Как военные летчики готовятся к Боевому параду. Фоторепортаж
Такие мероприятия не проводились у нас уже несколько лет, поэтому предстоящее событие вызывает повышенный интерес у СМИ. Журналист Informburo.kz побывал в расположении 604-й авиационной базы BBC СВО РК, которая находится в Талдыкоргане, и узнал некоторые подробности будущего события.
Как правило, военные парады, посвященные какой-либо знаменательной дате, либо событию, обычно проводятся в столице той или иной страны. На них присутствуют первые лица государства, многочисленные почетные гости, иностранные военные атташе, пресса и т.д. Начищенные до зеркального блеска сапоги, идеально сидящая на участниках форма, свежеокрашенная техника – это непременные атрибуты подобных мероприятий. Всё делается для того, чтобы продемонстрировать военную мощь и создать атмосферу праздника.
Боевой парад имеет несколько другие задачи. Главное здесь не только показать военную технику, стоящую на вооружении различных родов войск, но и продемонстрировать её в действии. Боевые парады проводятся на полигонах, здесь обычно не бывает многочисленных гостей, и в целом всё очень напоминает обычные военные учения, с той лишь разницей, что в них одновременно принимают участие все наиболее боеспособные армейские базы и подразделения.
В Казахстане Боевой парад впервые был организован в 2013-м году. Однако в дальнейшем он не проводился несколько лет подряд. В стране праздновали 70-летие Победы в Великой Отечественной войне, проводилась военно-техническая выставка KADEX, затем EXPO-2017. На Боевые парады ни времени, ни средств у государства не было. И вот теперь, к очередной годовщине создания казахстанских Вооруженных сил, подобный парад решено организовать и провести.
Примечательно, что его сценарий министерство обороны держит в секрете. Пока известно о том, что событие произойдет 7-го мая на полигоне "Матыбулак". Он находится в ведении 40-й военной базы, расположенной в поселке "Отар" Жамбылской области. Условно мероприятие делится на сухопутную и авиационную составляющую, и, судя по всему, именно авиационная часть станет наиболее интересной и зрелищной. По крайней мере, наши военные летчики покажут то, чего раньше в Казахстане никогда не было.
Как мы уже писали ранее, в конце 2017-го буквально перед самым Новым годом, 604-я авиационная база, расположенная в Талдыкоргане, принимала гостей из России. Летчики-испытатели авиастроительной корпорации "Иркут" перегнали в Казахстан пару Су-30 СМ, многоцелевых истребителей поколения 4++. Таким образом, сейчас на вооружении казахстанских BBC стоят 8 этих суперсовременных машин, причём поступивших непосредственно с авиазавода и собранных специально для Казахстана в соответствии с рамочным контрактом между РГП "Казспецэкспорт" и корпорацией "Иркут".
С 2015-го Казахстан получает по 2 самолета в год. Совсем недавно стало известно, что до 2020-го наша страна получит в общей сложности 20 машин, т.e. почти две полноценные эскадрильи. Об этом мы подробно писали здесь. При этом, как отмечают в российской Объединённой авиастроительной корпорации ОАК, поставки самолётов в Казахстан осуществляются по внутренним российским ценам как союзнику России по Организации договора о коллективной безопасности (ОДКБ).
Как известно, эскадрилья в военно-воздушных силах постсоветских государств состоит из 12 машин с подготовленным лётным составом и техническим персоналом. Авиационный полк (в Казахстане, учитывая специфику наших Вооружённых сил, – авиационная база) состоит из 3 эскадрилий (36 машин). Эскадрилья является основным тактическим авиационным подразделением, способным самостоятельно выполнять широкий спектр всевозможных боевых задач, и в некоторых случаях может быть отдельной воинской частью.
Кроме того, Казахстан – очень важное звено в единой системе ПВО СНГ, так как контролирует обширную часть центрально-азиатского воздушного пространства. Все 12 бортов, которые казахстанские ВВС получат до 2020 года, войдут в боевой состав 604-й авиабазы в Талдыкоргане (в/ч 21751). Здесь же будут осуществлять подготовку личного состава для работы с этими самолётами.
Многоцелевой истребитель Су-30СМ (Flanker-С, по классификации НАТО) предназначен как для завоевания господства в воздухе, так и для нанесения ударов по наземным и надводным целям. В конструкции самолёта применено переднее горизонтальное оперение (ПГО) и двигатели с управляемым вектором тяги (УВТ). За счёт применения данных решений самолёт обладает сверхманевренностью. На Су-30СМ установлена многофункциональная радиолокационная станция управления (РЛСУ) "Барс". В состав бортового оружия истребителя входит широкая номенклатура авиационных средств поражения, включая ракеты класса "воздух – воздух" и высокоточное управляемое оружие класса "воздух – поверхность".
Таким образом, 7 мая будут продемонстрированы возможности боевого самолета, который в ближайшие годы должен стать основой казахстанских военно-воздушных сил. Что же планируется показать на Боевом параде?
– На Боевом параде группа самолетов, базирующаяся на аэродроме в Талдыкоргане – Су-30СМ – будет выполнять нанесение удара по наземной цели звеном, рассказывает командир 604-й авиабазы полковник Аскар Избасов. – Удар будет наноситься авиационными средствами поражения – авиационными бомбами ОФАБ-250-270.
– И далее будем уходить в зону ожидания, где к группе из 4-х самолётов присоединится ещё пара. В количестве 6 самолётов мы выполним пилотаж и заход на роспуск. Ведущий будет выполнять полупетлю, ведомые слева и справа – боевой разворот по типу "косой", нечётные ведомые выполнят разворот на 180 градусов, крен составит 60, а тангаж – 20 градусов. И так называемый "копчённый" – борт номер 6 в звене выполнит "бочку" в горизонтальной плоскости. Затем сбор и уход на аэродром.
Говоря более доступным языком, летчики из боевого подразделения "Барсы Жетысу" будут показывать групповой пилотаж сразу на шести Су-30СМ. Ранее в Казахстане никто ничего подобного не делал. У нас нет авиационной промышленности, и соответственно, отсутствуют такие крупные имиджевые проекты, как пилотажная группа "Русские Витязи". Казахстанские военные летчики не выступают на зарубежных авиашоу. Они летают на серийных самолетах, приписанных к боевым частям. Однако здесь, очевидно, уже выход на совершенно иной уровень.
Вот как, примерно, проходят тренировки:
Задача первая:
1. Cначала взлёт совершают 2 пары истребителей:
2. Затем вторая пара догоняет в воздухе первую:
Задача вторая:
1. Взлёт совершают 3 пары истребителей:Как видно по снимкам, самое сложное здесь – добиться синхронности, что получается не всегда.
– Основные полеты, которые мы сейчас выполняем – это полеты на групповую слётанность в составе шестерки, – рассказывает командир авиазвена Александр Орёл. - Сложность в том, что очень плотный боевой порядок. Необходимо строго выдерживать режимы, дистанции. Отработка роспуска – тоже очень сложная задача, имеющая свои нюансы. Мы только приступили к таким полётам, еще необходимо тренироваться. Иногда синхронности нет. Дальше будет красивее, так как мы будем тренироваться с отстрелом тепловых ловушек. Будет очень четко видна траектория каждого борта.
– Самое главное – необходимо выдержать строй. Любые отклонения сразу видны с земли – нарушается фигура. На малой высоте турбулентный воздух, тряска. Когда выполняется роспуск, необходимо точно выдерживать параметры, чтобы все траектории были одинаковыми. Расстояние между самолетами порядка 10 метров, иногда доходит до 5 метров. Высота – снижаемся до 200 метров, скорость около 700 км/ч. Входим на скорости 500 км/ч.
– Мы уже третий год летаем на этом самолете. Впереди ещё очень много видов лётной подготовки, которые необходимо освоить. Сейчас уже можем уверенно работать по наземным целям – одиночно и группой, отрабатываем перехват воздушных целей. Недавно наши молодые лётчики получили допуски в погодный минимум. Предстоит осваивать решение боевых задач в составе звена, а также отрабатывать воздушный бой.
– Времени у нас достаточно для того, чтобы в полном объему изучить полигон – и мишенную обстановку, и для того, чтобы подготовиться к выполнению фигур пилотажа, – дополняет рассказ молодого летчика командир авиабазы полковник Аскар Избасов. – Мы уже выполнили несколько лётных смен. Замечаний со стороны руководящего состава нет.
- Известно, что главное преимущество Су-30 СМ – это сверхманевренность. Уже освоили её?
- Наш лётный состав в этом практикуется сейчас. Для нас – это необходимый вид подготовки. Те лётчики, которые овладели сверманевренным пилотажем - однозначно становятся хозяевами положения в воздухе. Если нам будет поставлена соответствующая задача, мы её выполним. Все маневренные характеристики Су-30 СМ ещё не изучены. Машина новая, предстоит много работы.
– Готовы принять новые машины?
– Контракт заключен, и к концу года мы ожидаем ещё 4 самолета. Емкость аэродрома позволяет принять такое количество машин, сам аэродром – внеклассный. Есть подготовленный лётный состав, инженерно-техническое сопровождение, группа обеспечения. В принципе, количество людей сейчас превышает необходимый минимум для работы с 8-ю машинами, которые стоят на вооружении.
– Мы обязательно готовим так называемый "полуторный" комплект, чтобы по необходимости можно было всегда подменить того или иного лётчика. К примеру, если основной состав 5 человек, мы готовим 8. Это необходимый для постоянной боеготовности резерв. Сейчас у нас на полётах 6 экипажей, но при этом мы постоянно выполняем полёты с другими лётчиками, которые не будут участвовать в параде, но будут полностью к нему готовы, – завершает рассказ полковник Избасов.
И ещё один любопытный момент. Ниже представлены названия фигур сверхманевренного пилотажа, который можно выполнять на Су-30 СМ в режиме СДУ (Система дистанционного управления):
- Форсированный переворот на горке;
- Форсированный боевой разворот;
- Вращение по курсу;
- "Колокол";
- Поворот на горке;
- "Стянутая петля";
- Торможение;
- Переворот на вертикали;
- "Штопорная бочка";
- Форсированный разворот на 180 градусов на закритических углах атаки;
- Форсированная полупетля;
- Разворот с малым градусом;
- "Кобра";
- "Кобра с бочкой";
- Кульбит;
- Cкольжение на хвост;
- Проход в горизонтальном полете на углах атаки 60-70 градусов;
- Управляемый штопор (разворот по курсу на закритических углах атаки).