Какие психологические приёмы используют мошенники, чтобы выманить деньги у казахстанцев
Согласно данным Министерства внутренних дел РК, с начала 2023 года по стране зарегистрировано более 13,7 тысяч фактов интернет-мошенничества. На уловки мошенников попадаются не только наивные и малообразованные люди, но и граждане с высшим образованием и высоким IQ.
Какие психологические приёмы используют мошенники и как им противостоять, разберёмся сегодня вместе с Fingramota.kz.
Какие психологические приёмы используют мошенники
Стереотипный портрет мошенника обычно таков: человек с низким эмоциональным интеллектом и неспособный понять чувства другого человека. Однако недостаток эмпатии не мешает преступникам манипулировать другими людьми. Они хорошие психологи, часто обаятельны, легко втираются в доверие граждан, вызывая их симпатию или сочувствие.
Также мошенники – отличные ораторы, они точно знают, какие словесные конструкции нужно использовать в тот или иной момент, с какой интонацией говорить и какой посыл вкладывать. К примеру, гражданам сообщают об оформленном без их участия кредите или о переводе денежных средств. Жертва пугается, на время теряет способность рационально мыслить, и здесь "заботливый" собеседник говорит, что может помочь – просто надо сообщить данные, а дальше якобы банк со всем разберётся.
Читайте также: Мошенники начали запрашивать личные данные казахстанцев от имени сотрудников Минюста
Часто мошенники играют на желании граждан быстро разбогатеть, особенно в наше время, когда вокруг так много мотивационных бизнес-курсов. Аферисты требуют решения здесь и сейчас – нет времени думать, говорят они жертве, иначе вы упустите свой шанс навсегда. И потом люди вкладывают деньги в сомнительные организации или берут займы у "чёрных кредиторов".
На людей преклонного возраста действует распространённая психологическая техника – давление авторитетом. Пенсионеры в большинстве своём привыкли доверять госорганам и полиции, поэтому если к ним обратится человек, представившийся сотрудником КНБ, ему поверят. И откликнутся на просьбу помочь представителю власти в поимке опасного преступника, даже если для этого нужно передать деньги или сообщить конфиденциальные данные. Если человек засомневается, ему начнут угрожать уголовной ответственностью за препятствование государственной спецоперации.
Мошенники становятся всё искуснее с развитием интернета и IT-технологий – они исследуют все нововведения, чтобы применить их в своих корыстных целях.
Как вычислить мошенников?
Признак №1: мошенники всегда первым вступают с вами в контакт. Они инициируют звонок или пишут посредством социальных сетей и предлагают заманчивые предложения или, играя на вашей доверчивости и страхе, выманивают деньги. Не относитесь легкомысленно к таким звонкам и сообщениям – это часть цифровой гигиены, которая обезопасит вас от мошенников.
Признак №2: разговор с мошенниками всегда крутится вокруг финансов. Злоумышленники представляются сотрудниками банка, госучреждений или крупных магазинов, но всегда их разговор с вами касается денег.
Читайте также: 3 млн тенге хотела отправить мошенникам на такси жительница Лисаковска
Признак №3: они просят сообщить конфиденциальную информацию. Ни один сотрудник банка или представитель правоохранительных органов не будет требовать от вас реквизиты платёжных карт, пароли и CVV-код. Это строго запрещено их служебной этикой. Поэтому ни в коем случае не делитесь личной информацией с посторонними, как бы они вас ни запугивали.
Признак №4: злоумышленники выводят на разные эмоции. Мошенники, как мы уже разобрались, знакомы с человеческой психологией, поэтому будут давить на все болевые точки и выводить из равновесия. Не теряйте голову и лучше сами позвоните в контакт-центр банка или госорган, чтобы уточнить детали.
Признак №5: вас торопят с принятием решения. Мошенники специально ставят своих жертв в ситуацию, когда у нее нет времени на раздумья. Сделайте сейчас либо пожалеете – таков посыл аферистов, потому что они знают, что в состоянии шока человек теряется. Если вас торопят и к чему-то принуждают незнакомцы, лучше поставьте разговор на паузу и обдумайте ситуацию. Вы всегда можете перезвонить в случае необходимости.
Как защититься от мошенников
1. Не забывайте о важности критического мышления – разговаривая с незнакомыми людьми, не позволяйте им давить на эмоции, анализируйте их слова и поступки. Помните, что вы ничего им не должны и имеете право не отвечать или уйти.
2. Не полагайтесь на свою уверенность – есть исследования, которые говорят, что излишняя уверенность только повышает риск стать жертвой мошенников. Вы не можете знать все схемы аферистов и их приёмы, поэтому будьте осторожны и бдительны.
3. Никогда не отвечайте сразу, берите время подумать – вас могут уверять, что предложение сгорит через пару минут, но это не так. Если вам предлагают действительно что-то стоящее, то оно точно не будет действовать такой короткий промежуток времени.
Читайте также: 2372 преступников разыскивают в Казахстане, более 500 из них – за мошенничество
4. Всегда советуйтесь с близкими, которым доверяете – со стороны ситуация может выглядеть не такой пугающей или однозначной. И вы можете получить ценный совет, который сбережёт вам деньги и нервы. Кроме того, человеку вне вашей ситуации проще анализировать и он быстрее заметит опасность.
5. Не разговаривайте с людьми, которые настойчиво вам что-то предлагают – лучше вежливо им откажите. Если вам сложно это сделать, то есть психологический приём со стоп-фразами – придумайте такую и используйте ее в разговоре. Например, "мне нужно обсудить это с сестрой" – так вы и не отказали напрямую, но и разговор закончили.
6. Не позволяйте на вас эмоционально давить – помните, что квалифицированные работники и должностные лица никогда не позволят себе играть на ваших чувствах. Они действуют по устойчивому алгоритму, и отступление от него может дорого им обойтись. А когда якобы сотрудник банка угрожает вам или выводит на эмоции – это знак, что разговор нужно прерывать и перед вами, скорее всего, мошенник.
7. Задайте конкретные вопросы и предупреждайте, что записываете – не бойтесь узнать данные того, кто звонит, адрес его работы, должность, а также детали ситуации, по которой вам позвонили. К тому же запись ответов не только испугает мошенников, но и поможет вам активировать свои аналитические навыки, которые отступили перед эмоциями, на которые начали давить.
Источник: Fingramota.kz