Как живёт село в Туркестанской области, где в 2016 году прошли массовые беспорядки. Репортаж
Ровно два года назад августовским вечером посёлок Сейфуллин в Мактааральском районе из обычного казахского аула превратился в место военных действий. В село стянули сотни полицейских и солдат национальной гвардии. Аул был полностью оцеплен. Контролировать ситуацию из Астаны прилетел занимавший тогда пост первого заместителя министра внутренних дел Марат Демеуов.
Две ночи подряд группы мужчин громили и сжигали дома и другое имущество жителей Сейфуллина, а сельчан избивали. Волну этих беспорядков вызвало сообщение о том, что 15-летний подросток таджикской национальности, возможно, изнасиловал семилетнюю девочку. В посёлке ввели комендантский час.
Погромы удалось остановить на третий день. Участников беспорядков задержали, подростка, подозреваемого в совершении сексуального насилия в отношении ребёнка, арестовали (позже посадили, в суде сторона обвинения доказала, что изнасилования не было, но было домогательство), его семья навсегда уехала из Сейфуллина. В ауле установился порядок.
Сейчас об этих жутких днях жители посёлка вспоминают неохотно.
"Это было недоразумение. Конфликт носил бытовой характер, не межнациональный, – говорит старейшина села Алтынбек Тораев. – Сейчас мы все живём мирно, ходим друг к другу на тои. Мы как одна большая семья".
Две нации – двое старейшин
Посёлок Сейфуллин по-другому еще называют "тәжік ауылы" (таджикский аул). Дело в том, что почти 80% местных жителей – этнические таджики, остальные 20% – казахи. Всё население села составляет около 2,5 тысячи человек.
Сейфуллин отличается от других аулов тем, что здесь система жизни чётко делится на два. В посёлке два языка общения, и школы двух видов. Старейшин села (биев) здесь тоже два.
Они традиционно обладают большим авторитетом и влиянием среди сельского населения. Практически все вопросы, а особенно самые острые, в ауле решаются только с их участием. Так было и в 2016 году, когда нужно было унять конфликт.
"Сельчане собрались и решили, что эту семью (где подросток обвинялся в сексуальном насилии) нужно вывезти из аула, – рассказывает Алтынбек Тораев, старейшина таджикской части населения Сейфуллина. – Они переехали отсюда, с тех пор мы их не видели".
"Мы сами встали на защиту братьев-таджиков, когда погромщики пришли в наш аул, – вспоминает 76-летний бий местных казахов Абу Искаков. – Беспорядки устроили жители соседних сел. Это обычный бытовой конфликт, хулиганство. Межнациональный вопрос в нашем поселке никогда не стоял. Мы детей между собой женим, о какой вражде может идти речь?".
Сказав это, Абу-ата показывает на своего товарища Шавката Акаева, который выдал двух дочерей замуж за казахов. Интернациональные семьи в селе Сейфуллина – далеко не редкость. Во всём Мактааральском районе, как оказалось, смешанными браками никого не удивишь.
Когда старшую из дочерей Шавката-акя украл казахский парень, чтобы жениться на ней, девушка первое время не смела показываться на глаза отцу. Боялась, что её больше не пустят на порог родного дома. Но Шавкат Акаев, к счастью молодых, благословил их, а потом во второй раз породнился с казахами.
"Главное, что они вышли замуж за мусульман. Упаси Аллах от кяфиров (неверных). От мусульманина точно вреда не будет", – заявляет мужчина.
"Главное, чтобы за китайцев замуж не выходили", – вмешивается в разговор другой житель Сейфуллина Арыстанбай Мырзахметов, чем вызывает громкий смех у собравшихся.
В доме у Алтынбека Тораева старейшины собрались, чтобы рассказать журналисту одно: в посёлке царит мир и покой.
"Мы, таджики, пришли на эту землю ещё до Великой Отечественной войны. В 30-х годах, во время голода наши предки перекочевали из Джизакского района в Узбекистане на территорию Южного Казахстана. Другими словами, спустились с гор в степи. Я сам родился в Казахстане, мои дети и внуки тоже здесь. Кроме Казахстана, у нас другой родины нет", – говорит Алтынбек Тораев.
Сейфуллин – не единственный аул в Мактааральском районе, где живут представители таджикского этноса. Смешанное население проживает в пяти сельских округах: Ералиев, Жана Ауыл, Достык, Калыбеков и Мактаарал. Местные жители занимаются, в основном, дехканством (сельским хозяйством).
В этом году, по словам мактааральцев, они собрали особенно славный урожай арбузов и дынь. Плоды получились сладкими, благодаря этому цены на бахчевые нынче были выше, чем в прошлом году. Сейчас, когда урожай весь собран, поля подготавливают для посева хлопка.
"В тридцатых годах на территорию Казахстана с юга переселилось около 300 таджикских семей, – рассказывает председатель таджикского этнокультурного центра Туркестанской области Юлдаш Султанов. – Сейчас нас намного больше. В регионе проживает около 55 тысяч представителей таджикской национальности".
Ромео и Джульета с казахскими и таджикскими корнями
История любви Эльмиры Айтугановой и Шавката Исматова похожа на легенду про Ромео и Джульетту, но со счастливым концом. Двенадцать лет назад молодые люди решили пожениться, но родители с обеих сторон были категорически против.
Пара начала встречаться ещё в школе, и взрослые не воспринимали всерьёз этот союз. Когда Шавкат и Эльмира, будучи уже студентами, сообщили им, что собираются пожениться, их мамы и папы приняли это решение в штыки. Семья Шавката желала видеть таджикскую невестку, а родные Эльмиры, естественно, хотели зятя-казаха.
После долгих уговоров родители парня наконец сдались. Оставалось только убедить семью девушки. К отцу Эльмиры сваты приходили два раза, и два раза получали отказ. Тогда Шавкат просто украл свою возлюбленную.
"Отец не разговаривал со мной полгода, потом со временем смирился. Любовь победила, – улыбается Эльмира. – Сейчас Шавкат – любимый зять у моих родителей. И по дому им поможет, когда в гости приходим, любую просьбу выполнит, и я счастлива с ним. А в семье мужа я прижилась быстро. У таджиков принято, чтобы невестки вставали ни свет, ни заря и подметали двор, а мне не позволяли этого делать. Относятся ко мне, как к родной дочери".
Сейчас у семейной пары уже трое детей. Шавката журналист Informburo.kz не застал дома, он был в отъезде. Эльмира рассказала, что они с мужем воспитывают дочь и двоих сыновей в казахских традициях. По её словам, супруг даже подумывает сменить своим детям национальность в их документах. Это даст им больше возможностей реализоваться в Казахстане, считает глава семьи.
Супруги, в свою очередь, давно для себя решили, что в будущем всегда поддержат детей, кого бы они ни выбрали в качестве половинки.
"Когда между людьми любовь и понимание, национальность совершенно неважна", - уверены они.