Такие мероприятия не проводились у нас уже несколько лет, поэтому предстоящее событие вызывает повышенный интерес у СМИ. Журналист Informburo.kz побывал в расположении 604-й авиационной базы BBC СВО РК, которая находится в Талдыкоргане, и узнал некоторые подробности будущего события.


Перед вылетом / Фото Григория Беденко

Как правило, военные парады, посвященные какой-либо знаменательной дате, либо событию, обычно проводятся в столице той или иной страны. На них присутствуют первые лица государства, многочисленные почетные гости, иностранные военные атташе, пресса и т.д. Начищенные до зеркального блеска сапоги, идеально сидящая на участниках форма, свежеокрашенная техника – это непременные атрибуты подобных мероприятий. Всё делается для того, чтобы продемонстрировать военную мощь и создать атмосферу праздника.


Предполётный осмотр борта экипажем / Фото Григория Беденко

Боевой парад имеет несколько другие задачи. Главное здесь не только показать военную технику, стоящую на вооружении различных родов войск, но и продемонстрировать её в действии. Боевые парады проводятся на полигонах, здесь обычно не бывает многочисленных гостей, и в целом всё очень напоминает обычные военные учения, с той лишь разницей, что в них одновременно принимают участие все наиболее боеспособные армейские базы и подразделения.


Финальная проверка оборудования / Фото Григория Беденко

В Казахстане Боевой парад впервые был организован в 2013-м году. Однако в дальнейшем он не проводился несколько лет подряд. В стране праздновали 70-летие Победы в Великой Отечественной войне, проводилась военно-техническая выставка KADEX, затем EXPO-2017. На Боевые парады ни времени, ни средств у государства не было. И вот теперь, к очередной годовщине создания казахстанских Вооруженных сил, подобный парад решено организовать и провести.




При взлёте Су-30 СМ даёт красивый тепловой след / Фото Григория Беденко

Примечательно, что его сценарий министерство обороны держит в секрете. Пока известно о том, что событие произойдет 7-го мая на полигоне "Матыбулак". Он находится в ведении 40-й военной базы, расположенной в поселке "Отар" Жамбылской области. Условно мероприятие делится на сухопутную и авиационную составляющую, и, судя по всему, именно авиационная часть станет наиболее интересной и зрелищной. По крайней мере, наши военные летчики покажут то, чего раньше в Казахстане никогда не было.


В Боевом параде примут участие 6 бортов / Фото Григория Беденко

Как мы уже писали ранее, в конце 2017-го буквально перед самым Новым годом, 604-я авиационная база, расположенная в Талдыкоргане, принимала гостей из России. Летчики-испытатели авиастроительной корпорации "Иркут" перегнали в Казахстан пару Су-30 СМ, многоцелевых истребителей поколения 4++. Таким образом, сейчас на вооружении казахстанских BBC стоят 8 этих суперсовременных машин, причём поступивших непосредственно с авиазавода и собранных специально для Казахстана в соответствии с рамочным контрактом между РГП "Казспецэкспорт" и корпорацией "Иркут".


Су-30 СМ – современный многоцелевой истребитель поколения 4++, обладающий сверхманевренностью / Фото Григория Беденко

С 2015-го Казахстан получает по 2 самолета в год. Совсем недавно стало известно, что до 2020-го наша страна получит в общей сложности 20 машин, т.e. почти две полноценные эскадрильи. Об этом мы подробно писали здесь. При этом, как отмечают в российской Объединённой авиастроительной корпорации ОАК, поставки самолётов в Казахстан осуществляются по внутренним российским ценам как союзнику России по Организации договора о коллективной безопасности (ОДКБ).


Один тренировочный вылет в среднем продолжается 40-50 минут / Фото Григория Беденко

Как известно, эскадрилья в военно-воздушных силах постсоветских государств состоит из 12 машин с подготовленным лётным составом и техническим персоналом. Авиационный полк (в Казахстане, учитывая специфику наших Вооружённых сил, – авиационная база) состоит из 3 эскадрилий (36 машин). Эскадрилья является основным тактическим авиационным подразделением, способным самостоятельно выполнять широкий спектр всевозможных боевых задач, и в некоторых случаях может быть отдельной воинской частью.


Перед посадкой в самолет / Фото Григория Беденко

Кроме того, Казахстан – очень важное звено в единой системе ПВО СНГ, так как контролирует обширную часть центрально-азиатского воздушного пространства. Все 12 бортов, которые казахстанские ВВС получат до 2020 года, войдут в боевой состав 604-й авиабазы в Талдыкоргане (в/ч 21751). Здесь же будут осуществлять подготовку личного состава для работы с этими самолётами.


Экипаж садится в самолет / Фото Григория Беденко

Многоцелевой истребитель Су-30СМ (Flanker-С, по классификации НАТО) предназначен как для завоевания господства в воздухе, так и для нанесения ударов по наземным и надводным целям. В конструкции самолёта применено переднее горизонтальное оперение (ПГО) и двигатели с управляемым вектором тяги (УВТ). За счёт применения данных решений самолёт обладает сверхманевренностью. На Су-30СМ установлена многофункциональная радиолокационная станция управления (РЛСУ) "Барс". В состав бортового оружия истребителя входит широкая номенклатура авиационных средств поражения, включая ракеты класса "воздух – воздух" и высокоточное управляемое оружие класса "воздух – поверхность".


В Боевом параде примут участие самолеты, которые прибыли с авиазавода всего 3 месяца назад / Фото Григория Беденко

Таким образом, 7 мая будут продемонстрированы возможности боевого самолета, который в ближайшие годы должен стать основой казахстанских военно-воздушных сил. Что же планируется показать на Боевом параде?


Аскар Избасов, командир 604-й авиабазы, полковник / Фото Григория Беденко

– На Боевом параде группа самолетов, базирующаяся на аэродроме в Талдыкоргане – Су-30СМ – будет выполнять нанесение удара по наземной цели звеном, рассказывает командир 604-й авиабазы полковник Аскар Избасов. – Удар будет наноситься авиационными средствами поражения – авиационными бомбами ОФАБ-250-270.


Разминка между вылетами / Фото Григория Беденко

– И далее будем уходить в зону ожидания, где к группе из 4-х самолётов присоединится ещё пара. В количестве 6 самолётов мы выполним пилотаж и заход на роспуск. Ведущий будет выполнять полупетлю, ведомые слева и справа – боевой разворот по типу "косой", нечётные ведомые выполнят разворот на 180 градусов, крен составит 60, а тангаж – 20 градусов. И так называемый "копчённый" – борт номер 6 в звене выполнит "бочку" в горизонтальной плоскости. Затем сбор и уход на аэродром.


Су-30 СМ пилотируют 2 летчика / Фото Григория Беденко

Говоря более доступным языком, летчики из боевого подразделения "Барсы Жетысу" будут показывать групповой пилотаж сразу на шести Су-30СМ. Ранее в Казахстане никто ничего подобного не делал. У нас нет авиационной промышленности, и соответственно, отсутствуют такие крупные имиджевые проекты, как пилотажная группа "Русские Витязи". Казахстанские военные летчики не выступают на зарубежных авиашоу. Они летают на серийных самолетах, приписанных к боевым частям. Однако здесь, очевидно, уже выход на совершенно иной уровень.

Вот как, примерно, проходят тренировки:

Задача первая:

1. Cначала взлёт совершают 2 пары истребителей:


Фото Григория Беденко


Фото Григория Беденко


Фото Григория Беденко

2. Затем вторая пара догоняет в воздухе первую:


Фото Григория Беденко


Фото Григория Беденко


Фото Григория Беденко

3. В составе пилотажной фигуры "ромб" звено проходит над полигоном и выполняет бомбометание по наземной цели:

Фото Григория Беденко


Фото Григория Беденко


Фото Григория Беденко

Задача вторая:

1. Взлёт совершают 3 пары истребителей:

Фото Григория Беденко


Фото Григория Беденко


Фото Григория Беденко

2. В составе пилотажной фигуры "пирамида" звено совершает показательный полёт над зрительской трибуной:

Фото Григория Беденко


Фото Григория Беденко

3. Затем следует роспуск звена с отстрелом ПИКС (тепловых ловушек). Это будет показано на генеральной репетиции основного мероприятия. Во время тренировок над аэродромом тепловые ловушки не отстреливаются.

Фото Григория Беденко


Фото Григория Беденко

Как видно по снимкам, самое сложное здесь – добиться синхронности, что получается не всегда.


Александр Орёл, командир авиационного звена, старший лейтенант / Фото Григория Беденко

Основные полеты, которые мы сейчас выполняем – это полеты на групповую слётанность в составе шестерки, – рассказывает командир авиазвена Александр Орёл. - Сложность в том, что очень плотный боевой порядок. Необходимо строго выдерживать режимы, дистанции. Отработка роспуска – тоже очень сложная задача, имеющая свои нюансы. Мы только приступили к таким полётам, еще необходимо тренироваться. Иногда синхронности нет. Дальше будет красивее, так как мы будем тренироваться с отстрелом тепловых ловушек. Будет очень четко видна траектория каждого борта.


Полёты продолжаются полный световой день / Фото Григория Беденко

– Самое главное – необходимо выдержать строй. Любые отклонения сразу видны с земли – нарушается фигура. На малой высоте турбулентный воздух, тряска. Когда выполняется роспуск, необходимо точно выдерживать параметры, чтобы все траектории были одинаковыми. Расстояние между самолетами порядка 10 метров, иногда доходит до 5 метров. Высота – снижаемся до 200 метров, скорость около 700 км/ч. Входим на скорости 500 км/ч.




Рулёжка на стоянку / Фото Григория Беденко

– Мы уже третий год летаем на этом самолете. Впереди ещё очень много видов лётной подготовки, которые необходимо освоить. Сейчас уже можем уверенно работать по наземным целям – одиночно и группой, отрабатываем перехват воздушных целей. Недавно наши молодые лётчики получили допуски в погодный минимум. Предстоит осваивать решение боевых задач в составе звена, а также отрабатывать воздушный бой.


Послеполётное обслуживание борта / Фото Григория Беденко

– Времени у нас достаточно для того, чтобы в полном объему изучить полигон – и мишенную обстановку, и для того, чтобы подготовиться к выполнению фигур пилотажа, – дополняет рассказ молодого летчика командир авиабазы полковник Аскар Избасов. – Мы уже выполнили несколько лётных смен. Замечаний со стороны руководящего состава нет.


Производственное совещание / Фото Григория Беденко

- Известно, что главное преимущество Су-30 СМ – это сверхманевренность. Уже освоили её?

- Наш лётный состав в этом практикуется сейчас. Для нас – это необходимый вид подготовки. Те лётчики, которые овладели сверманевренным пилотажем - однозначно становятся хозяевами положения в воздухе. Если нам будет поставлена соответствующая задача, мы её выполним. Все маневренные характеристики Су-30 СМ ещё не изучены. Машина новая, предстоит много работы.


Иногда лётчики снимают пилотаж из кабины на камерофоны / Фото Григория Беденко

– Готовы принять новые машины?

– Контракт заключен, и к концу года мы ожидаем ещё 4 самолета. Емкость аэродрома позволяет принять такое количество машин, сам аэродром – внеклассный. Есть подготовленный лётный состав, инженерно-техническое сопровождение, группа обеспечения. В принципе, количество людей сейчас превышает необходимый минимум для работы с 8-ю машинами, которые стоят на вооружении.


Самое сложное у наших военных летчиков ещё впереди / Фото Григория Беденко

– Мы обязательно готовим так называемый "полуторный" комплект, чтобы по необходимости можно было всегда подменить того или иного лётчика. К примеру, если основной состав 5 человек, мы готовим 8. Это необходимый для постоянной боеготовности резерв. Сейчас у нас на полётах 6 экипажей, но при этом мы постоянно выполняем полёты с другими лётчиками, которые не будут участвовать в параде, но будут полностью к нему готовы, – завершает рассказ полковник Избасов.


Сверхманевренность Су-30СМ до конца не изучена / Фото Григория Беденко

И ещё один любопытный момент. Ниже представлены названия фигур сверхманевренного пилотажа, который можно выполнять на Су-30 СМ в режиме СДУ (Система дистанционного управления):

  • Форсированный переворот на горке;
  • Форсированный боевой разворот;
  • Вращение по курсу;
  • "Колокол";
  • Поворот на горке;
  • "Стянутая петля";
  • Торможение;
  • Переворот на вертикали;
  • "Штопорная бочка";
  • Форсированный разворот на 180 градусов на закритических углах атаки;
  • Форсированная полупетля;
  • Разворот с малым градусом;
  • "Кобра";
  • "Кобра с бочкой";
  • Кульбит;
  • Cкольжение на хвост;
  • Проход в горизонтальном полете на углах атаки 60-70 градусов;
  • Управляемый штопор (разворот по курсу на закритических углах атаки).