Как работает проект "Сергек". Репортаж Informburo.kz
Астана – первый город в Казахстане, где реализована "умная" система видеонаблюдения. "Сергек" стал также одним из самых дорогостоящих проектов в рамках государственно-частного партнёрства на местном уровне. 3 частные компании планируют установить в столице 13 тысяч современных камер наблюдения и готовы вложить в проект 8,4 миллиарда тенге. Informburo.kz собрал самые главные факты о "Сергеке".
Особенности контракта и обязательств
Официальное название проекта ГЧП – "Создание и эксплуатация аппаратно-программного комплекса по фотовидеофиксации и аналитики в городе Астане". Согласно подписанным в 2017 году документам, соглашение между консорциумом IT-компаний – "Коркем Телеком", Open Technologies Group и The One Capital – и городскими властями рассчитано на 6 лет и 7 месяцев, то есть до 2024 года.
Летом 2017 года городской акимат и инвесторы заявили, что сумма инвестиций со стороны частных компаний составит 8,4 млрд тенге. Суммарный объём государственных обязательств по какой-то неизвестной причине год назад публично назван не был. Однако в июле 2018-го года выяснилось, что общий размер государственных обязательств составлял изначально 25,9 млрд тенге. Это превышает затраты самих инвесторов фактически в 3 раза. Связано это, прежде всего, со спецификой выплат в рамках государственно-частного партнёрства.
Бюджет города будет ежегодно поэтапно компенсировать бизнесменам инвестиционные затраты (8,4 млрд тенге), выплачивать эксплуатационные затраты и вознаграждение за эксплуатацию (суммы также не названы). После июльских поправок в бюджет столицы в 2018-ом выяснилось, что общий объём гарантированных государством выплат сократился: составил уже не 25,9, а 24,9 млрд тенге. То есть в выплатах произошло уменьшение и сразу на 1 миллиард тенге.
Есть у контракта и другие особенности. Любое вознаграждение частные инвесторы получат только из денег собранных штрафов, которые благодаря фото- и видеофиксации поступили в бюджет. Деньги со штрафов будут поступать напрямую в бюджет, а уже потом бюджет будет рассчитываться с частными инвесторами.
По данным департамента полиции Астаны, с января и по ноябрь камерами "Сергек" было выявлено только нарушений ПДД свыше 368 тысяч на сумму 2 млрд 654 млн тенге, а фактически поступило в бюджет государства 1 млрд 295 млн тенге. Всего с помощью аппаратно-программных комплексов с 2017 года выявлена 831 тысяча нарушений ПДД. Этот отсчёт идёт с момента запуска полноценного режима работы "Сергека".
Официально известно, что на 1 ноября 2018-го бизнесмены вложили уже 68% из заявленного объёма инвестиций. Речь идёт о сумме, превышающей 5 млрд тенге. К этому периоду в системе "Сергек" уже работает 4 600 комплексов видеонаблюдения на дорожной сети и 4 000 камер следят за общественным порядком. Но сколько именно из этого числа установили инвесторы в официальном ответе управления по инвестициям и развитию акимата Астаны не сообщается. Также госслужащие не говорят, получили ли инвесторы положенные по договору ГЧП финансовые средства.
Читайте также:
От штрафа не спрячешься: как будут работать новые камеры наблюдения в Астане
Технологии и амбициозные планы старт-апа
Глава консорциума IT-компаний и основатель проекта "Сергек" Асет Ахметов не скрывает, что планы у его проекта амбициозные. К примеру, сейчас столичные наработки проходят тестирование в двух других казахстанских городах-миллионниках: Алматы и Шымкенте. Но финальные документы пока не подписаны. Пока комплексы "Сергека" ставят на самых загруженных магистралях южной столицы. Особое внимание камеры будут уделять участкам с BRT, улицам Абая и Аль-Фараби. А соглашение с акиматом Усть-Каменогорска у бизнесмена Ахметова уже на руках.
Глава ВКО ещё в январе 2018-го заявил, что система видеонаблюдения в Усть-Каменогорске и Семее будет доведена до каждого подъезда жилого дома и всех социальных объектов городов. Параллельно с "умными" камерами регионального формата программа "Цифровой Восток" предусматривает и "умное" городское освещение.
По сути, главный IT-проект страны в области общественной безопасности это не только "железо", то есть камеры, серверы, устройства передачи данных. Но также и программное обеспечение, которое разработано в Казахстане.
Инвесторы никогда, к примеру, не скрывали, что в качестве технических партнёров выбрали одну из двух крупных китайских компаний в лице знаменитой Dahua Technology. Не стоит наивно полагать, что комплексы некачественные или несовременные. Dahua с 2015 года – второй в мире поставщик продуктов и услуг по видеонаблюдению в мире с оборотом в миллиарды долларов.
Кроме того, основателям "Сергека" повезло: установка комплексов с камерами не требует специальных опор. Некоторые иностранные производители аппаратуры требуют "под себя" специальные дорогостоящие решения. Камеры "Сергека" можно установить на действующие мачты освещения. В противном случае проект был бы на порядок дороже. В реалиях Астаны новые опоры именно под камеры наблюдения практически нельзя установить физически.
"Вот сейчас мы заходим в любой регион, спрашиваем – есть мачты освещения? Практически везде есть, а где нет – мы поставим. Это же всё логично: зачем штрафовать людей там, где у тебя даже света нет? Ведь, если нет света, значит, нет ни разметки, ни светофора, дорога разбитая. Получается, город с нами договор заключил и наводит порядок в инфраструктуре. Взять, к примеру, корейцев – инфраструктура к их системе наблюдения может стоить в 5-6 раз дороже, чем наша система "под ключ". Нам даже не нужно постоянное питание. Одно из наших главных ноухау – это шкафы питания, там находятся батарейки. Ночью включается освещение, а днём батареек хватает на полноценную работу на 16 часов. У нас эта батарея идёт в комплекте к комплексу за 5 млн тенге, у россиян аналогичный комплекс стоит 10 миллионов и резервного питания нет", – подытоживает плюсы своего проекта Асет Ахметов.
Читайте также:
В Астане установят 13 тысяч камер для системы видеонаблюдения. Кто за это будет платить?
Как следит и штрафует "Сергек"
Сегодня благодаря "умной" системе видеонаблюдения акимат получил возможность держать руку на пульсе жизни города через единый центр мониторинга и оперативного управления. Ещё год назад представить, что в Астане будет работать такая система было сложно.
Аналитики акимата видят не только ситуацию в транспортной системе столицы или коммунальной сфере, но порой операторы центра участвуют в поимке реальных преступников. Правда, зачастую речь идёт о мелких правонарушениях несознательных граждан. Однако с цифрами не поспоришь, если комплексы "Сергека" в 2017-ом зафиксировали всего 35 тысяч правонарушений, то в 2018-м – уже 351 тысячу.
"Умная" система спровоцировала переход на "цифру" и самих полицейских. Сегодня в столице полицейский может оформить водителя или пешехода-нарушителя через планшет. Электронный протокол заполняется за считанные секунды. Уничтожить его или отозвать после попадания в систему невозможно. Протокол за нарушение ПДД вам распечатают сразу на месте через специальный принтер. Полицейским экипажам даже раздали POS-терминалы для моментальной оплаты штрафа.
Нарушение правил дорожного движения, выявленные "Сергеком", после вмешательства Генпрокуратуры были интегрированы с "Единый реестром административных правонарушений" (ЕРАП). Так как же выглядит весь алгоритм взаимодействия искусственного интеллекта и человека?
Камера "Сергека" фиксирует нарушение (проезд на запрещающий сигнал светофора, превышение скорости, заезд за стоп-линию, движение по выделенной полосе). Фиксация нарушения происходит автоматически. Затем данные о факте нарушения поступают сотруднику административной полиции. Именно человек должен подтвердить или опровергнуть факт нарушения.
Для этого записывается не только фото, но и видео. Ведь водитель мог нарушить, избегая аварийной ситуации, пропустив скорую или по другой причине. Если сотрудник полиции уверен в виновности водителя, то он подтверждает нарушение своей электронно-цифровой подписью.
Происходит формирование административного протокола и выписка предписания об уплате штрафа. В Генпрокуратуре гарантируют, что сервис Комитета по правовой статистике и спецучётам service.pravstat.kz отражает наличие штрафов в реальном времени, и особенно тех, что выявлены "Сергеком".
Читайте также:
Telegram-бот не рассказывал о нарушениях, зафиксированных "Сергеком". Почему так произошло?
Юридическая коллизия
Цифровизация и появление таких глобальных систем, как "Сергек" не решило кардинально для государства вопрос собираемости штрафов как таковых. В отличие от оформления нарушений ПДД на дороге, когда полицейский составляет протокол и вручает лично в руки водителю, а решение о штрафе выносит суд, системы фото- и видеофиксации делают всё автоматически. Данные о нарушении всё ещё должен будет подтверждать сотрудник полиции. Но сформированное системой предписание – это уже официальный документ, требующий от нарушителя уплаты штрафа.
Согласно пункту 1 статья 822 Кодекса об административных нарушениях, предписание вместе с квитанцией должно быть отправлено собственнику транспортного средства в течение 10 суток со дня фиксации нарушения. Процесс ускоряет гибридная почта: "письмо счастья" уходит из системы в электронном виде и будет распечатано в ближайшем к адресу получателя офисе "Казпочты", откуда его заказным письмом на дом доставляет почтальон. Одновременно оно становится доступно для скачивания на сайте qamqor.gov.kz.
Два месяца, а точнее 60 суток – это максимальное время, за которое предписание должно быть по закону доставлено владельцу автомобиля со дня нарушения. Если письмо нарушителю доставлено на 61-е сутки, то привлечению к административной ответственности он уже не подлежит. Для увеличения собираемости штрафов департаменту полиции Астаны в 2018 году выделили 40 млн тенге на "письма счастья".
Доставка заказным письмом окажется выполненной, если почтальон застанет дома у адресата хотя бы одного совершеннолетнего члена семьи. Неважно, будет вручено письмо или его откажутся принять. Полное описание процедуры выписки, доставки, опротестования и оплаты штрафов за нарушение ПДД можно прочитать здесь.
Предписание об уплате штрафа не подлежит исполнению (статья 890 КоАП РК), если оно не было исполнено в течение года со дня его вступления в законную силу. Этот срок будет приостановлен, если нарушитель закона станет скрываться от правосудия, и будет возобновлён после его нахождения.
С апреля 2018-го в Астане время от времени проходит оперативно-профилактическое мероприятие "Борышкер", в ходе которого полицейские сообщали об имеющихся штрафах в базе прямо на дороге. И во время ОПМ стражам правопорядка снова помогал "Сергек": cотрудники полиции, вооружённые планшетами, вставали примерно в километре от камер наблюдения и ждали, когда мимо проедет автомобиль, на котором "висят" штрафы.
Информация сразу же поступала на планшет. Машину останавливали и огорчали водителя имеющейся задолженностью. Напомним, такая возможность предусмотрена статьёй 743 КоАП. "Сергек" научили распознавать госномера авто из РФ, Кыргызстана и Армении. Так что выходцы из этих стран тоже получат полную распечатку имеющихся штрафов, если их остановит сотрудник полиции.
Уведомления о наличии предписаний (штрафов за правонарушения), рассылаемые МВД в виде СМС, автоматических звонков на домашний телефон, по электронной почте и так далее, остаются пока лишь информационной рассылкой. По крайней мере, до тех пор, пока не будут приняты соответствующие изменения в Административный кодекс. Сейчас они не приравнены к надлежащей доставке предписания. Но это не значит, что не надо искать себя по специальным базам и не платить.
В августе 2018-го в столице прошёл День цифровизации местных исполнительных органов, в рамках которого акимат Астаны озвучил статистику после внедрения "Сергека". За минувший год количество ДТП снизилось на 21%, количество раненых в авариях уменьшилось на 20%, а количество смертей на дорогах города упало сразу вдвое. Представители городских властей вновь пообещали внедрить технологию распознавания лиц, о которой авторы проекта "Сергек" заявили ещё в августе 2017-го. Для правоохранительных органов страны это будет безусловный шаг вперёд.