Строители постарались привести храм в первозданный вид, но при этом его внутренняя отделка практически новая.
Вознесенский кафедральный собор впервые открыл свои двери после самой масштабной реконструкции, которая проводились за вековое существование деревянного храма.
В марте 2016 года, когда Президент Нурсултан Назарбаев встретился с митрополитом Астанайским и Казахстанским Александром, приняли решение о реконструкции. В июле 2017-го начались работы, а через месяц собор был включён в сотню духовных святынь проекта "Сакральная география Казахстана", который привязан к программе "Рухани Жангыру", однако реставрация ведётся за счёт пожертвований и спонсоров. Государство участвует только в выдаче разрешений на то или иное изменение в плане.
Центральный придел Вознесенского собора, лето 2018 / Фото предоставлено информационным отделом православной церкви Казахстана
Что происходит внутри, строители до сих пор никому не показывали, чтобы сохранить интригу, но к рождественским праздникам на один день был открыт северный придел собора. Оказалось, что старые росписи практически полностью демонтированы и нарисованы новые, но от этого храм стал только более каноничным.
7 января в соборе прошло богослужение в честь Рождества. В следующий раз двери храма откроются только к Пасхе, когда полностью завершат реставрацию.
Реставрация вернёт собору исконный облик
Северный софийский придел собора посвящён мученицам Вере, Надежде, Любови и Софии. Он был назван в честь Софийского собора, который стоял на месте нынешнего Вечного огня в парке 28 панфиловцев, но был разрушен во время землетрясения 1887 года.
От центрального Вознесенского и южного Благовещенского помещение временно отделено баннерами с распечатанными иконами.
Старые росписи демонтированы со штукатуркой. Роспись не соответствовала стилистике храма, и её историческая ценность была небольшой. Во время косметической реконструкции в 1995 году на стены просто приклеили холсты, чтобы придать зданию вид храма.
По сути, храм никогда не был расписан по первоначальной задумке, и стены собора долгое время оставались белыми. После строительства нужно было подождать не меньше 10 лет для усадки деревянной постройки, но к тому моменту началась Первая мировая война, затем Гражданская война 1917-го. К власти пришёл атеистичный коммунизм.
Все чертежи и эскизы собора утеряны безвозвратно, поэтому многие детали пришлось воссоздавать практически с нуля. Известно, что храм строился и должен был расписываться в стиле русский модерн. При этом век данного стиля был недолог и оборвался с масштабным переворотом устоев страны, как и судьба собора в качестве религиозного храма. Сейчас иконописцы разработали свой авторский стиль на основе русского модерна по обрывкам оставшейся потолочной живописи и геометрическим фигурам алтарной части.
Представители духовенства утверждают, что разрушившиеся от сырости и времени детали храма заменят на аналогичный материал и только сейчас помещения Вознесенского собора будут приведены в каноничный вид.
Пока ещё не решёно, что делать с колоннами. Некоторые раскрашены в голубой с жёлтым и украшены лепниной, а некоторые просто белые. В итоге должны выбрать вариант, который более типичен для храмов схожей стилистики.
Своды храма и стены расписаны сценами из Евангелия. Названия ярких и красочных картин написаны на старославянском, но базовые познания русского языка позволяют их прочесть.
Некоторые росписи больше не получится увидеть ещё долгое время. Вскоре будет установлен иконостас, который закроет собой одну из стен собора. "Тайная вечеря" – одно из таких изображений.
"Тайная вечеря"
Из общей картины выбиваются яркие светодиодные лампы, которые выглядят слишком современно для религиозного объекта. На их фоне теряются расписные стены. Возможно, что это временная мера, так как люстры всё ещё установлены. Под потолком висят приготовленные под них провода.
Изначально часть полов собора была выстлана редкой метлахской плиткой германского производителя Villeroy & Boch. Реставраторы пытались заказать у производителя новую плитку по старым эскизам, но оказалось, что она изготовлена по дюймовой системе, а новое оборудование Villeroy & Boch работает по метрической. В итоге полы покрыли гранитом из Индии, в который инкорпорирована оставшаяся реликтовая плитка, но некоторые фрагменты будут только из этой плитки для исследователей и историков.
Собор построен без единого гвоздя, но это не точно
Вознесенский кафедральный собор – это уникальное деревянное сооружение высотой 54 метра. Когда говорят, что собор построен без единого гвоздя, это небольшое лукавство. Как и в любом другом деревянном сооружении, силовая конструкция здания держится на специальных стыках и металлических крепежах. Гвоздей, которые смогли бы скрепить настолько толстые брусья (средний размер 34х34 см), никогда не делали. Тем не менее небольшие детали храма забиты на простые гвозди.
Колонны 54-метрового деревянного здания соединяются брусами, которые стянуты стыком гербера. Соединение обеспечивает синхронное качание храма при землетрясении, что не даёт конструкции развалиться. Реставраторы говорят, что не ожидали увидеть такую технологию на территории Казахстана в начале прошлого века.
Силовые конструкции куполов стояли на круглом брусе, который деградировал на 30-40% из-за протекающей железной кровли. Теперь металл заменили на более долговечную медь. Изменение масштабное, и для него пришлось получать разрешение в Министерстве культуры.
Большую часть существования собор был чем угодно, но не храмом
Большую часть своего существования Вознесенский собор не был объектом религиозного поклонения.
Фундамент храма заложили в 1904 году. Строительство закончилось через год. И ещё год собор простоял в ожидании иконостаса. В 1927 году советское правительство закрыло святыню.
В помещениях расположились музей, общественные организации, а колокольня послужила антенной для радио. В 1985 году музей переехал в новое здание, а в соборе разместился концертно-выставочный павильон. Только в 1995 году власти вернули строению религиозную значимость, и после реставрационных работ в соборе снова стали проводиться православные богослужения. С тех пор и по сей день храм является святыней для верующих и исторической достопримечательностью для жителей и гостей города.
По окончании реконструкции двери Вознесенского собора будут открыты не только для верующих, но и для тех, кто интересуется только историей и архитектурой.
"У нас открыт доступ для исследователей, для туристов, для всех. Никаких ограничений нет, но вы не должны забывать, что сакральным местом делает его именно церковь, которая его освящает. Это не просто церковь пришла служить в какое-то сакральное место", – сказал протоирей Александр Суворов, ключарь Вознесенского кафедрального собора Алматы.