Как умирают куртизанки: в ГАТОБ им. Абая готовятся к новой "Травиате". Закулисье
До премьеры новой "Травиаты" несколько дней, поэтому прогоны в самом разгаре: оркестр в полном составе на рабочем месте, на сцене около сотни артистов, наряженных в костюмы 19 века, в зале потушен свет. В центре зала режиссёр Ляйлим Имангазина и балетмейстер Гульжан Туткибаева, вместе они решают творческие задачи: что артистам делать с веерами, в какую сторону разворачиваться хору и в какой точке остановиться лучше солистам. "Хор, не стоим свечкой – восхищаемся, комментируем, пока поют", – командует г-жа Имангазина. Хор поёт и комментирует.
Репетируют второй акт "Травиаты" – бал-маскарад у Флоры (роль досталась Оксане Давыденко), подруги главной героини – куртизанки Виолетты (её партию поёт Жамиля Баспакова). Тенор Нуржан Бажекенов, играющий роль Альфреда, бросает в лицо Виолетты деньги и уезжает прочь.
"Травиата" – одна из самых известных итальянских опер о la traviata, то есть "заблудшей" (в переводе с итальянского) куртизанке, умирающей от туберкулёза. Сначала опера была освистана, а теперь она одна из самых популярных постановок в мире. Роскошная музыка Верди, драматичное либретто по мотивам романа Александра Дюма-сына "Дама с камелиями" и потрясающие партии, о которых мечтают все оперные певцы, – вот он, секрет успеха на сотни лет.
"Травиата" – это опера большого стиля, – говорит Вячеслав Окунев, художник-постановщик спектакля, приглашённый уже на восьмой спектакль в ГАТОБ им. Абая, – поэтому всё в ней – и костюмы, и декорации, и интерьер – сделано подробно и как можно более точно. Нам хотелось, чтобы побывав на этом спектакле, зритель полюбил оперу всем сердцем и вкусил всю её прелесть, ведь опера – это такой жанр, который способен остановить время, замедлить его ход. В опере человек отдыхает и получает почти музейное ощущение: на вечер время останавливается, специально для вас играет огромный оркестр, сменяются роскошные декорации и поют певцы с блестящими вокальными данными, и это очень дорогое ощущение".
Для такого знаменитого художника-постановщика как Вячеслав Окунев это уже девятое обращение к "Травиате", он ставил эту оперу 8 раз по всему миру – от Санкт-Петербурга до Белграда и Кишинёва. По его словам, постановки были разные – и классические, и современные, где действия разворачиваются, например, в Париже в наши дни. Новая "Травиата" в театре оперы и балета им. Абая будет академичной. "Необязательно ломать хребет опере, чтобы рассказать эту трогательную и эмоциональную историю, – рассказывает Вячеслав журналистам. К тому же переносить оперные сюжеты в современность стало своего рода шаблоном, мы решили от этого отказаться и обратиться к 60-м годам 19 века".
По словам Вячеслава, с точки зрения художественной части, постановка в ГАТОБ им. Абая – это улучшенная форма всех его предыдущих постановок. Из прошлых спектаклей он взял только самое удачное. "Мне нравился костюм Виолетты, и я его повторил, уж очень он хорош, есть ещё какие-то находки, которые нашли новую жизнь в этом спектакле, но в остальном, особенно что касается фонов, – это оригинальные разработки", – делился он с журналистами. Оказывается, центральная композиция на сцене – это мозаика из репродукций. "Кто-то угадает росписи Пуссена, кто-то ещё что-то, но я вам скажу, что на самом деле это работа с фотошопом", – смеётся он. Кроме того, для нового спектакля было сшито боле 150 костюмов, каждый практически в единичном экземпляре, костюмы разные по силуэту, цвету, отделке. "У вас работают замечательные мастера, которые шьют потрясающие исторические костюмы, – хвалит коллег Вячеслав. – И ведь это особая, уже вымирающая профессия – никто больше не делает такой работы".
Чтобы познакомить общественность с представителями редкой профессии, журналистов впервые пригласили в театральный цех по пошиву костюмов, здесь работает 14 человек: 9 швей, 2 художника, 2 закройщика и заведующая цехом. Если для публики новый спектакль в репертуаре – это праздник, то для них это ещё и рабочие будни, всегда шьётся около ста пятидесяти, а то и больше новых костюмов.
Сегодня они могут декорировать байкерские косухи – как для оперы "Кармен", а завтра отшивать бальные платья и смокинги 19 века или костюмы казахских ханов. Здесь и шьют, и вышивают, и аппликации делают, и, если нужно, – роспись. Наталья Иванова Клещёва – швея и работает здесь уже 16 лет, она специалист по мужским костюмам. Именно к ней бегают на примерки и подгон одежды все теноры и баритоны.
"Шьём к премьере или если кто-то новый входит в состав, – рассказывает она. – Работать очень интересно, ведь и художники всегда разные: и наши, и россияне, и итальянцы, и эпохи тоже – видно, как трансформировался костюм, менялась мода, и наблюдать за этим очень любопытно. Поскольку шьём всегда с запасом, на всякий случай, бывает, подгоняем вещи, ведь здесь все костюмы должны не только красиво выглядеть, но и сидеть хорошо, и по фигуре, чтобы ничего не отвлекало от творчества". Журналисты под впечатлением и не могут остановиться. Просят показать всё, что скрыто от посторонних: нас ведут в костюмерные и склады, где хранится одежда.
Первым показывают склад для артистов хора. В огромном помещении, где сотни костюмов, всё по полкам: тут – костюмы из опер "Богема" и "Лючия Ди Ламмермур", там – из "Фауста" и "Любовного напитка", здесь – из оперы "Тоска" и оперетты "Весёлая вдова". У каждого артиста свой именной костюм, на котором бирка с подписью. Головные уборы отдельно: шляпы, короны, перья, саукеле и даже кокошники (их используют в постановке "Царская невеста"). Одежда для солистов – в другом помещении.
На складе вещей для артистов балета – десятки пачек и диковинных костюмов. "Это ещё не все, – говорят сотрудники, – большая часть костюмерной уехала вместе с артистами на гастроли по Казахстану". А когда мы обнаружили забавный костюм соблазнительницы – с колокольчиками, из оперы Моцарта "Похищение из сераля", рука сама потянулась к телефону сделать селфи.
Интересно, что головной убор оказался мал! "У балерин головки очень маленькие, они же совсем миниатюрные девочки", – пояснила хранительница Салтанат. "Мы вроде тоже не гиганты", – смеялись журналисты. Как в таком головном уборе легко и грациозно танцевать, да ещё и соблазнять, мы так и не поняли. Вот оно, искусство! А чтобы вдохновиться им по-настоящему, встречаемся в государственном театре оперы и балета им. Абая 11 и 12 июня на премьере оперы "Травиата".