В 2000 году с крыши кинотеатра "Арман" сняли и увезли в неизвестном направлении сделанную из металла корону. Спустя 19 лет группа архитекторов попыталась выяснить судьбу пропавшей конструкции с элементами декора. К поискам присоединились иностранные специалисты, а проект перерос в культурологическое исследование памятников архитектуры советской эпохи.

В чём ценность короны, что случилось с её автором и можно ли вернуть конструкцию на прежнее место, рассказывает Informburo.kz.

"Арман" показал, что исторически происходило не только с Алма-Атой, но и с Казахстаном"

В 2015 году группа архитекторов мастерской Atomik Architecture провела мастер-классы по сохранению исторических зданий Алматы эпохи советского модернизма. В том числе здания кинотеатра "Арман". Проект назвали "Арман Алма-Ата".

Спустя некоторое время идею проекта подхватили молодые урбанисты из ОФ "Urban Forum Kazakhstan". Архитекторы загорелись идей найти корону, некогда венчавшую кинотеатр. Исследователям пришлось глубоко погрузиться в историю страны. Об этом они рассказали на презентации итогов исследовательского проекта "Арман Алма-Ата".


Асель Есжанова, соучредитель Urban Forum Kazakhstan / Фото Urban Forum Kazakhstan

"Нам было важно не только найти корону как архитектурное наследие и желание восстановить фасад. В нашей команде работали ребята, которые родились уже не в СССР. И "Арман" показал, что исторически происходило не только с Алма-Атой, но и с Казахстаном", – поясняет соучредитель Urban Forum Kazakhstan Асель Есжанова.

"К сожалению, корону мы так и не нашли"

Два молодых архитектора – Давид Камински и Адильжан Псяев взяли на себя библиотеки, архивы и выезд на место, куда, по словам очевидцев, увезли корону.

"Любое историческое исследование начинается с библиотек. Изучая газетные архивы, мы натолкнулись на статью об открытии кинотеатра "Арман" в газете "Вечерняя Алма-Ата". Газеты позволили нам окунуться в атмосферу того времени", – рассказывает Давид Камински.


Статья в "Вечерней Алма-Ате" / Фото Urban Forum Kazakhstan

Архитекторы изучали даже открытки, на которых изображён кинотеатр с венчающей его короной. Перечитывали книги в надежде найти хоть какую-нибудь полезную информацию о конструкции и её авторе.

В архиве научно-технической документации РК нашли чертежи первоначального эскизного проекта кинотеатра. Выяснилось, что надпись на фасаде здания была "Алма-Ата", а не "Арман". На эскизах не было короны.


Итальянский архитектор Кармела Каристия и президент Гёте-Института Ева Шмитт / Фото Urban Forum Kazakhstan

По подсказке архитектора кинотеатра "Арман" Александра Коржемпо парни нашли фотографа, присутствовавшего на открытии "Армана". Василий Сорокин рассказал, что конструкция хранится в Центральном парке культуры и отдыха имени Горького.

"Мы обошли не только весь парк, но и прилегающие территории. Показывали фотографию парковым работникам и местным жителям. К сожалению, корону мы так и не нашли. Судьба её пока неизвестна", – сказал архитектор.

"Задача была в том, чтобы освободить зрителя на два часа от суеты города "

Кинотеатр "Арман" открылся в 1968 году. Вначале работали два зала: синий на 450 мест и красный – на 550. В здании построили внутренний открытый сверху дворик, озеленили его и установили фонтаны.

На боковых фасадах были размещены барельефы, которые рассказывали об истории Казахстана советского периода. Были и картинки будущего: солдаты, группа космонавтов, женщины, собирающие урожай. На крыше установили корону по поручению Динмухамеда Кунаева – первого секретаря ЦК Компартии Казахской ССР. За счёт конструкции планировали визуально увеличить высоту кинотеатра.


Кинотеатр "Арман" / Фото из архивов КФДЗ РК

Однако архитекторов критиковали из-за маленького вестибюля. Недовольные не знали, что вестибюль сделали тесным специально.

"Это было сделано умышленно. После тесного вестибюля человек, вошедший в зал кинотеатра или во внутренний дворик, чувствовал себя абсолютно обновлённым. Наша задача была освободить его на два часа от суеты города и наслаждаться замыслом режиссёра и игрой актёров", – говорит Александр Коржемпо.

Информации об авторе короны и фасадных барельефов Викторе Константинове и его семье было мало. Известно лишь было, что он родился в 1926 году в Иркутской области, окончил Ленинградское высшее художественно-промышленное училище имени Мухиной, участвовал в Великой Отечественной войне.


Барельеф кинотеатра "Арман" / Фото Центрального государственного архива кинофотодокументов и звукозаписи

Кроме работы в кинотеатре "Арман" Виктор Константинов оформлял здание цирка в Алма-Ате, выполнил декоративную экспозицию перед гостиницей "Алатау", был соавтором оформления фасада театра имени Ауэзова.

Вскоре стало известно, что Виктор Константинов отрешился от общества, ударился в буддизм и умер в 2019 году в Бишкеке.

"Новая корона и её установка будет стоить больших денег"

Сегодня в "Армане" ремонтируют два зрительных зала на первом этаже. К концу декабря ремонт закончится. Будут увеличены экраны на полтора метра в ширину и один метр в высоту. Установят новое звуковое оборудование. Как говорят владельцы кинотеатра, им интересно подумать над восстановлением первоначального облика "Армана". Но всё упирается в деньги. Тем более что кинотеатр всегда дотировался акционерами.

"Лет пять назад мы начали понимать, что со зданием надо что-то делать. Максимально привести в первоначальный вид. Новая корона и её установка будут стоить больших денег. А кинотеатр никогда не был богатой организацией. Это дотируемое акционерами предприятие", – подчёркивает исполнительный директор Бауржан Шукеев.


На крыше "Армана" без короны / Фото Urban Forum Kazakhstan

"Технически восстановить корону вполне возможно. Мы разговаривали с владельцами кинотеатра, которые сказали, что им было бы интересно рассмотреть восстановление первоначального облика "Армана", – добавила Асель Есжанова.

Партнёром проекта "Арман Алма-Ата" стал Гёте-Институт Казахстан, который и продолжит региональный проект по исследованию исторических зданий в Алматы, построенных с 1955 по 1980 год.


Итальянский архитектор Кармела Каристия и Асель Есжанова измеряют стены / Фото Urban Forum Kazakhstan

"Нас интересует не только сохранение и реставрация зданий, но и их роль в истории. Какое значение они имеют сегодня, какую роль они играли в прошлом и какие функции они могут нести сейчас", – отметила директор Гёте-Института Казахстан Ева Шмитт.

Пока же архитекторы продолжат изучать кино и фотохроники кинотеатра, чтобы собрать детали внутренней отделки здания, по которым можно восстановить если не корону, то хотя бы первоначальный интерьер кинотеатра "Арман".