Как в Талдыкоргане встречали новые истребители Су-30СМ. Фоторепортаж
В канун Нового года казахстанские военные авиаторы получили прекрасный подарок. На авиабазу в Талдыкоргане поступили четыре новейших многоцелевых истребителя Су-30СМ. С авиазавода в российском Иркутске самолёты перегоняли российские лётчики-испытатели.
В декабре 2018 года российская авиастроительная корпорация "Иркут" выполнила контракт на поставку для военно-воздушных сил нашей страны 12 современных многоцелевых истребителей Су-30СМ. 19 декабря на авиабазу в Талдыкоргане прибыли машины с бортовыми номерами 9 и 10, а 25-го – пришли 11-й и 12-й борт. Таким образом, впервые в Казахстана сформирована полноценная эскадрилья из новейших боевых самолётов поколения 4++.
Как известно, эскадрилья в военно-воздушных силах постсоветских государств состоит из 12 машин вместе с подготовленным лётным составом и техническим персоналом. Авиационный полк (в Казахстане, учитывая специфику наших Вооружённых сил, – авиационная база) состоит из 3 эскадрилий (36 машин). Эскадрилья является основным тактическим авиационным подразделением, способным самостоятельно выполнять широкий спектр всевозможных боевых задач, и в некоторых случаях может быть отдельной воинской частью.
Рамочный контракт с корпорацией "Иркут" предполагает поставку для казахстанских ВВС в общей сложности 20 единиц воздушной техники до 2020 года. В 2019-м должны быть построены и переданы Силам воздушной обороны РК ещё 8 машин (об этом чуть позже). Су-30СМ поставляются в Казахстан по ценам, установленным для российской армии, так как наша страна является активным участником ОДКБ. Кроме того, Казахстан – очень важное звено в единой системе ПВО государств СНГ, контролирующее обширную часть центрально-азиатского воздушного пространства. К настоящему времени все 12 бортов вошли в боевой состав 604-й авиабазы в Талдыкоргане (в/ч 21751). Здесь же будут осуществлять подготовку личного состава для работы с этими самолётами.
Машины с авиазавода перегоняли российские лётчики-испытатели Сергей Манадышев, Евгений Аверьянов, Максим Конюшин и Сергей Михайлюк. Первым на авиабазу прибыл борт №11, который пилотировали Манадышев и Аверьянов. Перед посадкой экипаж устроил миниатюрное авиашоу – продемонстрировал несколько пилотажных фигур на малой высоте. На аэродроме российских лётчиков ждал тёплый приём.
– Поставка этих самолётов позволила осуществить унификацию авиационного парка казахстанских ВВС, – рассказал в интервью informburo.kz командующий ВВС генерал-майор авиации Даурен Косанов. – Раньше у нас было 8 типов боевых самолётов. Это в определённой степени создавало сложности в их обслуживании и подготовке личного состава. Сейчас будем приходить к единой базовой модели. Основным ударным средством нашей фронтовой истребительной авиации будет Су-30СМ. Это уникальный самолёт, который может работать и по воздуху, и по земле, и по морским целям.
Речь идёт о боевых самолётах третьего поколения, которые уже сняты с вооружения в Казахстане. Это бомбардировщик Су-24, истребители-бомбардировщики МиГ-23 и МиГ-27. В настоящее время в состав фронтовой авиация Казахстана входят истребители Су-30СМ, Су-27, МиГ-29, МиГ-31, модернизированный бомбардировщик Су-25УБМ и Су-25БМ.
– В 2019 году предполагается получить ещё 8 самолётов Су-30СМ, – рассказал далее командующий ВВС. – Две полные эскадрильи будут здесь, на 604-й авиабазе в Талдыкоргане (в/ч 21751), в дальнейшем мы продолжим оснащать другие авиационные базы. Су-30 CМ пойдут в Шымкент и в Караганду. Су-27 мы продолжаем эксплуатировать. Эти самолёты у нас свои возможности ещё не исчерпали. На сегодняшний день Су-27 базируются у нас в Актау. Они буду охранять воздушное пространство на западных рубежах.
– Мы осуществили перегон ещё четырёх машин Су-30СМ в рамках действующего контракта между Россией и Казахстаном для ВВС Казахстана, – сообщил Сергей Михайлюк. – Перегон прошёл штатно, без каких-либо проблем. Погода и на аэродроме вылета и на аэродроме прилёта благоприятствовала этому. Самолёты, как и всегда, нас не подвели.
– Основная особенность – самолёт позволяет одновременно вести работу по воздушным и по наземным целям. Существует такой режим работы, который позволяет это делать, – продолжил тест-пилот. – Оба пилота способны управлять самолётом, но обычно второй дублирует и выполняет основные функции по работе комплекса. Этот самолёт имеет очень сложный комплекс – станция радиолокационная и оптико-локационная станция, которая обнаруживает и уничтожает воздушные и наземные цели – требующий серьёзных навыков в работе. Конечно, очень здорово, что самолёт позволяет двум пилотам решать такие задачи. Одному воевать и одновременно управлять сложновато.
– Машина может вести сверхманёвренный воздушный бой, для того чтобы за минимальное время завоевать тактическое превосходство в воздухе. Или уйти от атаки противника, сорвать её. Тем более что режим "сверхманёвренность" – управляемые сопла и аэродинамика – позволяет ломать траекторию мгновенно. Это то, что не делают другие самолёты. В моём понимании, это лучшее на сегодняшний день, что было создано по своим лётным характеристикам, – завершил рассказ Сергей Михайлюк.
Тактико-технические характеристики Су-30СМ:
Су-30 СМ (серийный модернизированный) – российский многоцелевой двухместный тяжёлый истребитель поколения 4++. Самолёт оборудован двумя двухконтурными форсированными турбореактивными двигателями АЛ-31ФП с управляемым вектором тяги, что придаёт ему сверхманёвренность. Это считается его главным преимуществом.
Именно Су-30 СМ, модификация для российских Вооружённых сил, считается самой продвинутой в семействе аналогичных машин, поставляемых на экспорт. Истребитель создавался в рамках совместного российско-индийского проекта с локализацией производства в Индии. Эта машина носит индекс Су-30 МКИ. На сегодняшний день в Индии находится самая большая группировка Су-30, около 225 машин. Истребители семейства Су-30 кроме Казахстана и России состоят на вооружении восьми стран мира. Это Алжир, Венесуэла, Вьетнам, Индия, Индонезия, Китай, Малайзия и Уганда.
Су-30 CМ создавался как самолёт для командного боя, поэтому он – двухместный. Истребитель оснащён бортовым ПФАР-радаром, получивший наименование Н011 "Барс", который значительно превосходит все ранее размещавшиеся на истребителях семейства Су-27 аналогичные системы. С помощью этого узла тяжёлый истребитель фактически берёт на себя функции самолёта дальнего радиолокационного обнаружения (ДРЛО). К примеру, истребитель противника Су-30 может обнаружить на удалении до 140 километров, группу танков – до 50 км, а морские цели – до 120 км. Самолёт может не только поражать воздушные, наземные и надводные цели с помощью собственного ракетного вооружения, но и наводить на них истребители-бомбардировщики с меньшим радиусом обнаружения целей. Применительно к Казахстану – это модернизированные Су-27.
Если добавить к этому современную компьютерную начинку и сверхманёвренность, иногда выходящую за пределы аэродинамики, то Су-30 превращается в грозную многоцелевую воздушную платформу, которая способна наносить потенциальному противнику огромный ущерб. На Су-30 установлено множество современных узлов, таких как оптический радар обнаружения целей, а также встроенный в шлем лётчиков интерфейс системы наведения вооружения. Он позволяет управлять боевыми системами самолёта буквально поворотом головы.
Су-30 считается истребителем поколения 4++, то есть по своим тактико-техническим характеристикам он вплотную приближен к "пятым". Это, как известно, такие машины, как американские F-22 Raptor и F-35 Lightning II, новейший российский Су-57 и китайский J-20. Единственное, что отсутствует у Су-30 – стелс-технологии. Однако это вопрос концептуальный. С таким мощным бортовым радаром как "Барс" самолёт легко обнаруживается потенциальным противником. А стелс-истребители и бомбардировщики атакуют противника скрытно, с выключенными радарами – цель для них обычно подсвечивает самолёт ДРЛО, находящийся на значительном удалении (который, кстати, весьма уязвим). Су-30 же работает в открытую, с применением мощных средств радиоэлектронной борьбы (РЭБ). В качестве систем радиоэлектронной борьбы на Су-30 СМ применяются российские "Хибины" и "Сорбция-С". Расчёты показывают, что они могут не только "ослепить" радары вражеских истребителей, но вывести из строя целые наземные комплексы ПВО.
Казахстанские Су-30СМ способны также поражать наземные цели с помощью бортового вооружения различной номенклатуры, в частности неуправляемыми авиационными ракетами (НАР). Для выполнения учебных задач в 50 километрах от авиабазы в Талдыкоргане функционирует полигон "Кызылагаш".
Су-30СМ активно применялся в Сирии Воздушно-космическими силами России. Опыт этой военной кампании показывает, что авиация сегодня является грозной силой на любом театре военных действий, даже таком запутанном и специфическом, как сирийская гражданская война. И массированное применение авиационных средств может за довольно короткий период кардинально изменить ход таких вооружённых конфликтов.
В 2005 году Су-30 МКИ ВВС Индии показал превосходство над F-16 и F-15 C/D Eagle ВВС США в учебных боях. В 2015-м в Великобритании в рамках международных учений "Индрахануш" ("Радуга") были проведены учебные бои между истребителями Eurofighter Typhoon КВВС Великобританиии и Су-30 МКИ ВВС Индии. Индийские ВВС одержали победу над ВВС Британии со счётом 12:0.
Технические характеристики:
Экипаж: 2 человека.
Длина: 21,9 м.
Размах крыла: 14,7 м.
Высота: 6,36 м.
Площадь крыла: 62 м².
Масса:
пустого: 18 800 кг;
нормальная взлётная: 24 900 кг;
максимальная взлётная: 34 500 кг;
предельная взлётная: 38 800 кг;
топлива: 9 640 кг.
Двигатель: 2×ТРДДФ "АЛ-31Ф" (АЛ-31ФП на Су-30СМ)
Тяга:
максимальная бесфорсажная: 2×7770 кгс;
на форсаже: 2×12500 кгс;
углы отклонения вектора тяги (для АЛ-31ФП): ±16° в любом направлении, ±20° плоскости;
скорость отклонения вектора тяги (для АЛ-31ФП): 60°/с;
масса: 1520 кг.
Максимальная эксплуатационная перегрузка: +9 G
Лётные характеристики
Максимальная скорость:
у земли: 1350 км/ч (М=1,13);
на высоте: 2125 км/ч (М=1,9-2,0 для варианта с ПГО).
Дальность полёта:
у земли: 1270 км;
на высоте: 3000 км;
боевой радиус: 1500 км.
Продолжительность полёта: 3,5 ч (без дозаправок).
Практический потолок: 17 300 м.
Скороподъёмность: 13 800 м/мин (230 м/с).
Длина разбега: 550 м.
Длина пробега: 750 м.
Тяговооружённость:
при нормальной взлётной массе: 1,00;
при максимальной взлётной массе: 0,84;
при предельной взлётной массе: 0,76.
Нагрузка на крыло:
при нормальной взлётной массе: 398 кг/м²;
при максимальной взлётной массе: 532 кг/м².
Вооружение
Пушечное: 30-мм встроенная пушка ГШ-30-1.
Точки подвески:12.
Боевая нагрузка: 8000 кг (до 10,4 т по РЛЭ).
Подвесное вооружение:
6 управляемых ракет средней дальности Р-77, Р-27Р или Р-27ЭР, Р-27Т или Р-27ЭТ с ТГС и 6 ракет ближнего боя Р-73 с ТГС.
Свободнопадающие бомбы массой по 500 кг (до 8 единиц) или по 250 кг (28 единиц).
Контейнеры КМГ-У (до 7 единиц) или блоки НАР С-13 и С-8 (до 4 единиц).
Возможны различные комбинации управляемого и неуправляемого вооружения различного класса.