Как собрать команду мечты? Отвечают 4 HR-директора
Цифровизация, автоматизация и роботизация процессов заберут у нас работу? Искусственный интеллект станет главным креативным драйвером процессов и понятие человеческого таланта уже не будет иметь ценности? Когда всё это произойдёт и возможно ли подготовиться рядовому сотруднику и hr-специалисту? Да, да, у нас тоже куча вопросов к рынку труда в Казахстане и мире. Именно поэтому мы, Informburo.kz, совместно с сервисом "OLX Работа"инициировали серию интервью с тренд-сеттерами казахстанского HR: HR-директорами компаний KCell, Verny Capital, Sulpak и Air Astana.
Интересная статистика от "OLX Работа":
– Раздел "OLX Работа" ежемесячно посещают 1,3 млн уникальных пользователей;
– На одну вакансию, размещённую в разделе "OLX Работа", в среднем за месяц откликаются 26 раз;
– В среднем на одну вакансию, размещённую в разделе "OLX Работа", приходится шесть активных соискателей.
НАЙТИ РАБОТУ
Арина Епихина, директор департамента управления персоналом в Sulpak
Почему вы выбрали HR?
Не я выбрала HR-сферу, а она меня. Окончив университет, я отправилась на поиски работы юриста в крупную компанию. В Sulpak мне предложили временно поработать ассистентом отдела кадров, а спустя время перейти в юридический отдел, и вот я уже 15 лет работаю в департаменте управления персоналом: за 6 лет прошла все этапы карьерного роста внутри департамента, а в 2010 году была назначена HR-директором.
Идеальный соискатель. Какой он?
Super-productive (суперпродуктивный) – умеет ставить перед собой цели, достигает их, обладает знаниями, является экспертом в своей области, вовлекается и решает вопросы, инициативный, ответственный, умеет работать как самостоятельно, так и в команде. Во время собеседования с таким кандидатом приятно вести диалог, понятны его человеческие качества.
Какие навыки наиболее актуальны в 2019 году?
Источником Future of JobsReport на World Economic Forum представлен Тор 10 Skills 2015vs2020, и на первом месте "Комплексное многоуровневое решение проблем" – на 100% подтверждается моим опытом.
Навыки, которые не теряют актуальности, – это умение взаимодействовать с людьми и эмоциональный интеллект.
Как компании стать HR-брендом?
Быть стабильной, давать возможности горизонтального и вертикального роста, предоставлять прозрачные условия труда, держать слово перед сотрудниками, ориентироваться на реальные потребности сотрудников, – всё это можно построить только на диалоге.
Что будет с HR через 10 лет?
HR укрепится как неотъемлемая часть достижения бизнес-показателей. Конкуренция растёт и люди (человеческие навыки и интеллект) играют ключевую роль в успехе. Автоматизация и диджитализация не обойдут стороной и HR-практики. Но даже через 10 лет HR is about People – в подтверждение статья глобального Forbes (Ten HR Trends in the Age of Artificial Intellingence).
Каково работать с миллениалами?
Это самое образованное поколение, главное для них – правильно поставленная цель, мгновенное признание в формате "деньги, развитие и гибкий график". Кажется, всё очевидно. Компания даёт money, development, work-life balance, – и вы обладатели эффективных эхо-бумеров. Но не всё так просто.
За потребностями миллениалов стоят определённые ценности – они хотят быть частью чего-то большого, они хотят влиять и решать вопросы, приносить пользу, получать признание и заботу.
Евгения Ни, вице-президент по управлению персоналом и административным вопросам в Air Astana
Почему вы выбрали HR?
Специально не выбирала, но всегда была неравнодушна к организации труда и менеджмента в организации.
Идеальный соискатель. Какой он?
Нет однозначного ответа. Нужно быть собой и обладать теми компетенциями, которые важны для должности. Важно, когда мы, компания и кандидат, совпадаем по ценностям. Навыки можно привить, знания получить, компетенции развить, а ценности – это то, что заложено. И здесь мы должны совпасть.
Какие навыки наиболее актуальны в 2019 году?
С развитием цифровизации, несомненно, навык работы с информацией, аналитические способности, креативность и гибкость мышления, – digital-навыки выходят на первый план. Это тренд во всем мире.
Лидерство (leadership), понимание бизнеса (commercial awareness) и финансовая грамотность (financial acumen) актуальны как никогда. Сюда же добавлю умение принимать решения в ситуациях неопределённости, умение действовать в неоднозначных ситуациях. Изменения происходят постоянно как в окружающем мире, так и в бизнесе, поэтому эти компетенции становятся всё ценнее.
На мой взгляд, навык эффективной коммуникации никогда "не выйдет из моды". И чем выше уровень должности, тем больше он используется.
Какие вопросы уже неактуально задавать на интервью?
Пожалуй, скажу, о чем актуально спрашивать. Узнавайте о реальном опыте кандидата. Что сделал. Какие проекты реализовал, какие выводы сделал и какие результаты получил. Что изменил. Какие навыки прокачал. Смотрите на реальный опыт. Не завышайте требования. Если для данной должности достаточно среднего специального образования, не требуйте у кандидатов наличия высшего.
Как компании стать HR-брендом?
Чтобы тебя выбирали кандидаты, прежде всего нужно создавать позитивный employee experience. Это про доверие, уважение, надёжность. Я думаю, самое главное, чтобы твои слова (о компании) не расходились с делом, а обещания выполнялись, транслируемые вовне ценности действительно "жили". Тогда и внешний образ будет привлекательным.
Какие бы рекрутинговые кампании мы не проводили, обратная связь от людей, которые уже работают в нашей компании, самая ценная.
Что будет с HR через 10 лет?
1. Мы всё чаще слышим о разнообразии кандидатов (diversity). Речь не только о процедуре подбора кандидатов, разнообразных по этническим, половым, расовым, возрастным характеристикам, но о том, насколько мы умеем создать условия для их эффективной работы и прекрасного самоощущения в организации. Это про инклюзивность и условия работы, в которых люди могут оставаться самими собой.
2. Цифровизация и технологический прогресс работают на рекрутинг. Мы уже видим примеры компаний, которые переходят на использование чат-ботов и роботов на некоторых этапах подбора. Индивидуальные face-to-face-интервью переносятся в онлайн- или видеорежим, организации стараются проверить навыки кандидатов в реальных условиях (job tryout).
3. Сложно переоценить ценность и влияние данных (data) и использование предиктивной аналитики на качество принимаемых решений в HR. Другой вопрос, насколько корректными данными мы располагаем и есть ли у нас big data в принципе для анализа. Думаю, многим ещё предстоит большая работа в этом направлении.
Каково работать с миллениалами?
Главное правило работы с Y – регулярный фидбэк. Будьте готовы к обратной связи от них. Они честны, порой прямолинейны, – для многих из нас это тот ещё челлендж и точка роста одновременно. При этом миллениалы испытывают трудности с общением, не всегда способны выстроить отношения. Здесь надо помогать. Есть примеры, когда миллениалы превращаются в наставников для старшего поколения, помогая им разобраться в технологиях, и поддерживают с адаптацией в цифровом мире, и наоборот, старшие коллеги развивают Y с точки зрения эффективного общения. Выигрывают все.
Дарига Тшенсовская, HR-директор Kcell
Почему вы выбрали HR?
– Случайно, ещё в советское время. Меня взяли старшим специалистом отдела кадров Министерства внешней торговли, хотя у меня медицинское образование, и я видела себя в будущем великим хирургом. Теперь точно знаю, что случайности не случайны.
О навыках будущего:
– С приходом новых технологий мы стали ценить кандидатов с нестандартным мышлением, тех, кто умеет выйти за рамки, кого не устраивают существующие стандарты, кто хочет менять всё вокруг и трансформироваться. Рутинные профессии заменят боты.
А коммуникабельность не утратила актуальности. Умение правильно принимать и передавать информацию, задавать вопросы и отвечать на вопросы адекватно и объективно, быть в контексте, слышать, о чём идёт речь и понимать, что с этим делать.
Чего уже не стоит спрашивать у кандидата на собеседовании?
– Вопросы про личную жизнь: почему вы не замужем, почему нет детей, когда собираетесь в декрет – недопустимое хамство. Личные границы человека – это святое.
Популярный вопрос "Где вы видите себя через 5 лет?" – это неловкая попытка проверить навык стратегического мышления. Есть миф, что человек, способный увидеть себя через 5 лет, может увидеть и компанию.
Открытые вопросы позволяют узнать многое о человеке: его мотивацию, его амбиции и ответственность, отношение к миру и людям. Закрытые вопросы помогают прояснить что-то.
Есть и секретные инструменты – проективные методики. Суть проста: оценивая другого человека, кандидат расскажет что-то о себе – о своих ценностях, убеждениях и поведенческой стратегии.
Как стать HR-брендом?
– Давать людям возможности для развития и роста, каждому человеку нужны горизонты для движения. Корпоративная культура – мощнейший инструмент в развитии людей в компании.
Учитывая это, мы намерены в 2019 году запустить корпоративный университет. Хотим, чтобы обучение было масштабным и живым. Будем звать интересных спикеров, внедрять актуальные программы, выдавать солидные дипломы. Сам процесс обучения хотелось бы превратить в увлекательную игру при помощи современных технологий, в частности геймификации.
Каково работать с миллениалами?
– Интересно. Они не приемлют традиционные каналы коммуникации, они рождены в цифре, не расстаются с гаджетами, девайс – этот часть их самих. Это ценные сотрудники для таких компаний как Kcell, они живут внутри мобильной связи и технологий. Возможно, для них мы будем предусматривать новые методы отбора, новые инструменты, интервью через чат-боты и мессенджеры.
Яна Ким, управляющий директор по HR Verny Investments Holding
Почему вы выбрали HR?
Карьеру в HR я начала более 17 лет назад и за все это время ни разу не засомневалась в своём выборе. Мне всегда нравилось общаться с людьми, нравилась психология, как наука, и при этом мне нравились цифры и анализ. Такое разнообразное сочетание оказалось возможным в HR, поэтому выбор профессии для меня был не случайным.
Идеальный соискатель. Какой он?
Идеально, если кандидат подходит под описываемую должность, но совпадение на 100% случается редко, часто и сами требования к соискателю не отражают реалии локального рынка. Важно сразу определиться, что важно, а что неплохо бы иметь.
Я уделяю большое значение soft skills во время интервью:
- ориентация на результат;
- умение работать в команде;
- умение поддерживать/предлагать изменения и выходить из зоны комфорта;
- стремление к постоянному профессиональному развитию.
Компетенция, которая на сегодняшний день актуальна практически для каждой должности и занимает одно из первых мест, – это умение поддерживать/предлагать изменения и выходить из зоны комфорта.
Как стать HR-брендом в Казахстане?
На мой взгляд, нет такой компании, где мечтают работать все, хотя бы потому, что ключевые ценности и ожидания у всех разные.
Но обобщённые критерии могут выглядеть так:
- интересные задачи;
- возможности развития и роста;
- достойная компенсация;
- комфортные условия работы (офис, месторасположение и т.п.);
- баланс между работой и личной жизнью, что в последнее время, кстати, очень актуально особенно у миллениалов.
Что изменится в HR через 10 лет?
Мы живём в эпоху перемен, когда сложно угнаться за скоростью происходящих изменений с привычными для нас компетенциями, поэтому одной из главных задач для HR будет работа в этом направлении.
Другая задача HR – необходимость создавать соответствующие условия в компании для постоянного развития сотрудников, отвечающие трендам времени.
Цифровая трансформация как один из трендов последних лет уже меняет подход практически ко всем HR-процессам и в будущем все рутинные операционные действия будут полностью автоматизированы, а HR будет сконцентрирован на более стратегических задачах.
Каково работать с миллениалами?
Среда поколения миллениалов – это условия большого выбора, доступа практически к любой информации. Конкурентная среда данного поколения отразилась на желании получать результат быстро и поэтому время занимает особенное место для миллениалов: им нужно успеть всё. В этом есть свои плюсы, но и свои сложности, которые могут находить свое отражение, например, в частых сменах работы.
Баланс между работой и личной жизнью, гибкий график работы привлекает миллениалов, но вызывает часто вопросы у поколения Х, для которых данный вопрос менее болезнен.
Мне кажется, что миллениалы более открыты к изменениям, что в нынешнее время очень ценная компетенция. Они легче подхватывают предложения об изменениях и с большей готовностью и энтузиазмом участвуют в этих процессах.
Им важно верить в себя, поэтому я бы не советовала подвергать сомнениям их способность достигать результатов – это их демотивирует.
Если говорить про обучение и развитие, то миллениалы хотят учиться всему, им важен коучинг, менторинг, постоянная обратная связь, поэтому этими вопросами активно занялись многие компании.
Данное поколение чаще задумывается о том, какой вклад они могут привнести в общество, поэтому хотят работать в социально ответственных компаниях. Эта тема достаточно часто поднимается ими на интервью.
Сложности, на мой взгляд, в основном заключаются в отличиях поколений. Но чем раньше мы поймем, что с этим бороться бесполезно и сможем найти общие точки интереса, тем быстрее и эффективнее мы сможем двигаться к намеченным целям.
Советы по поиску сотрудников от "OLX Работа":
– Размещайте объявления с вакансиями на сервисе с 11.00 до 16.00 – в это время соискатели наиболее активно ищут работу;
– В заголовке объявления указывайте название и описание компании, а также понятное название вакансии, вместо названия из штатного расписания (оно не всегда соответствует реальным требованиям). Это привлечёт наиболее релевантных кандидатов и сэкономит ресурсы;
– Уделите особое внимание описанию условий работы. Только не пишите банальностей про бесплатные печеньки, уютный офис и дружелюбный коллектив. Напишите про ценности компании, реальные возможности для развития и карьерного роста, бонусы и заработную плату.