29-30 сентября в Алматы в пространстве SmArt.Point (ул. Байзакова, 280) пройдёт центральноазиатский фестиваль рекламы Red Jolbors. Мы поговорили с Сабиной Рейнгольд, сооснователем мероприятия о том, как организовать рекламный фестиваль и зачем он нужен индустрии.

Красный тигр как символ рынка

В 2012 году рекламный рынок Кыргызстана сильно отставал от мировых трендов. Местные агентства почти не участвовали в международных фестивалях, немногочисленные независимые инициативы одна за другой прекращали существование. Тогда PR-специалист Сабина Рейнгольд, журналист Дина Маслова и маркетолог Дарья Суходолова решили: рынок надо развивать своими силами. Так появился фестиваль Red Jolbors. В 2013 году к команде присоединился рекламный стратег Фархад Кучкаров, уроженец Узбекистана. С приходом Фархада фестиваль вышел на центральноазиатский уровень. Ещё через год, в 2014-м, частью команды стала PR-специалист Елена Черникова. Кроме того, над организацией мероприятия работает кыргызстанское event-агентство Sun People – Наталия Андреева и Яна Дремина. В этом составе организаторы работают над Red Jolbors до сих пор.


Команда организаторов Red Jolbors Fest / Фото предоставлено Сабиной Рейнгольд

Над названием мероприятия пришлось поломать голову. "Ни у кого из нас не было опыта в нейминге, поэтому мы старались мыслить ассоциациями. Задавали себе вопросы: каков наш рекламный рынок сейчас, и каким мы бы хотели его видеть?" – вспоминает Сабина Рейнгольд. "Жолборс" в переводе с кыргызского означает "тигр". Ассоциация с тигром возникла неспроста: это сильное, смелое и независимое животное. Именно такой организаторы видят развивающуюся рекламную индустрию. Красный – яркий цвет энергии и активности – запоминается визуально и выделяет фестиваль из других.

Баланс между мировыми и локальными трендами

Самый популярный фестиваль в мире рекламы – Cannes Lions ("Каннские львы"). Организаторы Red Jolbors вдохновлялись многолетней историей успеха "Львов", но не хотели делать "Тигра" клоном. Они позаимствовали у международных предшественников некоторые программные компоненты, переложив их на местную почву. Образовательная программа, конкурс рекламных работ и неформальные нетворкинг-мероприятия – основа фестиваля. Но ежегодно организаторы пересматривают и обновляют программу, адаптируясь к постоянно меняющимся условиям рекламного рынка.

Новые форматы и возможности в рекламе появляются со скоростью света. Но центральноазиатский рынок, по оценкам Сабины Рейнгольд, реагирует на тренды не слишком оперативно. "Например, сторителлинг – подача информации через истории – уже давно популярен на западе. Но в нашем регионе этот формат только набирает обороты. Мы, учитывая реалии рынка и мировые тренды, стараемся разработать программу так, чтобы полученные знания можно было применять в работе. Подбираем сильных спикеров-практиков, которые могут поделиться собственным опытом и вдохновить коллег", – рассказывает Сабина.

На Red Jolbors 2018 выступят звёзды рекламной индустрии. К примеру, Андрей Губайдуллин, креативный директор агентства "Восход", расскажет о клиентоориентированности в рекламе. А Евгений Примаченко, креативный директор W+K Amsterdam, поделится опытом создания рекламы для легендарного бренда Nike.


Сабина Рейнгольд / Фото Алмаза Толеке для Informburo.kz

Новый город – новые форматы

В 2018 году Red Jolbors, до этого проходивший в Бишкеке, впервые состоится в Алматы. Казахстанские рекламисты с удовольствием ездили на фестиваль в Кыргызстан, но организаторы поставили перед собой новую задачу: привлечь на мероприятие других участников креативного процесса, клиентов. Чем больше представителей обеих сторон участвует в фестивале, тем успешнее будет развиваться рынок, считает Сабина Рейнгольд.

"Мы, конечно, переживаем – нелегко проводить фестиваль в новом городе. Можно сказать, приходится начинать всё с нуля: находить партнёров, налаживать связи. Но мы давно хотели приехать и привлечь новую аудиторию. Ежегодно на Red Jolbors собирается 400-500 участников, но, думаю, это не предел, и нам есть куда расти", – говорит она.

Чтобы наладить диалог между рекламодателями и рекламистами в программе Red Jolbors – 2018 появился формат дискуссии. В первый день участники поговорят о креативности в маркетинговых коммуникациях, во второй – обсудят противостояние между СМИ и брендами.

Ещё одно новшество – обратная связь от членов жюри конкурса RJ Awards, "Разбор полётов". Эксперты поделятся впечатлениями от конкурсных работ, укажут на плюсы и недочёты, ответят на вопросы участников. Этот формат организаторы увидели на международном фестивале Red Apple, который ежегодно проходит в Москве.

Читайте также:

Red Jolbors Fest: зачем нужны рекламные фестивали

Зачем рекламистам соревноваться друг с другом

Конкурс рекламных работ Red Jolbors Awards – одно из главных направлений фестиваля. Получить призовое место или попасть в шорт-лист – задача не из лёгких. В этом году, например, на конкурс подано 354 заявки. Наличие фестивальных наград – знак профессионального признания, который говорит об амбициозности и креативности агентства. Кроме того, это надёжный способ завоевать доверие клиентов.

RJ Awards проходит в семи категориях:

  • Campaigns;
  • Branding;
  • Digital;
  • Film;
  • PR;
  • Print & Outdoor;
  • Concept.

В каждой из них по несколько номинаций. Категория Concept появилась в этом году по запросам участников предыдущих лет. В отличие от остальных номинаций в ней участвуют креативные идеи, разработанные агентствами, но ещё не нашедшие клиента и нереализованные. В жюри конкурса эксперты-практики, призёры международных фестивалей, которые не понаслышке знают, что такое качественная реклама.

В этом году в конкурсе RJ Awards участвуют яркие рекламные кампании, уже полюбившиеся аудитории. Например, агентство Green Penguin представляет документальный фильм "Соседи" режиссёра Каны Бейсекеева, рассказывающий об истории астанинского ЖК "Венский квартал". А агентство GForce/Grey участвует в конкурсе с рекламной кампанией "КиноЯсли" для бренда "Агуша". "КиноЯсли" – это кинотеатр для молодых мам. Звук фильма транслируется в наушники, пока в зале звучит колыбельная, под которую спят малыши.


Сабина Рейнгольд / Фото Алмаза Толеке для Informburo.kz

Фестиваль – один из шагов к развитию рынка

Для полноценного развития рынка недостаточно одного рекламного фестиваля, считает Сабина Рейнгольд. Изменить ситуацию может только комплексный, системный подход. И тем не менее за семь лет существования Red Jolbors центральноазиатская рекламная индустрия заметно шагнула вперёд. Агентства выходят на международный уровень, привозят награды, попадают в шорт-листы международных премий.

К примеру, в прошлом году за социальный ролик "Той Жыры" агентство Movators совместно со Strana Media team впервые в истории центральноазиатской рекламы завоевало гран-при международного фестиваля Red Apple. На том же фестивале агентство GForce/Grey удостоилось бронзовой и серебряной наград. В 2018 году на фестивале "Белый квадрат", который проходит в Минске, агентство DBLA Visuals получило серебро.

"Это говорит о том, что уровень работ растёт, а мы движемся в правильном направлении. Я называю это эволюцией рекламного рынка. Постепенно, небольшими шагами мы вносим посильный вклад в его развитие", – считает Сабина Рейнгольд.