Как правильно спорить о городском облике? Репортаж Informburo.kz из Института Сорбонна – Казахстан
Полувековой юбилей студенческого мятежа в Париже стал инфоповодом для "Ночи идей" в Алматы. Студентам Института Сорбонна – Казахстан предложили помечтать – без насилия – о мирном обустройстве городского ландшафта без баррикад и пылающих баков. Informburo.kz рассказывает о том, как прошли дебаты.
О чём были дебаты?
Чудом уцелевшее после "масштабной реконструкции" Алматы творение архитектурной мысли Поля Гурдэ (1846-1914 гг.) вновь наполняется звуками французской речи. Уроженец Бургундии восстановил это здание мужской гимназии на Губернаторской улице после знаменитого Верненского землетрясения 1887 года. Строению посчастливилось пережить и установление большевизма в Туркестанском крае, и его падение, и даже нынешнюю реконструкцию мегаполиса.
На бывшей Губернаторской, экс-Советской, а теперь улице Казыбек би обучают студентов Института Сорбонна – Алматы. "Ночь идей" – это проект посольства Франции в Казахстане, Французского альянса Алматы, Университета Сорбонна – Париж Сите, Французского института исследований Центральной Азии и упомянутого института.
"В год 50-й годовщины майских событий 1968 года эта инициатива станет основой исследования роли воображения во всех областях, не только в политике и гражданстве, но также и в технологиях, урбанизме, повседневной жизни, информационных системах. Целью дебатов будет демонстрация вклада художественных и культурных практик в понимание проблем нашего времени и исследование места визуального и повествовательного искусства в современном мире", – сообщает пресс-анонс.
Студенческие волнения 1968-го во Франции поставили страну на грань революции. Со всех краёв учащиеся стекались в город-спутник Парижа Нантер, потом – в Сорбонну, в центр Латинского квартала. Полиция жестоко пресекала протестное движение, оно переросло в мятеж, республиканские отряды безопасности начали отстреливать лидеров протестующих. В Париже начались уличные сражения, к студентам присоединились рабочие. Но решительные действия де Голля вернули страну в прежнее мирное русло. Те майские события бесповоротно изменили социальный климат в стране и подготовили почву для будущих реформ. В отставку де Голль ушёл тогда, когда сам счёл нужным.
Полвека спустя нынешним студентам предлагают взамен насилия включить своё воображение и попрактиковаться в обустройстве городской жизни. Организацией и выбором формата занимается Анель Молдахметова, сооснователь платформы Urban Talks и "АрхКод Алматы". Сами профессора и доценты института расположились среди зрителей – их нет в президиуме, нет и самого президиума, не видно и деловито снующего секретаря заседания с кипой бумаг наперевес. Заказчики торжества франкофонии в Казахстане располагаются в первых рядах зала.
Ночная тема – "Во власти воображения" ("Le pouvoir de l’imagination, l’imagination au pouvoir") символично подчёркивает условный характер разворачивающихся на сцене студенческих дебатов. Хотя дебатируют весьма болезненную тему изменения облика современного мегаполиса: кто и почему вправе переформатировать городскую среду обитания?
На разных площадках и с разными целевыми аудиториями Анель Молдахметова с коллегами уже не раз обсуждала обустройство комфортного бытия в южной столице: её опыт и наработки заворачивают теперь во франкоязычную упаковку. За регламентом внимательно следит соратник Анель Ануар Акиянов. Он то и дело выбрасывает в воздух тренерский жест time out: одна ладонь падает горизонтально на вертикально поднятые пальцы другой. Модель дебатов – американская, Public Forum Debate.
Участники дебатов расположились в расслабленных позах в креслах на сцене и по отмашке модератора выступают на французском с краткими спичами. Главная точка преткновения: имеет ли собственник полную свободу в выборе архитектурного решения? Две группы – условное "правительство" (да, собственник имеет такое право) и условная "оппозиция" (нет, не имеет). Ребята опираются на казахстанское законодательство. Одни студенты читают по бумажке заготовленные тексты, другие импровизируют и даже флиртуют с залом. На перекрёстный опрос группы выдвигают самых продвинутых пользователей французского языка: тут в бумажку не подсмотришь.
Парней в институте явно меньшинство. Команда Нурсултана противостоит команде Азамата. Нурсултан брутален и бородат. Азамат скуласт и обаятелен, то и дело он с улыбкой обращается к залу за поддержкой. Аудитория отзывчиво перекатывает смешки по залу. Нурсултан Камбар учится на первом курсе магистратуры факультета международных отношений. Азамат Жайлаубаев – первокурсник магистратуры по специальности "Менеджмент".
Собственник по закону имеет полное право на использование своего объекта недвижимости, настаивает команда Нурсултана. Он имеет право изменять его по своему усмотрению. Многие мировые бренды, до того как стать национальным достоянием страны, были жёстко затроллены современниками. Третий аргумент – это экономическое развитие города: проект привлечённого иностранного архитектора может оказаться вызывающим по меркам сегодняшнего дня, но после новшество принесёт городу узнаваемость и процветание.
(В качестве примера раскритикованного, но вписанного в пейзаж объекта можно привести 300-метровое творение Гюстава Эйфеля. Против её появления выступали 300 писателей и художников Франции, но подвиг 300 спартанцев оказался творческой интеллигенции не по плечу. "Бесполезная и чудовищная", "ректальная свеча с дырками", "смехотворная башня, доминирующая над Парижем, как гигантская фабричная дымовая труба" – устояла. Она стала самой посещаемой платной достопримечательностью мира и самой фотографируемой.)
Азамат – "оппозиционер": он с командой настаивает, что полную автономию в принятии архитектурных решений собственнику давать нельзя. Того гляди и откроют рядом с домом-музеем Динмухамеда Кунаева салон красоты. Другим его бронебойным аргументом служило появление секс-шопа: такие объекты не должны являть себя миру где ни попадя. Философия его команды – сохранение облика города в целом. Мы не должны давать кому попало волю построить что угодно, подчёркивает Азамат. Собственнику надо следовать правилам, установленным государством, и только тогда строить по своему усмотрению. Если донерная будет уродовать внешний вид, мы не позволим её строить, настаивает первокурсник.
Определить, у кого "плохой вкус", у кого – "хороший", Азамат и его товарищи не могут. Но придерживаются утилитаризма: всё для людей и в рамках общей, полной демократии. Алгоритм Азамата звучит так: городские власти выбирают то, что понравится многим."Они же не идиоты – бороться только за то, что понравится только им самим". Азамат "глубоко верит" в то, что прежде чем решить, что строить, в акимате Алматы очень долго думают. Но пока то, что он видит своими глазами в действительности – это уничтожение исторического облика южной столицы, и он против этого. "То, что мы сегодня делали, – мы хотели верить, что акимат работает как в идеале. Как один общий организм, который хочет, чтобы людям было всегда хорошо".
Его оппонент Нурсултан Камбар синхронно полагает: проводить такие дебаты именно в акимате было бы очень полезно, чтобы те, кто имеют непосредственное отношение к архитектуре города, обсуждали именно так существенно важные темы.
После состоявшихся дебатов с профессиональным комментарием выступила женщина-архитектор, присутствовавшая в зале. Она напомнила про опыт японских градостроителей, которые в буквальном смысле уходят под землю, сберегая свою красивейшую природу: "Вот эти все наши страшные объекты "Мega-парк", "Мega-центр", "Достык-Плаза" – это чудовища, которые должны быть под землёй. Но они выросли, и мы не можем спокойно ходить. Потому что, вы знаете, вопрос денег. Наверное, кем-то это было продавлено. У нас тоже душа болит. Вы не архитекторы, вы – изучающие язык. Но очень приятно, что вы болеете за музей Кунаева. Я товарищу (Азамату Жайлаубаеву. – Авт.) очень благодарна".
Выучил язык? Поделись с другом
Несмотря на поражение, Нурсултана эти дебаты научили выступать перед публикой и преодолевать языковой барьер. Само открытие Института Сорбонна – Казахстан уже послужило толчком к продвижению французского языка в нашей стране, уверен он. Его не удивляет, что Франция вкладывает столь серьёзные средства в пиар своих ценностей и культуры за пределами своей республики. Её политика в этом вопросе могла бы послужить хорошим импульсом и для Казахстана, но в первую очередь нашей республике необходимо развиться экономически и проявить себя политически, а потом придёт время проявить себя и в культурном смысле, считает Нурсултан.
Азамат согласен, что с точки зрения продвижения языка дебаты – это очень эффективный механизм. Ребята готовились на французском, выступали на французском, выслушивали оппонента и спорили с ним на французском. Азамат уверен, что этот способ практики языка – лучший. Он очень хотел бы, чтобы реальностью стало такое продвижение государственного языка и нашей республики за пределами Казахстана, в местах компактного проживания этнических казахов. Он знает, что зарубежная казахская диаспора чтит и традиции, и культуру, и язык своей родины: они хранят язык и традиции там, вдали, даже бережнее, чем те, кто живёт здесь, в Казахстане.
Г-н Жиль Маметц, атташе по университетским вопросам при посольстве Франции в Казахстане, уверен, что ребята на дебатах получили удовольствие, хоть и сталкиваются ещё со сложностями общения. Они стараются излагать свои точки зрения, доказывать и убеждать на чужом языке, а не на родном, где аргументация выстраивается ещё на уровне подсознания.
Как в реальности проходят в Казахстане общественные обсуждения, дипломат не знает. Но увиденное он считает довольно свежим и интересным, аргуметированным и юридически обоснованным. Сегодня были взяты за образец телевизионные дебаты.
"Мы готовим будущих лидеров. Я уверен, что эти ребята смогут и на своём, и на чужом языке доказать свой талант. Нам хочется, чтобы французский язык не был языком прошлого, доказать, что французский язык – живой, важный язык в глобальном сегодняшнем мире. Мы считаем, в 2025 году в мире будет около 250 млн франкоговорящих людей: язык станет пятым языком в мире. Это официальный язык многочисленных государств, язык экономических интересов, язык инноваций, язык, который живой и должен жить. В том числе, и в Казахстане. "Французский альянс" существует в Алматы давно, просто мало тех, кто пользуется всеми возможностями, которые он предоставляет. Соответственно, нам хочется, чтобы научные и образовательные проекты велись на должном уровне. Сегодня во Франции учится всего лишь 600 казахстанцев. Мы не удовлетворены такой цифрой", – резюмировал мсье Маметц.
Люди не умеют друг друга слушать
Регламент очень важен, напоминает один из организаторов Ануар Акиянов. Игнорируя важность и весомость аргументов, пуская побоку сияющую харизму выступающего, он во время дебатов безжалостно прерывал жестикуляцией спич, когда того требовало время. "Если времени мало, то спикер делает выжимку и предоставляет аргументы. За 6 минут можно, конечно, рассказать историю своей жизни, но не получится поговорить о важных вещах. Эти форматы полезны для построения аргументации: она будет компактной и понятной", говорит Ануар.
Для Анель Молдахметовой, сооснователя платформы Urban Talks, важным было в процессе подготовки к дебатам научить студентов критическому мышлению. Это именно то, чего многим сегодня не хватает. Студенты зашли в тему обустройства городского пейзажа со стороны, а до этого, возможно, они особо этим и не интересовались. Теперь они начали внимательнее относиться к тому, что происходит в городе. Да, эта модель общественных слушаний идеализирована, но чтобы приблизиться к идеалу, нужно этот идеал иметь перед глазами. И сейчас в Казахстане этот идеал уже более-менее прорисовывается: появилась "Стратегия развития Алматы – 2030".
На Urban Talks иногда появляются не только юные мечтатели, но и те, от кого зависит принятие решений. Чиновники внимательно слушали, к примеру, лекцию по полицентричности мегаполиса от бывшего главного архитектора Барселоны. Он рассказывал им про систему суперблоков. Анель надеется, что завтра сотрудники акимата будут услышанное внедрять.
– Вы вводите ребят в дьявольский соблазн, показывая им вот этот разрыв желаемого с действительным: Public Forum Debate и нашу действительность.
– Для нас это боль такая, потому что как проект и как площадка мы организовывали очень много дискуссий Urban Talks. И всё у нас превращалось в непонятные, хаотичные дискуссии, которые не всегда приводили к чему-то конструктивному. Люди не умеют друг друга слушать. Часто этим грешат и активисты, и общественные деятели. Сегодняшние дебаты – это очень хороший способ попробовать, как можно обсуждать городские темы цивилизованным способом. Это надо внедрять и практиковать.