Каковы причины акушерской агрессии в казахстанских роддомах и можно ли её предотвратить
Рождение ребёнка – важное событие, сопряжённое с немалыми трудностями. В момент родов женщины находятся в наиболее уязвимом положении, поэтому нуждаются в заботе и сочувствии окружающих. Но всегда ли роженицы их получают? И как быть, если рождение ребёнка из радостного события превратилось в травмирующий опыт?
Явление, которому в стране нет названия
В Казахстане термин "акушерская агрессия" практически не применяется, в национальном законодательстве такого понятия не существует. В ответ на запрос редакции в Министерстве здравоохранения лишь сообщили очевидное, что врачи – это "люди, которые в силу своей работы наделены такими качествами, как доброта, терпение, умение сопереживать". И благодаря этому, пояснили в Минздраве, в стране регистрируются лишь единичные случаи жестокого обращения в роддомах.
"Обращения и жалобы, поступившие от граждан, в том числе от родильниц, немедленно рассматриваются отделами поддержки пациентов при медицинских организациях и чаще носят эпизодический характер. Кроме того, женщины вправе обращаться в вышестоящие инстанции. Согласно Конституции РК, никто не должен подвергаться пыткам, насилию, другому жестокому или унижающему человеческое достоинство обращению", – сообщили в МЗРК.
Что чиновники подразумевают под "эпизодическим характером" и как часто роженицы жалуются на грубое обращение, в ведомстве не уточнили. Зато в Сети удалось найти немало нелестных отзывов о родильных домах страны. Среди них нередко встречались истории о грубости и даже жестокости медперсонала.
Почему казахстанки предпочитают оставлять отзывы в интернете вместо того, чтобы писать официальные жалобы? Психолог платформы Sezim Светлана Булгакова считает, что тому может быть несколько причин:
- Простота. Оставить отзыв в интернете гораздо проще и быстрее, чем подавать официальную жалобу.
- Анонимность. Некоторые боятся негативных последствий после оформления жалобы.
- Влияние. Отзывы в интернете могут оказать гораздо большее воздействие на репутацию организации, чем официальные жалобы, о которых стараются не распространяться.
- Коллективный эффект. Когда множество пользователей оставляют отзывы с жалобами, это может привести к более сильному давлению на организацию.
- Ответ. Организации часто отвечают на отзывы в интернете, пытаясь урегулировать конфликт.
Проблема глазами психолога
Акушерская агрессия или насилие – это устоявшийся термин, который подразумевает неэтичное поведение в отношении рожениц не только акушерок, но и любых других сотрудников медицинского учреждения.
Физическое или психологическое насилие, ненадлежащее отношение, несоблюдение конфиденциальности, медицинское вмешательство без согласия пациентки – всё это признаки акушерской агрессии.
Светлана Булгакова работает в сфере психологии 20 лет, в своей практике не раз сталкивалась с молодыми мамами, прошедшими через грубое обращение медперсонала.
"Надо отметить, в последнее время отношение персонала по отношению к женщинам меняется. Но тем не менее женщины всё ещё сталкиваются с такой проблемой: медики могут позволять себе грубо разговаривать, используя снисходительный тон, стыдят женщин, если те что-то делают неправильно или невовремя, позволяют себе высказывания типа: "Ты первая что ли рожаешь? Пора бы уже знать! Надо было головой думать!", – рассказала психолог.
Грубые высказывания, крики, унижения и угрозы – это ненормально, уверена специалист. Ведь для женщин в столь уязвимом положении слова могут иметь вполне серьёзные последствия, причём не только психологические, но и физические.
Причём тут домашние роды и депрессия
Как известно, состояние матери напрямую влияет на самочувствие новорождённого. Поэтому психологический комфорт роженицы – это не блажь, а необходимость. Специалист назвала сразу несколько проблем, которые могут возникнуть в результате психологически тяжёлых родов:
- Осложнения. Грубое обращение вызывает стресс и повышает тревожность. Негативные эмоции ухудшают физическое состояние роженицы, что в свою очередь может повлиять на процесс родов и вызвать осложнения.
- Риски для малыша. Высокий уровень стресса или депрессии у матери может быть связан с риском раннего рождения, недоношенности или низкого веса при рождении. Также стресс может влиять на функцию плаценты.
- Ментальное здоровье. Психологически тяжёлые роды могут увеличить риск развития послеродовой депрессии. Кроме того, длительное негативное воздействие может привести к посттравматическому стрессовому синдрому и другим расстройствам.
- Забота о ребёнке. Если мать испытывает депрессию, тревожность, другие психологические проблемы, это может затруднить установление эмоциональной связи с ребёнком и заботу о нём.
- Недоверие к системе здравоохранения. Из-за негативного опыта женщины могут отказываться от медицинской помощи во время следующей беременности, а это влечёт за собой серьёзные риски для здоровья.
Светлана Булгакова убеждена, что для предотвращения возможных последствий необходимо, чтобы медицинский персонал проявлял уважение, эмпатию и разъяснял необходимость каждой процедуры и манипуляции. Только так можно построить доверительные отношения между пациентами и медработниками, сделать медицинскую помощь более эффективной и комфортной.
Мнение акушерки: "Врачи тоже люди"
Сложность вопроса акушерской агрессии заключается в том, что жертвами этого социального явления являются не только роженицы, но и сами медработники. Огромная ответственность, плотный график, переработки и давление со стороны руководства – это лишь некоторые издержки профессии. Часто медперсонал просто не имеет эмоциональных ресурсов, чтобы проявлять эмпатию и оказывать поддержку.
Редакции удалось связаться с акушеркой, которая более 20 лет проработала в родильных домах Алматы. Она рассказала о сложностях работы, но пожелала остаться анонимной.
"Сами понимаете, имя я назвать не могу. У нас жаловаться не принято. Но насчёт агрессии скажу следующее: акушерки у нас попросту запуганные! Действительно, врач может позволить себе повысить голос, но не для того, чтобы унизить, а для того, чтобы в чувство привести. А акушерки так вообще боятся слово лишнее сказать, потому что пациентки постоянно угрожают жалобами", – заявила сотрудница роддома.
Она добавила, что далеко не всегда роженицы уважительно относятся к медперсоналу, а на улыбку человеку, который на тебя кричит и угрожает увольнением, не всегда хватает сил. Кроме того, негативную роль играет нехватка персонала и большая ответственность.
"Мы работаем в смену, а роддома часто бывают переполнены. Представьте, что в отделении 30 рожениц и всего две акушерки. И каждой нужно внимание, за каждую мы несём ответственность. В такие дни устаёшь невероятно, а ведь есть ещё и бумажная работа, и начальство, у которого свои требования. За годы работы я никогда не видела и не проявляла жестокости к роженицам. Наоборот, сейчас мы держим курс на более мягкие и физиологичные роды. Но я работаю в центре Алматы и не исключаю, что в других регионах ситуация может быть иной", – поделилась мнением специалист.
Сотрудница роддома убеждена, что если кто-то из медперсонала и ведёт себя неэтично, то это не со зла, а от большой усталости.
Причины и следствия
Психолог Светлана Булгакова согласна, что основной причиной неэтичного поведения являются непростые условия труда. Ведь медицинский персонал, особенно врачи и медсёстры, часто сталкивается с высокими нагрузками и стрессом, а это способствует профессиональному выгоранию. Но исключать личные качества работников всё же не стоит.
Специалист обратила внимание на ряд проблем, которые могут привести к неэтичному поведению медперсонала:
- Дефицит. В некоторых ситуациях, особенно в учреждениях с ограниченными ресурсами, медперсонал может сталкиваться с недостатком оборудования, лекарств и персонала. Это может привести к моральному давлению и соблазну недобросовестно проводить процедуры.
- Давление. Медицинский персонал может подвергаться давлению со стороны администрации или страховых компаний, которые требуют выполнять план или сокращать расходы. Это приводит к стрессу и нервозности.
- Недостаток знаний. Не всегда медицинский персонал достаточно осведомлён об этике и профессиональной деонтологии. Оказание психологической поддержки и бережный подход – это то, чему необходимо учить.
- Отсутствие контроля. Если в учреждении нет эффективной системы надзора и отчётности, персонал может чувствовать себя невидимым и безнаказанным.
Спикер считает, что если решить вышеназванные проблемы – обеспечить комфортные условия труда, достаточное количество персонала и оборудования, организовать соответствующее обучение, усилить контроль, то психологически травмированных мам станет заметно меньше.
Как обезопасить себя?
Решение вышеназванных проблем – прерогатива правительства, чиновников от медицины и руководителей роддомов. Но это не значит, что сами роженицы и их близкие не могут повлиять на ситуацию.
Для снижения риска столкновения с неэтичным поведением медперсонала специалист рекомендует следующее:
- Тщательно выбирайте роддом, изучайте отзывы, спрашивайте знакомых. Можно даже заранее посетить учреждение и поговорить с некоторыми сотрудниками.
- Будьте вежливы и уважительно относитесь к сотрудникам родильного дома. Люди склонны отвечать добром на добро.
- Приглашайте на роды партнёра. Близкий человек не позволит грубо с вами обращаться, само его присутствие рядом отобьёт желание вести себя неэтично.
- В случае, если вы столкнулись с агрессией, обязательно обратитесь с жалобой к руководству роддома. Это поможет уменьшить количество подобных случаев в будущем.
Если человек решил работать с беременными и новорождёнными, значит он, скорее всего, достаточно добр и человечен. Но в состоянии профессионального выгорания, от которого никто не застрахован, эти качества могут отойти на задний план. Если и медработники, и пациенты, и их родственники будут относиться друг к другу с уважением, то процесс родов станет более комфортным для всех участников.