипательны, что, кажется, каждый в зале вспомнил своего папу. Поскольку в фильме действительно много хорошего юмора и правильная доза сентиментальности, зал в течение всего фильма взрывался аплодисментами, и в финале фильм удостоился овации.
Режиссёру Марен Эд 39 лет и, оказывается, уже лет пятнадцать её встречают на различных фестивалях с распростёртым объятьями. К примеру, её студенческая работа была отмечена на лучшем американском кинофестивале Sundance Film Festival и отмечена там специальным призом жюри, а ее полнометражная картина Everyone Else в 2009 году получила на Берлинском кинофестивале "Серебряного медведя" за лучшую женскую роль и приз жюри за лучший фильм в Каннах. А это добавляет к и без того высоким шансам получить приз в Каннах и в этот раз. Во всяком случае, приз за лучшую женскую роль наверняка присудят её актрисе – Сандре Хюллер, если, конечно, не захотят в очередной раз оценить француженку Жюльет Бинош, сыгравшую в эксцентричной французской комедии "В тихом омуте".
"В тихом омуте" – ожидаемый многими фильм от Брюно Дюмона – оказался полной противоположностью "Тони Эрдманна". Лента оказалась такой специфической и катастрофически несмешной (что для комедии – смерть), что часть зрителей благополучно дремала, тем более что пресс-сеанс был самый ранний в 8.30, а длился почти 3 часа. Некоторые критики писали, что комедия вызывала смех до коликов, но если вас способны рассмешить французские клоуны до боли в животе, то вероятно у вас будет такая же реакция, в другом случае – вам будет неимоверно скучно.
Завязка сюжета довольно интересная – парень из семейства каннибалов, живущего где-то в 30-х годах в Нормандии, влюбляется в андрогинную девушку из аристократической семьи, у представителей которой из "высоких" манер – бесконечное восхищение красотами природы, хорошей едой и умение держать приборы в правильной руке. Семейство каннибалов – полная их противоположность: они весь день ковыряются в грязи, разыскивая мидии, а если повезёт, то и человечину, зарабатывают тем, что переносят на руках богатых с одного берега на другой. Сосуществуют два семейства – как представители рабочего класса, так и верхушки – довольно мирно, пока в их крае не начинают пропадать люди и к ним не приезжают комичного вида полицейские.
Весь фильм так пропитан гротеском, бурлеском и эксцентричной игрой актёров, что смотреть его невозможно. Комедия – скорее не комедия, а рассуждение о возможности мирного сосуществования между элитой и рабочими и их совместной судьбе (кстати, в фильме каждый остаётся при своём). Наверное, актуальнее было бы смотреть, если бы речь шла о мигрантах и коренных, но тогда звучало бы всё ужасно неполиткорректно и уж точно не по-французски.
Два настоящих плюса этой картины. Во-первых, это восхитительные живописные виды Франции – такой красоты мало где найдёшь, разве что в живописи. Но, похоже, автор вдохновлялся не только магриттовскими мужчинами в котелках и его красками, но и сюрреализмом Магритта как жанром. Вторым плюсом стала игра Жюльет Бинош. Всё-таки она гениальная актриса, которая выглядит хорошо даже в самой непростой ситуации. Некоторые даже открыли её комедийный талант.
В завершение остаётся добавить, что раньше Дюмон снимал мрачные, безысходные картины и был успешен: его "Фландрия" получила гран-при жюри Каннского фестиваля, а картина "Камилла Клодель, 1915", показанная в Берлине, была пугающим до ужаса исследованием жизни среди душевнобольных. И только после успеха своего комедийного мини-сериала "Малыш Кенкен", который, как пишут кинокритики, покорил Канны в 2014 году, он решил сменить жанр. Кто знает, может он будет не единственным переметнувшимся в комедию автором.