Новый налоговый кодекс

В конце уходящего 2017 года в Казахстане состоялся исторический момент в истории страны: Нурсултан Назарбаев подписал новый Налоговый кодекс. Проект нового налогового кодекса стал одним из обсуждаемых. Ранний вариант документа сначала назвали недостаточно простым и понятным. Критике подвергся даже объём документа.

Изменения особо коснулись аграрного сектора, геологоразведки и недропользования, промышленности и инвестиций, СЭЗ. Согласно новому Налоговому кодексу к действующим налоговым режимам добавится ещё один – с использованием фиксированного вычета. Бизнесмены сами смогут выбрать, какой им использовать выгоднее. А ставку для индивидуальных предпринимателей, работающих по патенту, предполагается снизить с 2 до 1%.

Кроме того, раньше работодатель был обязан отчислять за работника ИПН, социальный налог, взносы в фонд социального страхования, пенсионные отчисления и с 1 июля – отчисления ОСМС. Выходило около 32%. Теперь социальный налог снизили с 11 до 9,5%.

Кроме того, планируется отменить неэффективные льготы и платежи.

В сфере налогового администрирования с целью установления ясных правил взаимодействия между органами госдоходов и налогоплательщиком введены принципы налогового администрирования, уточнены права и обязанности при проведении налоговых проверок.

Также изменится стоимость услуги по получению паспорта, за выдачу казахстанского паспорта устанавливается пошлина в размере 8 МРП или 19 240 тенге (1 МРП в 2018 году — 2405 тенге).

За удостоверение личности гражданина Казахстана новым Налоговым кодексом установлена прежняя госпошлина — в размере 0,2 МРП (481 тенге в 2018 году).

Не изменится и госпошлина за выдачу водительского удостоверения — 1,25 МРП (3 006 тенге в 2018 году).

Все условия для бизнеса – Договор о Таможенном кодексе ЕАЭС

Глава государства также подписал Закон РК "О ратификации Договора о Таможенном кодексе Евразийского экономического союза". Теперь для бизнесменов упрощается прохождение таможенного контроля, внедряется механизм "единого окна". Теперь таможенные органы не будут запрашивать у декларанта документы, которые могут быть ими получены из информационных систем государственных органов в рамках информационного взаимодействия.

Министр национальной экономики Тимур Сулейменов ранее разъяснял, что закон также предусматривает электронное декларирование.

"Не будет необходимости прикладывать какие-либо подтверждающие документы. Все необходимые сведения указываются в самой декларации. Декларирование на бумаге останется лишь в отдельных случаях – например, при технических сбоях", – пояснил министр.

Помимо акцента на информационные технологии появился ряд возможностей, позволяющих участникам внешнеэкономической деятельности оптимизировать свои расходы: к примеру, получить отсрочку по таможенным пошлинам и налогам.

Если по каким-либо причинам декларант не сможет сразу рассчитаться с бюджетом по таможенным пошлинам, то государство даёт ему право воспользоваться отсрочкой на месяц с уплатой процентов.

В отдельных случаях предоставляется рассрочка до шести месяцев без уплаты процентов. К примеру, при осуществлении поставок в рамках международных договоров, при ввозе сельхозтехники, посевных материалов, племенных животных, при ущербе в результате стихийного бедствия, технологической катастрофы или иных обстоятельств непреодолимой силы.

Таким образом Таможенный кодекс ЕАЭС облегчит ведение внешнеэкономической деятельности, позволит максимально использовать транзитный и экспортный потенциал стран-участниц Евразийского экономического союза.

Таможенный кодекс ЕАЭС по своей важности является вторым документом после Договора о Евразийском экономическом союзе. Он должен вступить в силу с 1 января 2018 года.

Жильё военнослужащим. Всем без исключения

Президент Казахстана в этом году подписал Закон Республики Казахстан "О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты Республики Казахстан по вопросам жилищных отношений", направленный на повышение престижа воинской службы, социально-правового статуса военнослужащих и их семей.

Целью закона стало создать все необходимые жилищные условия для казахстанских военнослужащих за счёт государства.

Теперь тем, кто решил связать свою жизнь с военной службой, ежемесячно перечисляют жилищные выплаты. Сумма этих выплат напрямую зависит от региона, где проживает военнослужащий.

Также одной из новелл закона стал жилищный вопрос членов семьи военнослужащих, погибших, умерших при прохождении воинской службы.

В этом случае государством предусмотрена единовременная денежная компенсация в размере рыночной стоимости нового жилья в регионе, в котором погибший, умерший военнослужащий проходил службу.

Кроме того, законом решён вопрос обеспечения жильём военнослужащих, получивших увечья или заболевания, вследствие чего снятых с воинского учета. Этим категориям военнослужащих также предлагается выплатить единовременную денежную компенсацию по рыночной стоимости нового жилья.

Защита прав казахстанцев в уголовном процессе

Закон, принятый по инициативе Президента Казахстана, предусматривает поправки в Уголовно-процессуальный кодекс, законы "Об оперативно-розыскной деятельности" и "О прокуратуре". Все эти законы Нурсултан Назарбаев подписал, чтобы:

  • Усилить защиту прав граждан в уголовном процессе и снизить его репрессивность.
  • Повысить состязательность в уголовном процессе, в том числе за счёт расширения прав адвокатов.
  • Расширить судебный контроль на досудебной стадии.
  • Распределить процессуальные полномочия.
  • Упростить уголовный процесс.

В 2017 году Президент уделял много внимания работе правоохранительных органов и следствию по уголовным делам. В октябре Нурсултан Назарбаев выступил с конкретными замечаниями.

"Что касается полиции, ещё много чего надо сделать. Мы в Уголовный кодекс, в Административный кодекс внесли изменения, но в вопросах следствия остаётся лазейка для того, чтобы давить на человека. Человек или адвокат должен участвовать в самом начале процесса. Или человека, допустим, осуждают по какой-то статье. Что он там проворовался или что-то такое сделал. И смотрит следователь: не хватает фактов для доказательств, – так вот, ему припаяют побочное: что его жена купила какой-то дом. И уже начинают судить по этому. Это в какие правовые рамки лезет вообще? И это делается следствием, потому что нет контроля от начала до доведения до суда. Сейчас мы над этим работаем", – сказал Нурсултан Назарбаев.

Не брать, оставить всё в Нацфонде – Президент

Деньги из Национального фонда – об этом говорили многочисленные депутаты, высокопоставленные чиновники. Точку в вопросе поставил Нурсултан Назарбаев, подписав Закон "О гарантированном трансферте из Национального фонда Республики Казахстан на 2018-2020 годы".

Законом предусматривается утверждение размера гарантированного трансферта из Нацфонда РК в республиканский бюджет на 2018-2020 годы.

Начиная с 2020 года, гарантированный трансферт в республиканский бюджет зафиксирован в абсолютном значении в тенге и установлен в размере 2 трлн тенге.

В целях плавного перехода на новое правило размер гарантированного трансферта из Нацфонда в республиканский бюджет будет снижен поэтапно:

  • в 2018 году – 2,6 трлн тенге;
  • в 2019 году – 2,3 трлн тенге;
  • в 2020 году и последующие годы – 2 трлн тенге.

В ноябре 2016 года глава государства заявил, что необходимо уменьшить целевые трансферты из Нацфонда.

"В целях сохранения средств Нацфонда, который нас выручает, мы его должны сохранять, в 2016 году поручаю сократить объём гарантированного трансферта на 400 млрд тенге. Не брать, оставить в Нацфонде. Такая возможность есть. Уменьшить целевой трансферт на 50 млрд тенге. Правительству надо предусмотреть расходы на реализацию моих поручений на предстоящий трёхлетний период в проекте бюджета на 2017-2019 годы. Аппарат Президента возьмёт этот вопрос под свой жёсткий контроль", – подчеркнул Нурсултан Назарбаев.

Спустя год стало известно, что за 10 месяцев 2017 года в Нацфонд поступило 1,6 трлн тенге, но сумма расходов достигла 4 трлн. По мнению аналитиков, уменьшение общего объёма Нацфонда происходит из-за резкого увеличения использования средств резерва при медленном росте поступлений.

Депутаты неоднократно поднимали вопрос по ситуации с Национальным фондом. Екатерина Никитинская предлагала внести поправки в Конституцию и обязать квазигосударственный сектор отчитываться перед Парламентом.

В декабре 2016 года премьер-министр Бакытжан Сагинтаев призвал умерить аппетиты, тратя деньги из Нацфонда.

Бюджет 2018-2020: сколько будет денег, сколько из них потратят

Нурсултан Назарбаев утвердил республиканский бюджет на 2018-2020 годы.

Все три будущих года расходная часть бюджета будет превышать доходную. Например, в 2018 году в казну поступит 8449,9 млрд тенге, а расходы составят 8949,6 млрд. Дефицит бюджета составит 639,6 млрд тенге или около 1,1% валового внутреннего продукта. Как ожидается, его перекроют за счёт трансферта из Национального фонда.

В 2019 и 2020 годах ситуация сохранится: госаппарат продолжит тратить больше, чем будет зарабатывать. Это видно по графику – дефицит не будет ниже 600 млрд тенге: в 2019-м он установлен на уровне 607,9 млрд, а в 2020-м – 654 млрд.

О том, почему расходная часть бюджета будет превышать доходную, можно прочитать здесь.

Все должны быть на родине. Даже преступники

В этом году Казахстан смог договориться о передаче осуждённых лиц с Саудовской Аравией, Сербией, а также Ираном. Теперь, если в этих странах граждане Казахстане будут признаны виновными в совершении преступлений и приговорены к отбыванию срока, они могут понести наказание на родине. Такое же соглашение у Казахстана есть с Китаем.

В 2016 году власти Китая передали Казахстану семь осуждённых.

Одним из громких случаев, связанных с экстрадицией граждан Казахстана, можно назвать ситуацию Акжаркын Турлыбай. Она была осуждена на пожизненное заключение в Китае за контрабанду наркотиков. 20-летняя студентка была задержана в аэропорту города Гуанчжоу. По словам девушки, она стала жертвой обмана: её подставили люди, с которыми она познакомилась в ночном клубе Алматы.

Семья осуждённой в Китае Турлыбай по-прежнему надеется на её возвращение, а её адвокат выразил надежду, что в скором времени по международному соглашению её экстрадируют в Казахстан. Позже он сообщил, что сейчас защита девушки рассматривает все возможные способы её возвращения на Родину.

Договор о передаче осуждённых у Казахстана есть также с Соединёнными Штатами Америки. Однако договор не всегда является гарантом передачи провинившихся в чужой стране казахстанцев. К примеру, стоит вспомнить случай с Диасом Кадырбаевым, которого обвинили в воспрепятствовании американскому правосудию при расследовании теракта.
Генеральная прокуратура Казахстана на протяжении многих лет пытается договориться с американскими коллегами о возможности отбывания остатка срока на родине заключённого, но переговоры не приносят результатов. Как пояснили в Генпрокуратуре, согласиться на экстрадицию Кадырбаева иностранным специалистам не позволяет серьёзность совершённого им преступления.

Новые правила дорожного движения

В октябре уходящего года в законную силу вступили поправки к Правилам дорожного движения. Теперь представитель правоохранительных органов при остановке авто обязан незамедлительно подойти к водителю, объяснить причину остановки, по требованию водителя предъявить служебное удостоверение и в случае фиксации нарушения предъявить соответствующие доказательства. Ранее полицейский мог просто озвучить причину остановки и предъявить служебное удостоверение.

Отныне если вы пассажир автомобиля, который остановил инспектор полиции, вы имеете право выйти из машины. Раньше этого делать было нельзя.

Если ранее в правилах было прописано, что "на дорогах с полосой для маршрутных транспортных средств не осуществляется движение и не производится остановка других транспортных средств на этой полосе, кроме общественного транспорта", то в новых поправках это не касается велосипедистов. Они могут ехать по полосе для общественного транспорта, правда, при условии, что рядом нет велосипедной дорожки.

Более подробно о том, что изменилось для казахстанских автолюбителей и велосипедистов, можно прочитать здесь.

Прокурорские проверки, и кто такой теперь следователь

Подписанный Президентом Закон "О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты Республики Казахстан по вопросам совершенствования правоохранительной системы" в корне поменял работу казахстанских следователей и прокуроров.

Теперь права следователя на обжалование решений прокурора расширены. Действия и решения следователя и дознавателя могут быть обжалованы начальниками следственного отдела и органа дознания.

Аналогично поступили и со следственными судьями: их полномочия тоже расширили. Что касается представителей органов национальной безопасности, то их наделили правом расследовать уголовные дела о коррупции в отношении сотрудников специальных госорганов, антикоррупционной службы и военнослужащих.

В Законе "О прокуратуре" особое внимание уделяется повышению доверия со стороны населения. А вот если говорить о проверках, то прокурорских проверок станет намного меньше: даже проверки по жалобам теперь будут поручаться компетентным органам.

Но прокуроры смогут проводить проверки только в случаях конфликта интересов в деятельности госоргана либо обжалования его решений, а также по поручению главы государства. В целях усиления гарантий для бизнеса будут регламентированы права проверяемых лиц.

Перераспределение власти в Казахстане

Инициатива Президента Казахстана о передаче части полномочий президента Правительству стала одной из самых обсуждаемых в 2017 году. Таким образом, в Казахстане часть полномочий президента передана парламенту и правительству. При этом Казахстан остается государством с президентской формой правления.

Теперь Правительство Казахстана ответственно за:

  • определение приоритетных секторов экономики в области индустриально-инновационной деятельности;
  • определение порядка разработки проекта республиканского бюджета;
  • установление порядка составления и предоставления отчёта о реализации стратегического плана;
  • создание специальных экономических зон;
  • определение перечня объектов, которые не могут быть переданы для целей государственно-частного партнёрства;
  • введение специального валютного режима на основе совместного представления Национального банка и соответствующих уполномоченных органов;
  • определение границ областей и городов республиканского значения;
  • определение перечня водохозяйственных сооружений, имеющих особое стратегическое значение;
  • утверждение перечня праздничных дат.

По согласованию с Президентом Казахстана Правительство ответственно за:

  • определение системы государственного планирования;
  • утверждение перечня объектов, в том числе стратегических, находящихся в государственной собственности и собственности субъектов квазигосударственного сектора, не подлежащих отчуждению.

Президент Казахстана также подписал Закон "О внесении изменений и дополнений в Конституцию Республики Казахстан". Согласно принятым поправкам Правительство слагает свои полномочия перед вновь избранным мажилисом. В свою очередь премьер-министр вносит представление главе государства о кандидатурах членов Правительства после консультаций с Мажилисом. Это правило не распространяется на министра иностранных дел, министра внутренних дел и министра обороны. Их назначает самостоятельно глава государства.

Комментируя поправки, Нурсултан Назарбаев сказал следующее:

"Всех волнует целостность нашей страны, стабильность государства, единство и дружба народа. Власть станет более сбалансированной, гибкой и эффективной. Принимаемые изменения системны по своей сути, они получили широкий общественный резонанс и одобрение".

Медицинское страхование

Первый день в 2017 году начался с новости о том, что в Казахстане вступил в силу закон об обязательном медицинском страховании. Работодатели начали отправлять отчисления в страховой фонд с 1 июля 2017 года, а очередь государства должна наступить с 1 января 2018 года.

Изначально обязательное социальное медицинское страхование планировали внедрить с января 2017 года. Соответствующий закон уже был подписан, однако буквально за несколько месяцев до назначенного срока в Министерстве здравоохранения и социального развития заявили, что не успевают, и попросили об отсрочке.

Причин для этого оказалось несколько. В том числе и утверждённые в 2016 году новые правила использования средств из государственного бюджета. Если раньше деньгами распоряжались местные власти сами, то теперь финансирование будет централизованным, а чтобы перестроиться, нужно время.

Отсрочку Минздрав также попросил для того, чтобы во всех регионах установить на одном уровне тарифы на оказание помощи пациентам с заболеваниями, относящимися к социально значимым. Речь идёт о таких болезнях как туберкулёз, ВИЧ, гепатиты "В" и "С", сахарный диабет, онкология, детский церебральный паралич.

Согласно принятому закону, работодатели будут вносить средства за своих работников в Фонд обязательного медицинского страхования. Процент ставки будет поэтапно повышаться: с 4 до 7%.

В случае, если работодатель прекратит делать отчисления в фонд и задолженность превысит 3 месяца, его сотрудник не сможет получить медицинскую помощь в рамках системы страхования.

От уплаты взносов в фонд освобождаются 15 категорий граждан, относящихся к социально уязвимым слоям населения.

С введением обязательного медицинского страхования грядут существенные перемены и в сфере оказания медицинских услуг детям. Если прежде школьные медпункты были подконтрольны Министерству образования и науки, то теперь их передадут на баланс Министерства здравоохранения и социального развития.

О том, как и кем будут делаться отчисления средств в фонд социального медстрахования, прочитать подробнее можно здесь.

Передаются полномочия от президента Правительству по образованию Республиканской бюджетной комиссии и определению порядка составления и представления годового отчёта об исполнении республиканского бюджета.

Также Правительству передаются полномочия определения по согласованию с президентом системы государственного планирования.

Вместе с тем за главой государства закрепляется право утверждения стратегических планов госорганов, непосредственно подчинённых и подотчётных президенту.

Также проектом Конституционного закона предусматривается передача Высшему судебному совету полномочия президента по установлению порядка выдачи удостоверений судьям.

100 млн долларов Кыргызстану: зачем?

Нурсултан Назарбаев в этом году подписал закон, предусматривающий оказание помощи Кыргызстану.

"Казахстанская сторона в целях содействия процессам интеграции Кыргызской Республики в Евразийский экономический союз окажет кыргызской стороне помощь, эквивалентную 100 миллионам долларов", – говорится в законе.

Помощь кыргызской стороне должна была ускорить реализацию мероприятий, предусмотренных "дорожными картами" по присоединению Кыргызской Республики к Евразийскому экономическому союзу.

Однако спустя некоторое время в Кыргызстане распространились слухи: соседняя республика отказывается от помощи на фоне происшедшего скандала между двумя братскими странами.

Позже министр финансов Казахстана Бахыт Султанов прокомментировал, насколько распространяемая информация достоверна.

Оказалось, что Кыргызская Республика не заявляла об отказе от технической помощи Казахстана в рамках присоединения к ЕАЭС, было заявлено об отказе от гуманитарной помощи, поскольку в ней отпала необходимость и все проблемы были уже решены.

"По части технической помощи, которая исходит из 100 млн долларов в рамках присоединения Кыргызской Республики к Евразийскому экономическому союзу, здесь каких-либо отказов на сегодняшний день не прозвучало. Мы в плановом порядке двигаемся по выделению средств из республиканского бюджета", – сообщил Бахыт Султанов.

Он отметил, что кроме Казахстана техническую помощь Кыргызстану оказывает и Россия.

Жизненно важные интересы страны

Летом 2017 года Нурсултан Назарбаев принял закон, проект которого вызвал резонанс в казахстанском обществе. В законе говорится о "жизненно важных интересах страны". Большинство не понимало, что скрывается под этой формулировкой. Дискуссии были вызваны и тем, что в законе говорилось о лишении гражданства Казахстана за акт терроризма.

В Министерстве юстиции при обсуждении законопроекта сообщили, что никаких новых статей в Уголовный кодекс РК ведомство вносить не будет. Однако в связи с необходимостью создания законопроекта по внесению изменений в УК предлагается ввести дополнительное наказание в виде лишения гражданства за "причинение тяжкого вреда жизненно важным интересам Казахстана".

"В соответствии с проектом под тяжким вредом жизненно важным интересам (республики. – Авт.) понимается вред, причинённый в результате совершения определённых преступлений. Число этих преступлений составляет 15 статей", – сообщал ранее директор департамента законодательства МЮ РК Дархан Игембаев.

Министерство юстиции РК перечислило статьи УК, которые подпадают под понятие "жизненно важные интересы республики":

  • Планирование, подготовка, развязывание или ведение агрессивной войны.
  • Пропаганда или публичные призывы к развязыванию агрессивной войны.
  • Производство, приобретение или сбыт оружия массового поражения.
  • Применение запрещённых средств и методов ведения войны.
  • Геноцид
  • Нарушение законов и обычаев войны.
  • Экоцид.
  • Преступное нарушение норм международного гуманитарного права во время вооружённых конфликтов.
  • Участие в иностранных вооружённых конфликтах.
  • Возбуждение социальной, национальной, родовой, расовой, сословной или религиозной розни.
  • Вооружённый мятеж.
  • Создание, руководство экстремистской группой или участие в её деятельности.
  • Незаконное собирание, распространение, разглашение государственных секретов.
  • Сдача или оставление противнику средств ведения войны.
  • Пропаганда или публичные призывы к захвату или удержанию власти, а равно захват или удержание власти либо насильственное изменение конституционного строя Республики Казахстан.

Что будет с пенсиями и пособиями по рождению ребёнка

Подписав Закон "О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты Республики Казахстан по вопросам социального обеспечения" Нурсултан Назарбаев повысил сумму пенсий и пособий по рождению ребёнка.

Закон коснулся всех пенсионеров, численность которых в Казахстане превышает 2 млн человек. С 1 июля 2017 года размер минимальной пенсии в нашей стране составляет 45 711 тенге.

Что касается повышения максимального размера дохода, принимаемого для назначения пенсий по возрасту, то он повышаются с 41 до 46 месячных расчётных показателей. Также в законе предусматривается перенос предусмотренного срока внедрения обязательных пенсионных взносов работодателя с 2018 на 2020 год.

Законопроектом также предусмотрено повышение единовременного пособия в связи с рождением ребенка на 20%.